С самого начала моей работы в сфере туризма я мечтал попасть в Арктику. Первым серьёзным знакомством с этим регионом стал Шпицберген — правда, в летний период. Спустя три года мне удалось вернуться сюда уже зимой. За десять дней я преодолел почти тысячу километров на снегоходе, глубже узнал историю архипелага и наблюдал удивительные, почти «пустые» пейзажи — белое пространство, напоминающее чистый лист бумаги. В какой-то момент я поймал состояние особого «северного дзена»: мысли уходят, остаётся только ощущение чистоты и тишины. Это невероятно вдохновляло на творчество! Несколько моих любимых кадров до сих пор сделаны именно здесь — их я разместил в своем канале, ссылку указал в комментарии. А сейчас расскажу о российских поселениях, которые мне удалось посетить.
Как попасть на Шпицберген?
Раньше архипелаг был одним из наиболее доступных вариантов для знакомства с Арктикой. Во-первых, из-за относительно мягкого климата, обусловленного влиянием Гольфстрима. Во-вторых, благодаря удобному авиасообщению: Шпицберген принадлежит Норвегии, поэтому прямые рейсы выполняются из Осло и Тромсё. Оба раза я добирался сюда именно из Осло. Самолёт приземляется в Лонгйире — небольшом городе, где живут всего около 2500 человек.
Но для россиян ситуация изменилась: с 2024 года попасть сюда напрямую стало невозможно из-за ограничений. Ещё недавно существовал даже прямой рейс из России, при этом визы не требовались — достаточно было российского паспорта. Объясняется это особым международным статусом архипелага.
Исторический путь Шпицбергена
Долгое время архипелаг считался ничейной землёй. Его открытие приписывают голландскому мореплавателю Виллему Баренцу. Столичный для острова Лонгйир получил имя в честь американца Джона Манро Лонгйира. Но вопрос о том, кто оказался здесь первым, остаётся спорным. Российские исследователи считают, что это были поморы в XVI веке — археологические находки подтверждают их присутствие. Норвежцы же утверждают, что остров посещали викинги в XII веке, основываясь на упоминании Свальбарда («холодные берега») в исландских сагах, хотя материальных свидетельств нет.
Архипелаг использовался как база для китобойного промысла, арктических экспедиций и добычи угля. Правовой статус территории был закреплён в 1920 году «Трактатом о Шпицбергене»: архипелаг отходил Норвегии, но право на разработку ресурсов сохраняли все страны-участницы соглашения. Российская империя договор не подписала (в силу исторических событий), но позднее к нему присоединился СССР. В советский период здесь активно велась добыча угля — порой это был главный источник топлива для Кольского полуострова. Тогда существовали три российских посёлка: Баренцбург, Пирамида и Грумант. Сейчас только Баренцбург остаётся «живым», Пирамида превратилась в туристический объект, а Грумант законсервирован.
Поморы — первые исследователи Шпицбергена
Кто такие поморы? Это жители побережья Белого моря, потомки новгородцев, начавшие осваивать север ещё в IX–XI веках. К XVI веку они уже активно занимались промыслами и постепенно сформировали отдельный этнос.
Шпицберген (поморы называли его Грумант) стал для них местом добычи морского зверя. С XVI века здесь существовали временные поселения, а некоторые даже зимовали. Самая известная история связана с четырьмя мезенскими охотниками, чьё судно застряло во льдах в 1743 году. Они выжили более шести лет практически без припасов, охотясь и обустраивая быт, и в итоге были спасены. Этот случай описал французский учёный Пьер Людовик Леруа, и рассказ получил широкую известность в Европе и Америке.
Настоящей легендой острова стал Иван Старостин. Впервые он попал на Шпицберген в 1780 году, а затем прожил здесь 32 зимы, из них 15 подряд. Старостин умер в 1826 году и был похоронен рядом со своей избой у Айс-фьорда. Сегодня этот мыс носит его имя.
Чем так ценен Шпицберген?
Почему архипелаг вызывает столь пристальное внимание? Казалось бы, северных островов хватает у разных стран. Но именно здесь мягкий климат, обусловленный Гольфстримом, что даёт важные преимущества: богатую морскую биосферу, удобные условия для экспедиций и развитую инфраструктуру.
В разные периоды Шпицберген служил базой для мореплавателей, затем — для авиационных исследований Арктики. Сегодня он играет роль «ворот в Арктику» и важного узла Северного морского пути. Потому остров и остаётся объектом геополитического соперничества.
Норвежское давление на российское присутствие
В последние годы Норвегия всё активнее ограничивает деятельность российских посёлков. Например, два года назад норвежская сторона запретила въезд грузовикам с российскими продуктами. Проблему тогда решили, но это лишь один из примеров целенаправленной политики, направленной на снижение влияния России на архипелаге. Шпицберген наглядно показывает, как международные договоры на деле превращаются лишь в инструмент борьбы за интересы.
Жизнь российских посёлков сегодня
Чтобы узнать об актуальной ситуации, я связался с представителем треста «Арктикуголь». Вот что он мне рассказал о жизни российских поселков на острове:
- Баренцбург. Здесь проживает около 400 человек. Основу составляют шахтёры и их семьи — в 2024 году заработала новая угольная лава. Развивается и туризм: молодые специалисты работают в центре «Грумант», где есть гостиница, ресторан и экскурсионные программы. В посёлке функционирует Российский научный центр, где учёные проводят исследования. Недавно открылись бассейн с морской водой, тренажёрный зал, парикмахерская. Условия жизни вполне комфортные.
- Пирамида. Здесь живут 20–30 человек — обслуживающий персонал гостиницы и объектов для туристов. Это самый посещаемый посёлок архипелага, но поток российских туристов минимален из-за сложностей с въездом. Основная аудитория — иностранцы.
Продукты сейчас доставляют из Мурманска морским путём, недавно наладили и пассажирское сообщение на судне «Профессор Молчанов». Раньше закупки шли у европейских поставщиков, но теперь жители рады видеть привычные российские товары.
Жизнь в российских поселениях на Шпицбергене продолжается, и я очень надеюсь снова туда вернуться — пусть и как путешественник.
Больше историй о моих поездках по России — в моём канале, ссылка в комментарии.