Найти в Дзене

Одиночество по наследству. Психологический разбор фильма "Ребро Адама"

Старая и парализованная бабушка властно управляет семьей, этим чисто женским коллективом. Удары в морской колокол регламентируют совместную жизнь женщин трёх поколений. Эта рында является главным инструментом власти, который позволяет старой женщине подчинять дочь и двух внучек, несмотря на свою немощь, болезнь и невозможность отдавать приказы голосом.  "Ребро Адама" (1990). Режиссер: Вячеслав Криштофович Когда-то эта парализованная женщина была молодой, красивой и очень привлекательной. Ее муж ушел на фронт, но другие мужчины приходили и уходили... Трудно быть рядом с одним мужчиной, когда война, невзгоды и социальные катаклизмы. Трудно оставаться верной, не зная, жив ли твой муж, который ушел на войну. Всё неопределённо и непостоянно. Прочные отношения с мужчиной строить сложно и рискованно. А вот ребенок всегда рядом, в постоянной доступности, в полном распоряжении. С родным ребенком легко выстроить близкие отношения, так как он полностью зависим. Так устроен человек, что, рождаясь,
Оглавление

Старая и парализованная бабушка властно управляет семьей, этим чисто женским коллективом. Удары в морской колокол регламентируют совместную жизнь женщин трёх поколений. Эта рында является главным инструментом власти, который позволяет старой женщине подчинять дочь и двух внучек, несмотря на свою немощь, болезнь и невозможность отдавать приказы голосом. 

"Ребро Адама" (1990). Режиссер: Вячеслав Криштофович

Мать и дочь: опасная близость

Когда-то эта парализованная женщина была молодой, красивой и очень привлекательной. Ее муж ушел на фронт, но другие мужчины приходили и уходили... Трудно быть рядом с одним мужчиной, когда война, невзгоды и социальные катаклизмы. Трудно оставаться верной, не зная, жив ли твой муж, который ушел на войну. Всё неопределённо и непостоянно. Прочные отношения с мужчиной строить сложно и рискованно.

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

А вот ребенок всегда рядом, в постоянной доступности, в полном распоряжении. С родным ребенком легко выстроить близкие отношения, так как он полностью зависим. Так устроен человек, что, рождаясь, он психологически остается слит с матерью, эмоционально неразрывен с тем, кто его родил. Но приходит время, и мать постепенно отпускает ребенка, чтоб он мог делать самостоятельные шаги навстречу миру и своей жизни. В это время в жизнь ребенка приходит отец, который устанавливает правила и отделяет ребенка от матери. Он изгоняет ребенка из постели матери, разрывает их симбиотическую связь

В фильме мы видим противоестественную ситуацию, когда вместо отца любовник, и он уходит, убегает, оставляя ребенка в полной зависимости от матери в ее постели. 

Мать вместо мужа

В жизни Нины Елизаровны, главной героини фильма, не было крепкой родительской пары, поэтому не сформировался и внутри ее психики образ любящей пары, который во взрослой жизни можно было проецировать и на свою жизнь. Нина Елизаровна психологически так и осталась частью своей матери. Это чувство принадлежности своей матери глубоко бессознательно. 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

 Она привлекательна, обладает шармом и желает иметь надёжные и глубокие отношения с мужчинами. Это сознательное её желание. Но бессознательная сила преданности матери заставляют её выбирать слабых мужчин, которые не выдерживают силу её матери и просто сбегают. И сама между матерью и мужем всегда выбирала мать. 

Нина, возможно, очень любила мужей, но не имела психологических ресурсов оторваться от матери, сепарироваться от неё. Мужья уходили, потому что чувствовали, что им нет места в её душе. Они уходили из этого бабьего царства обиженными, оставляя главной героине все проблемы, связанные с воспитанием детей. 

Любовный треугольник Лиды 

Лида лишилась отца в четыре года. Он ушёл, потому что не выдержал, не смог, не сумел, будучи молодым студентом. В конкуренции с матерью Нины он проиграл. От 3 до 5 лет является волшебным временем для ребёнка, когда девочка влюбляется в отца и отделяется от матери. Но в жизни Лидии чуда не случилось. Оно не случается в семьях, где мать не готова отпускать своих детей. 

В результате Лида идеализировала своего отца. Он превратился в её психике в тёплый объект, который любил и обещал спасти. Она психологически застряла в этом периоде. Любовный треугольник стал её судьбой. Она вынуждена проживать его, будучи взрослой. 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Лида бессознательно выбирает для отношений женатого мужчину, идеализирует его и ждёт, что он заберёт её от матери и бабушки, бросив свою семью. Возможно, также ждала когда-то ее бабушка. 

Лидия терпит и надеется, но в конце концов вынуждена испытывать разочарование. Ей важно прожить разочарование в своём отце через крах отношений с мужчиной. Он создаёт видимость любви, как когда-то это делал неродной отец. Он не смог защитить её ни от матери с бабушкой, ни от суровой жизни. Он обладает финансовыми ресурсами, но его дочь вынуждена считать копейки. 

Настя как часть бабьего царства 

Настя находится в состоянии бунта. У неё есть внутренняя потребность отделиться, оторваться от бабьего царства. Она единственная может выражать настоящие чувства к бабушке. Но бунтарство, которое не переходит в принятие и понимание, всегда приводит к повторению сценария. Вот и она уже готова родить и в одиночестве воспитывать ребёнка. Причем обязательно девочку! Её мужчина тоже не прошёл экзамен на мужественность. 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Женская семейная система ни за что не отпустит Настю на волю. Она в этой семье является символическим козлом отпущения, контейнером для негативных переживаний. 

Нина Елизаровна и Лидия не могут проявлять искренних эмоций к больной парализованной бабушке. Ведь это так нормально испытывать вместе с заботой, жалостью, нежностью в процессе ухода за долго болеющим человеком такие эмоции, как злость, раздражение и даже брезгливость. Мы живые люди. Но Лида и её мать не могут себе этого позволить. 

Они периодически заставляют Настю выносить судно за больной бабушкой и проговаривать про нежелание ухаживать за больной и раздражение. Это то, что они тоже чувствуют, но не имеют никакого права признаться в этом даже себе. Выслушивая негативные высказывания Насти, они, с одной стороны, через нее проживают эти запретные эмоции, а с другой стороны, испытывают моральный триумф: «Мы нравственно выше и прекраснее Насти». 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Настя постоянно забирает какие-то вещи у Лиды. Так она даёт возможность ей выплеснуть злость, которая копится в душе старшей сестры. Вообще-то это злость предназначена её любовнику, но она не может ее проявить. Лида реализует эту злость через общение с сестрой. 

Нина Елизаровна и ее мужчины

Мы можем попасть под обаяние отношений главной героини со своими бывшими мужьями. Отношения прекрасны! Это потому, что Нина Елизаровна не напрягает их, решает самостоятельно все проблемы. 

Очень удобно прийти на день рождения бывшей тёщи с гостинцами и праздновать, закрыв дверь в комнату больной именинницы. Приятно иногда вспомнить о дочери и купить ей кроссовки. Можно порадоваться, что дочь едет на море, но не поинтересоваться её финансовыми возможностями. Радостно принять тот факт, что дочь скоро родит внука, но не предложить план поддержки. 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

В бабьем царстве волшебным образом появляется Евгений Анатольевич. С виду простой и неприхотливый мужчина. Он намерен внедриться в этот мир царствующий и могучей парализованной бабки и навести порядок. Он уже определил место для владычицы этих трёх женщин в прекрасном будущем — полянку с цветами. 

Этот мужчина не скандалит и ничего не доказывает. Его язык любви — это поступки. Он приходит, дарит цветы, чистит картошку, по-мужски «уговаривает» шумного жениха Мишку. Он мало реагирует на слова, а доверяет своим чувствам и интуиции. 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Евгений Анатольевич пришел в гости к Нине Елизаровне внешне нерешительным и скромным. Нина ведёт себя несколько высокомерно, пытаясь демонстрировать искусственный аристократический блеск семьи. Но этот скромный мужчина каким-то чудесным образом создаёт атмосферу возможности искренних чувств и естественных желаний. 

Запрет на отношения 

Желания и удовольствия запретны в этом царстве парализованных чувств, поэтому так грозно звучат удары рынды. Как будто мать Нины не смогла, будучи молодой, справиться со своими соблазнами.

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Тогда колокол ее мужа не смог остановить ее от измены. И вот сейчас запрет на удовольствия и телесные радости она накладывает на свою дочь. Нина принадлежит ей, и матери мучительно больно отпустить дочь к мужчине и остаться в одиночестве. 

Нина Елизаровна яростно нападает на больную мать. Может, первый раз в жизни она высказывает ей все, что она чувствует. Конечно, это детский бунт. Она уже не может удерживать в себе всю боль неудовлетворённости своей жизнью. 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Через несколько мгновений она опомнится, эмоции схлынут, и она снова погрузиться в жестокое чувство вины. У нее никогда не было выбора, она всегда была должна и всегда обязана своей матери. 

Прочность бабьего царства 

Ребенок, который должен родиться у Насти, это, возможно, появление чего-то нового в этом семействе.

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

Или это продолжение уже семейной традиции: несмотря ни на что, рожать и растить детей самостоятельно, рассчитывая только на себя. Нет, не только на себя, но и на маленького ребенка, давая ему понять, что ты навсегда и всецело принадлежишь своей, такой любящей матери. 

Старая парализованная старушка встает и ходит по квартире. Что это? Может, ее царствование закончилось, ведь колокол уже не способен выполнять ее приказы? Он обрывается и падает прямо ей на голову. Как будто указывает, что приказывать она может только себе. Ее действия и поступки определяют только ее жизнь. Это ее судьба, и только ей ее проживать. 

Может, это последние ее шаги, прощальный всплеск энергии перед смертью? 

А может, она услышала, что скоро родиться ещё одна девочка и есть возможность продолжить свое царствование? 

Кадр из фильма "Ребро Адама"
Кадр из фильма "Ребро Адама"

А может, она всегда могла встать, но, будучи больной, легче управлять тремя сердобольными женщинами? И вот рында больше не хочет ей служить! 

Справится ли Евгений Анатольевич с владычицей женских сердец в этом бабьем царстве? 

Спасибо, что дочитали статью!

dzen.ru