Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Не вылазила из запоев, предавала мужей, ненавидит внука, а теперь монашка: Екатерина Васильева и ее искупление

Оглавление

Когда Екатерина Васильева 15 августа отмечала свой восьмидесятый день рождения, это, конечно, заставило нас призадуматься: а куда, собственно, пропала эта удивительная женщина? Ведь давно уже не видно её ни на экране, ни на каких-то светских мероприятиях. Такая вот неожиданная тишина вокруг имени народной артистки РСФСР тут же породила целую кучу домыслов. Кто-то уверенно заявлял, что она, мол, решила оставить всю эту мирскую суету и ушла в монастырь. Другие, с не меньшей уверенностью, кивали на вредные привычки, которые, по их мнению, подкосили актрису. А особо информированные даже утверждали, что Васильева и вовсе перебралась за границу. Сама же Екатерина Сергеевна, надо сказать, никогда не скрывала: в своей жизни она совершала поступки, о которых теперь вспоминает с какой-то горькой печалью и явным сожалением.

Екатерина Васильева
Екатерина Васильева

Путь к признанию

Начнём с того, что Екатерина Васильева в школе, мягко говоря, звёзд с неба не хватала. Училась она, как говорится, «ни шатко ни валко». Зато с самого детства у неё была одна, чёткая и незыблемая цель – стать актрисой. Поскольку финансовое положение семьи оставляло желать лучшего, Катя рано начала работать. Она разносила письма на почте, а после смены, сломя голову, неслась в театральную студию. Сразу после окончания студии она, что называется, с первого захода, поступила во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. И там, среди будущих звёзд советского кино, она очень быстро стала одной из самых ярких студенток. При этом, если честно, её внешность не вписывалась в общепринятые тогда стандарты красоты. Высокая, рыжеволосая, с такими выразительными, почти резкими чертами лица – она была совсем не похожа на милых, кругленьких барышень. Но вот её внутренняя свобода, какая-то невероятная харизма, притягивали к ней внимание, как магнит.

Екатерина Васильева
Екатерина Васильева

Преподаватели, надо сказать, оценивали её по-разному. Одни, без всяких сомнений, признавали её безусловный, просто феноменальный талант. Другие же, напротив, сомневались, что она вообще сможет добиться успеха. Они считали, что её внешность слишком уж необычна для актрисы, мол, «неформат». Однако уже тогда было совершенно очевидно: перед ними человек, который ни за что не будет бояться быть собой. Она не стремилась подстраиваться под чьи-то ожидания, не пыталась быть «удобной». Правда, сама актриса вспоминает свои студенческие годы без особого энтузиазма. Более того, она называет их «тихим ужасом». По её собственным словам, в то время она старалась ни в чём не отставать от своих однокурсников. Могла на спор выпить лишнего, да и ругалась, как, простите, сапожник. А теперь, оглядываясь назад, она благодарит Бога за то, что во времена её бурной молодости наркотики ещё не были так широко распространены. Ведь со своим максимализмом, с этой безудержной жаждой быть первой во всём, она бы и в этом, скорее всего, попыталась выбиться в лидеры.

Екатерина Васильева дебютировала в кино ещё будучи студенткой. И даже в совсем крошечной роли ей удалось привлечь к себе внимание зрителей. После окончания ВГИКа её сразу же пригласили в Театр Ермоловой, затем она перешла в знаменитый «Современник», а позже – в МХАТ. Именно там она сыграла свои самые выдающиеся театральные роли, которые до сих пор помнят театралы. В её фильмографии, между прочим, более 150 киноработ! Причём снималась она в культовых лентах, раз за разом доказывая всем вокруг, что настоящий талант – это не про смазливую внешность. Она никогда не пыталась соответствовать чьим-то представлениям о красоте. Она просто была собой, и именно в этом, как нам кажется, заключалась её невероятная сила. И вот благодаря этой внутренней, совершенно неприкрытой свободе, она с лёгкостью очаровывала не только зрителей, но и, конечно же, мужчин.

Екатерина Васильева
Екатерина Васильева

Брак без предложения

ВГИК в те годы был не просто учебным заведением. Это была настоящая творческая лаборатория, кипящий котёл, где судьбы переплетались с такой же головокружительной скоростью, с какой сменялись кадры в студенческих короткометражках. Среди этой толпы ярких, безумно талантливых студентов Екатерина Васильева, разумеется, не оставалась незамеченной. Рыжеволосая, с этой своей необыкновенной харизмой, она притягивала взгляды, даже не прикладывая к этому никаких усилий. Вокруг неё всегда вились поклонники, но двое из них – Эдуард Володарский и Сергей Соловьёв – проявляли настойчивость, пожалуй, больше других.

Екатерина Васильева и Сергей Соловьёв
Екатерина Васильева и Сергей Соловьёв

Соловьёв, будущий знаменитый режиссёр, в её присутствии буквально терял всю свою самоуверенность. Он краснел, запинался, не мог связать и двух слов – настолько сильным было его восхищение этой удивительной девушкой. А Васильева, кажется, даже не догадывалась о его чувствах, считая их общение просто дружеским. Однажды, во время каникул в Ленинграде, она позвонила ему и совершенно неожиданно попросилась в гости. Оставшись с ней наедине, Сергей так сильно разнервничался, что под предлогом покупки продуктов буквально выскочил из квартиры.

Возвращаясь с пакетом, в котором лежали хлеб, колбаса и какие-то совершенно случайные сладости, он вдруг заметил, что двор будто преобразился. Подняв голову, он увидел её – Катю, сидящую на его подоконнике на шестом этаже, с ногами, свешенными вниз. Рыжую, смеющуюся, невероятно живую. Позже он признавался, что даже сейчас такой образ поразил бы его до глубины души, а тогда ему показалось, будто весь его мир перевернулся с ног на голову.

Соловьёв, без всяких сомнений, был влюблён по уши. Но его робость, его трепет перед Васильевой вряд ли позволили бы ему сделать какой-то решительный шаг. Судьба, однако, распорядилась иначе – и, что самое ироничное, в их историю вмешался сам Володарский. После очередного отказа он в порыве досады бросил Кате почти издевательский вопрос: неужели она предпочтёт ему Соловьёва? Васильева, всегда отличавшаяся лёгкостью нрава, лишь рассмеялась в ответ, восприняв это как безобидную шутку.

«А почему бы и нет?»

– пожалуй, именно так она могла ответить между двумя глотками кофе или затяжкой сигареты, даже не подозревая, что её такое небрежное, мимолётное согласие перевернёт жизнь обоих.

Екатерина Васильева в фильме «Визит дамы».
Екатерина Васильева в фильме «Визит дамы».

Уже через несколько дней перед ней стоял растерянный, но твёрдо настроенный Соловьёв – с горящими глазами и совершенно готовым планом действий. Всё происходило с какой-то кинематографической стремительностью: нервные встречи с родителями, поспешные сборы – и вот они уже стоят в ЗАГСе, обмениваясь кольцами. Даже для свободолюбивой Васильевой, привыкшей к импровизации и неожиданностям, это было слишком уж неожиданно. Но где-то в глубине души она понимала – этот брак, пусть и начавшийся как авантюра, не был для неё просто игрой. Они прожили вместе семь лет, и позже оба вспоминали эти годы с нежностью, несмотря на всё, что случилось потом.

А случилось, надо сказать, немало. Ходили упорные слухи, что измены в их семье не были такой уж редкостью. Писатель Александр Александров в своих мемуарах описывал историю, в которую многие поверили, хотя сам Соловьёв позже называл её чистым вымыслом. Поэт Геннадий Шпаликов якобы признавался, что однажды они с Васильевой выпили, провели вместе ночь, а утром она, ничтоже сумняшеся, притащила его к мужу каяться. Соловьёв, если верить этой версии, в отчаянии катался по полу, крича: «Катя, что ты наделала?!» Но последней каплей, похоже, стала новая влюблённость Васильевой. Их брак распался, оставив после себя не только слухи, но и тёплые воспоминания о времени, когда два талантливых человека верили, что их странная история – это любовь на всю жизнь.

Испепеляющая страсть

Однажды вечером Екатерина Васильева, тогда ещё законная супруга Соловьёва, непринуждённо болтала в ресторане с приятелем, даже не подозревая, что буквально в двух шагах от неё сидит человек, который скоро, как ураган, ворвётся в её судьбу. За соседним столиком, в компании Олега Ефремова, сидел Михаил Рощин – харизматичный, остроумный, имевший репутацию покорителя женских сердец. Ни его брак, ни её замужество не имели никакого значения, когда их взгляды встретились. Это был, как говорится, удар молнии.

Екатерина Васильева в фильме «Визит дамы».
Екатерина Васильева в фильме «Визит дамы».

Позже Рощин признавался, что они оба оставили свои семьи в тот же самый день, не в силах сопротивляться этой всепоглощающей страсти. Соловьёв, по словам актрисы, воспринял её уход довольно спокойно – к тому моменту их отношения уже, по сути, исчерпали себя. Новый союз казался идеальным: в 1973 году у пары родился сын, Васильева перешла во МХАТ, где Ефремов очень высоко ценил талант её нового мужа. Но за этим внешним благополучием скрывалось нечто совершенно иное.

Екатерина Васильева с сыном.
Екатерина Васильева с сыном.

Через пять лет этот, казалось бы, идеальный брак распался. А Рощин признался, что жить вместе с актрисой было совершенно, просто невыносимо. Он называл Екатерину «сумасшедшей» и откровенно говорил о её проблемах с алкоголем. Друг драматурга, Олег Ефремов, отреагировал на его переживания резко и безапелляционно, заявив, что Васильева не способна любить, а потому и не стоит сожалеть о расставании с ней. Но была и другая версия разрыва супругов – Михаил, несмотря на семейный статус, продолжал увлекаться другими женщинами. Говорили, что Екатерина застала его с помощницей по хозяйству, Ириной, которая позже стала его новой женой. Сам Рощин объяснял, что после развода Ирина просто помогала ему, а Васильева даже не пыталась наладить отношения. «Она не сделала шаг к примирению, когда ещё была возможность», – вспоминал он с какой-то обидой.

Третий брак

Жизнь Екатерины, конечно, не остановилась после этого развода. На съёмках у режиссёра Динары Асановой она встретила актёра Андрея Ларионова, который играл её мужа в фильме. Между ними вспыхнули чувства, и вскоре они обвенчались. Васильева называла его своим настоящим мужем, подчёркивая, что только венчание имеет для неё подлинное значение. Однако и этот брак не стал безоблачным, увы. Ларионов признавался, что не смог справиться с давлением внешних обстоятельств, много рефлексировал, и это в итоге разрушило их отношения. Но даже после расставания Екатерина оставалась для него опорой – когда он тяжело заболел, именно она нашла врачей и деньги на лечение. Их связь, полная страстей, боли и преданности, оказалась одной из самых значимых в её жизни.

-9

Разрыв с театром и новое призвание

В 1987 году Екатерина Васильева, прослужив во МХАТе четырнадцать лет, неожиданно для всех подала заявление об уходе. Этот шаг стал настоящим ударом для Олега Ефремова, который три года после этого не разговаривал с актрисой, считая её решение предательством. Но для самой Васильевой это было лишь началом долгого, мучительного переосмысления всей своей жизни.

К 1993 году она окончательно решила оставить не только театр, но и кинематограф, выбрав путь, который удивил многих – уход в монастырь. Позже её друг Михаил Рощин объяснял, что ключевую роль в этом сыграла встреча со священником отцом Владимиром, который помог ей справиться с алкогольной зависимостью. Васильева не просто избавилась от пагубной привычки – она обрела глубокую веру, без которой, как считала сама, ничего бы не вышло. Отказываясь от актёрской карьеры, она не испытывала ни малейших сожалений. Даже свои самые известные роли – в «Бумбараше» и «Обыкновенном чуде» – она называла коммерческими проектами, о которых не хотела вспоминать. Единственным исключением стал «Визит дамы» Михаила Козакова, но и его она воспринимала скорее как испытание, данное свыше. Настоящее творческое удовлетворение, по её словам, она находила только в театре.

Хотя Васильева заявила о завершении карьеры, в 1997 году она неожиданно вернулась – но уже на совершенно других условиях. Теперь она соглашалась на роли лишь с благословения своего духовного наставника. Так появились её работы в «Графине де Монсоро», «Приходи на меня посмотреть» и «Анне Карениной», которую снял её первый муж, Сергей Соловьёв. Вот такой вот круговорот судеб.

Жизнь её сына Дмитрия Рощина тоже сложилась весьма своеобразно. Выпускник ВГИКа выбрал путь, далёкий от мира кино, став протоиереем и настоятелем храма. Для Екатерины Васильевой это решение сына стало предметом особой гордости – она с искренним теплом обращалась к нему «отец Димитрий», видя в его служении высшее призвание. Его семья, казалось, воплощала идеал благочестия: супруга Любовь подарила ему семерых детей, с младенчества воспитанных в традициях строгой православной веры.

Екатерина Васильева с сыном.
Екатерина Васильева с сыном.

Однако за этой внешней гармонией скрывалась непростая история. Дмитрий не поддерживал отношений со своим первенцем – Арсением, рождённым в отношениях с актрисой Еленой Кориковой. По слухам, именно Васильева сыграла ключевую роль в этом разрыве. Вначале она якобы настаивала на том, чтобы Корикова прервала беременность, а позже убедила сына в том, что ребёнок не имеет к нему отношения. Дмитрий, доверившись матери, полностью исключил бывшую возлюбленную и их общего сына из своей жизни. Даже спустя годы ни он, ни сама Васильева не восстановили связь с Арсением – эта страница так и осталась закрытой, словно запечатанная тайна.

Сама Екатерина Сергеевна, крестившаяся лишь в 33 года, не раз с сожалением размышляла о том, как могла бы сложиться её судьба, прими она веру раньше. Возможно, тогда многие решения – и её, и её близких – оказались бы иными, более правильными. Но жизнь, увы, не даёт возможности переиграть прошлое – лишь осмыслить его и идти дальше. Она сожалела о прошлых ошибках – абортах, разводах, пьянстве, – считая, что вера могла бы уберечь её от многих страшных грехов. В одном из редких откровений она признавалась, что дважды была на грани смерти, перенесла тяжёлые операции и лишь чудом выжила. Поистине, судьба её была полна испытаний.

В 2021 году её путь привёл в Троице-Одигитриевский монастырь, где она приняла иноческий постриг под именем Василиса. Для неё это стало окончательным отречением от мира, в котором когда-то она так ярко блистала на сцене. В одном из последних интервью она твёрдо заявила, что больше никогда не вернётся к актёрству – потому что эта профессия, по её мнению, вредна для души. И если человек действительно верит, то ему, по её словам, не место на сцене. Её жизнь разделилась на «до» и «после» – между миром, полным соблазнов, и тишиной монастырских стен, где она наконец обрела покой. Сейчас актриса считает профессию, которой служила долгие годы, греховной, и её мнение разделяют многие коллеги, нашедшие утешение в вере.

Инокиня Василиса.
Инокиня Василиса.

💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!