У главного театра страны накопилось так много скелетов в шкафу, что двух статей о закулисье МХАТа оказалось мало. Сегодня продолжу. Поехали.
1. Ефремов/Шатров — баснословные гонорары на Ленине с фигой в кармане.
Идея поставить новый спектакль о В. И. Ленине к XXVI съезду КПСС витала в воздухе. Главным исследователем "ленинианы" в драматургии был Михаил Шатров (Маршак). Еще в конце 60-х, выступая перед сотрудниками Министерства культуры, он говорил "о девальвации образа Ленина. Часто в произведениях существуют ножницы между идейным и интересным, талантливым..."
И далее:
"Показывать Ленина можно лишь в той сфере, в которой он работал, в политике. Но этого мало, надо, чтобы он был нашим современником и в политике".
Как сказал! Умно. Не зря Фаина Раневская говорила: "Шатров — это Крупская сегодня". К тому же драматург происходил из семьи Алексея Рыкова — главы правительства, ленинца, пострадавшего в эпоху Сталина. Вот такому ассу и поручили дело.
Разумеется, на кону стояли огромные дивиденды, и не только в денежном выражении. Многие хотели поучаствовать в дележке пирога или, по крайней мере, побороться за него. Без интриг в этом деле не обойтись. Таков закон жизни — нравится это кому-то или нет. Да и сами авторы ради барыша и славы впряглись в этот процесс. Только ради неё. Фига в кармане против власти у "творческой интеллигенции" была всегда.
Выпустить к съезду партии пьесу не дал академик Анатолий Егоров. Аргументы у него были серьезные. Он также считал себя экспертом по В. И. Ленину. Да еще каким! Заведовал Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Дорабатывать сценарий пьесы, так чтобы "комар носа не подточил", трио соавторов Шатров-Ефремов-Смелянский отправилось в дом творчества Малеевка. Доработали. Показали отдыхавшему там же Юрию Карякину (в конце 90-х он будет лоббировать себя на пост посла РФ в Ватикане, хотя строго соблюдал ельцинскую диету — ни дня без бутылки). Карякин выдал отзыв: "зловредный антысаветский акций". Такой вот, с бериевским акцентом, написал отзыв. Все поржали.
Одновременно решено было заручиться поддержкой фаворита Леонида Брежнева Константина Черненко. Ему было составлено письмо. Вот одна из мыслей того письма:
"после Октября Художественный театр всегда пользовался доверием со стороны партии и правительства, ему всегда оказывалась помощь и поддержка — начало этой традиции положил Владимир Ильич Ленин".
Сердобольный Черненко помог. В консультанты подобрали сговорчивых докторов наук из Института истории СССР. Премьера была назначена на день рождения Л. И. Брежнева — 19 декабря 1981 года. Дата была выбрана неслучайно: лизнуть начальству для исполнения всех персональных желаний — обычное дело в творческой среде. Все считали, что Советская власть вечна. Сомнений в этом ни у кого не было в 1981 году.
Кстати, за несколько дней до той эпохальной премьеры не было утверждено название пьесы. В черновом варианте она называлась "Вам завещаю". Сидевший в те дни в кабинете Ефремова драматург-шутник Михаил Рощин предложил: "Счастливо оставаться". Ха-ха. В том кабинете немало хохмили, отправляя варианты министру культуры СССР П. Н. Демичеву. Но кандидат в члены Политбюро этого не знал (хотя не мог не держать в голове ленинское определение "творческой интеллигенции"). Стороны сошлись на "Так победим!"
Успех был огромен. Очевидно, что доктора наук из Института истории СССР его не разделили... в финансовом аспекте.
Кроме Государственной премии СССР, Шатров и К. получат совсем немалые комиссионные за постановку пьесы в театрах по всему Союзу. Неожиданным, но приятным подарком окажутся гастроли МХАТ по странам Восточной Европы, с заездом в Австрию. Там можно было и хорошо заработать, и потратить деньги. Шоппинг советские артисты освоили задолго до большинства советских граждан. Ради этого они исторически подсиживали друг друга, о чем писала Т. Доронина в своих мемуарах. В том турне больше всех повезло актрисе Екатерине Васильевой. В нее влюбился местный миллионер, осыпавший ее шмотками из бутиков на зависть "мирошниченко".
Кроме того, исполнитель роли В. И. Ленина Александр Калягин попросил 4-комнатную квартиру. Письмо отправил первому секретарю МГК КПСС В. В. Гришину. Член Политбюро выполнил просьбу "Ленина" без проволочек. Квартира была практически в центре Москвы. Правда в 90-ые Калягин намекал, что на роль Ленина его заставили согласиться под пытками... моральными.
Согласитесь, читатели, если все это вышеуказанные персоны делали с фигой в кармане, то тогда верните гонорары, премии, квартиры. Так честнее было бы.
2. Олег Ефремов: я самый великий болгарин!
На гастролях в Болгарии Олег Ефремов, по воспоминаниям Всеволода Шиловского, напился так, что уснул лицом в салате. А банкет был правительственный, к тому же еще не начинался. Глава дружественной Болгарии Тодор Живков и мхатовские старики (Яншин, Массальский, Прудкин, Станицын) только вошли в зал. Широко открыли глаза, вернее глаза сам вылезли из орбит от неожиданности. В этот момент главный режиссер МХАТа поднял лицо из тарелки и радостно констатировал:
- Ептать, Живков! Привет!
- На здравие, Олег! - ответил Тодор.
Охрана главы Болгарии бережно отнесла Олега Николаевича в гостиницу.
Лидер дружественной страны на следующий день вручал ордена вышеперечисленным старикам, включая и Ефремова. Это был отличный повод Олегу снова напиться. Утром после награждения, голый Олег Ефремов, завернулся в болгарский флаг, выскочил на балкон, где прокричал редким (к счастью) прохожим: "Я самый великий болгарин!"
3. Олег Ефремов проводник идей Льва Толстого?
Ефремов любил читать. И где-то у Льва Толстого он вычитал такую мысль: "Еврея любить трудно, но надо". С неделю он повторял это всем встречным и поперечным, наблюдая за их реакцией. А когда внутренне созрел, то произнес ее со сцены на юбилее своего "Современника". Без повода. Просто так ляпнул...Немая сцена в ответ. Говорят, Волчек с Квашой и Гафтом объявили бойкот своему экс-худруку. А с ними добрая половина труппы "Современника". Месяц держались товарищи.
4. Звездная куйня Олега Ефремова
В другой раз Ефремов пришел в театр Советской армии. На юбилей их главного режиссера Леонида Хейвица. Довольно быстро он вошел в необходимое для тоста состояние. В то самое - волшебное.
- Леня, Леничка, ты даже не представляешь в какой театр ты попал, - начал ласково Олег и оглядел генералов с полковниками.
А дальше он увел тост в архитектурные излишества театра СовАрмии. Как с ними было трудно справится экс-главному режиссеру этого театра Алексею Попову. Завершить хотел громкой фразой: "Все эти колонны, все эти танковые подъезды, вся эта звездная куйня...." и уперся взором в генерала. Народ ахнул. Никто не ожидал такого завершения спича. Первым очнулся тот генерал, которого взором испепелял Олег. Он попросил повторить фразу. Ефремов лишь огрызнулся и быстро завершил свое выступление. Вернулся за стол к своим "мхатчикам" - Любшину, Лавровой и другим, где через 10 минут , его уже отгружали под руки, чтобы везти в койку. Еще неделю театральная Москва обсуждала ход и оригинальность мыслей главного режиссера Художественного Академического театра.
Поддержать Канал финансово: Сбер 2202 2080 2418 2900, Александр Ю.
Статьи по теме: