22 февраля 2022 года (22.02.2022 – красивая дата, не правда ли?) Россия и Азербайджан в Москве подписали Декларацию о союзнических отношениях. Через два дня началась специальная военная операция ВС РФ на Украине, и в этой войне официальный Баку де-факто встал на сторону киевского режима, начав ему оказывать сначала техническую и информационную поддержку, затем – военно-техническую, технологическую и энергетическую помощь. Завершился этот дрейф превращением Азербайджана чуть ли не в главного поставщика энергоресурсов для Украины, по крайней мере, в вопросе углеводородов.
Конечно, отказ Азербайджана от союзничества с Россией произошел не сразу, а развивался постепенно, точно по лекалам теории эскалации американского политолога времен Холодной войны Германа Кана, созданной им в 1970-х гг. Кстати, полностью в соответствии с той теорией развивались американо-российские отношения в годы президентства Джозефа Байдена, что в Белом доме не особо-то и скрывали. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в прошлом – выпускник, профессор и замдекана МГИМО о существовании этой теории не мог не знать, так как изучал ее в силу специфики своей профессиональной деятельности в советское время. Так что не удивительно, почему траектории ухудшения отношения Америки и Азербайджана к России на политическом уровне на фоне конфликта вокруг Украины полностью совпадали, разве что сами процессы шли с разной интенсивностью.
Правда, в своей основе действия администраций президентов Байдена и Алиева имели разную мотивацию: если первая стремилась заполучить под свои геополитические планы зависимую полуколониальную структуру, то вторая – новый глобальный рынок сбыта своего сырья. Чтобы это свершилось, надо было убрать из Украины любое российское влияние – политическое, ресурсно-сырьевое, экономическое, финансовое. Так что цели Вашингтона и Баку в своих интересах если не совпадали, то коррелировали и очень тесно. Собственно, именно этим и обусловлена та сначала антироссийская, а затем русофобская пропаганда в азербайджанской прессе, особенно в русскоязычной, которую мы наблюдаем с марта 2022 года.
Для тех, кто не знает: в Азербайджане нет свободной прессы (впрочем, как и везде), но там и нет неподконтрольного государству крупного частного капитала, который бы мог финансировать оппозиционную прессу. Так каждое средство массовой информации (впрочем, как и в России) имеет договор с властями на информационное обеспечение их деятельности плюс какие-то доходы от частной рекламы или заказных статей. Поэтому мы в Азербайджане видим хорошо отдирижированный многоголосый хор изданий, дружно и слаженно поющих одну песню, слова каоторой написаны в администрации президента Ильхама Алиева. А финансирует это все слаженное многоголосье только один кошелек – единственная в стране транснациональная энергетическая корпорация SOCAR, в переводе на русский Государственная нефтегазовая компания Азербайджанской республики. В этом заключается главное отличие азербайджанской и российской прессы: хотя они и там, и там полностью контролируются государством даже на уровне районных газет, но в России много крупного бизнеса с государственным участием, и поэтому возможен плюрализм мнений в оценках происходящего в рамках установленного властями коридора, а в Азербайджане такого нет, есть только один спонсор, а поэтому мы видим хор и тараканьи бега.
Вот мы и подошли к главному вопросу этой статьи: почему государственная корпорация SOCAR, контролирующая в Азербайджане весь рынок углеводородов от добычи нефти и газа до газораспределительных и теплосетей до бензоколонок, финансирует антироссийскую истерику в местной прессе, которая год от года только усиливается?
Причина до банального проста: после атаки ВСУ на Курскую область в августе 2024 года, когда была уничтожена последняя газораспределительная станция в городке Суджа на границе двух стран, и транзит российского газа через Украину или его поставки на Украину стали невозможными не только по политическим причинам, но и чисто технически, украинский газовый рынок освободился для других поставщиков. Конечно, у Украины были свои месторождения природного газа в Полтавской и харьковской областях и нефти на побережье и акватории Черного моря, но добыча углеводородов была быстро сведена до минимума усилиями российских военных, да и в мирное время они покрывали не более трети потребностей промышленности и населения Украины. У стран Европы своих излишков сырья для снабжения Украины не оказалось, и тут к снабжению газом и нефтью киевского режима был подключен Азербайджан, но не весь, а только его главная энергетическая компонента – государственная, на деле транснациональная корпорация SOCAR.
По сути, в сухом остатке, мир получил следующую ситуацию: российская государственная, а на деле транснациональная корпорация «Газпром» киевскими властями военными средствами и несмотря на международно-правовой принцип неприкосновенности частной собственности без компенсации финансовых, технических и технологических потерь была изгнана с украинского рынка, а на ее место без капиталовложений в инфраструктуру и при инвестициях исключительно в антироссийскую пропаганду был запущена азербайджанская государственная, а на деле транснациональная компания SOCAR. Чего только не сделаешь, когда речь идет о рынке с 20 миллионами газовых плит, полумиллионом котельных и 30 тысячами предприятий. Да, прав был Карл Маркс, доводя до уровня постулата слова Джозефа Даннинга, что ради 300 процентов прибыли капитал готов пойти на любое преступление.
Собственно, на этом можно было бы поставить точку. Но мы живем уже не в эпоху распада СССР, когда такой воровской передел собственности в виду отсутствия государственности был возможен. А поэтому встал в полный рост вопрос от ответственности – юридической, политической и просто человеческой. Рейдерство и пиратство наказуемы: рейдеров стреляют, пиратов топят. Все эти Дрейки, Морганы, Эдвардсы, Тичи, Кидды и прочие Флинты на самом деле были неудачниками, имена поистине удачливых пиратов мы читаем на вывесках самых респектабельных банкирских домов лондонского Сити. Баку в союзе с Киевом решил попиратствовать на российских нефтегазовых коммуникациях и рынках сбыта сырья, но не сам лично, а через своего единственного поистине могущественного монополиста, не заплатив законному владельцу не отступных, ни компенсации, ни тем более ренты.
Но сегодня не XVII век и не «лихие 90-е», чтобы так поступать безнаказанно. Эпоха кардинально изменилась. А чтобы руководство SOCAR и лично президент Ильхам Алиев это поняли, ответ на рейдерство и пиратство в макроэкономике в виде «Искандеров», «Кинжалов» и «Гераней» прилетел очень быстро: сначала по Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу в Полтавской области, работающему только на азербайджанской нефти, а затем по газоперекачивающей станции «Орловка» в Одесской области на украинско-румынской границе, через которую поставлялся азербайджанский газ. SOCAR, у вас проблемы. А потом случились какие-то неприятности на совместном азербайджанско-казахстанском газовом месторождении в акватории Каспия…
Почему Ильхам Алиев отдал приказ своему транснациональному нефтегазовому монополисту заняться пиратском на традиционно российском газовом рынке Украины, понятно: старшая сестра его супруги Наргиз Пашаева долгие годы живет в Великобритании, является профессором Оксфордского университета и обеспечивает контакты и интересы клана своего шурина на Туманном Альбионе. Из истории мы знаем, что основой британского национального благополучия и благосостояния стали именно пиратство и колониальные захваты, а такие привычки на уровне менталитета нации живут вечно и заразны для других. Президент Алиев явно под влиянием своей своячницы решил примерить на себя треуголку британского пирата. Но, родившись с золотой ложкой во рту и благополучно пересидев в Москве «лихие 90-е», пока его отец в Азербайджане выгрызал у конкурентов власть, давя заговоры и попытки переворотов, он понятия не имел на уровне личного практического опыта, с чем это бывает связано. Теперь уже имеет.