Найти в Дзене

Как Екатерина II подняла русский флот с колен

В середине XVIII века русский флот был на грани исчезновения. После блестящего старта при Петре I — корабли гнили в доках, адмиралы теряли влияние, а Европа смотрела на Россию как на сухопутную и довольно слабую державу. Но в 1762 году на трон взошла женщина, которая не только не боялась моря — она сделала его оружием империи. Екатерина II. После смерти Петра Великого флот начал деградировать. В правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны военно-морские усилия свелись к минимуму. Верфи простаивали, обучение офицеров прекратилось, а Балтийский флот — гордость Петра — превратился в парк старых кораблей. К 1762 году Россия имела всего около 40 линейных кораблей, многие из которых были небоеспособны. Чёрное море оставалось под полным контролем Османской империи. Морская мощь Российской империи была не просто ослаблена — от нее не осталось и следа. Екатерина II взошла на престол не как морской стратег, а как правитель, понимавший: величие империи измеряется не просто армией, но и сильным
Оглавление

В середине XVIII века русский флот был на грани исчезновения. После блестящего старта при Петре I — корабли гнили в доках, адмиралы теряли влияние, а Европа смотрела на Россию как на сухопутную и довольно слабую державу. Но в 1762 году на трон взошла женщина, которая не только не боялась моря — она сделала его оружием империи. Екатерина II.

Кризис после Петра

После смерти Петра Великого флот начал деградировать. В правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны военно-морские усилия свелись к минимуму. Верфи простаивали, обучение офицеров прекратилось, а Балтийский флот — гордость Петра — превратился в парк старых кораблей.

К 1762 году Россия имела всего около 40 линейных кораблей, многие из которых были небоеспособны. Чёрное море оставалось под полным контролем Османской империи. Морская мощь Российской империи была не просто ослаблена — от нее не осталось и следа.

Екатерина приходит к власти

Екатерина II взошла на престол не как морской стратег, а как правитель, понимавший: величие империи измеряется не просто армией, но и сильным флотом. Она окружила себя людьми, разделявшими её видение. Главным из них стал граф Григорий Орлов — фаворит, но также и человек с морским опытом.

-2

Уже в 1763 году императрица подписала указ о масштабной программе перевооружения. Были запущены новые верфи в Кронштадте, Риге и на юге. Впервые в истории России флот стал приоритетом государственной политики.

Флот на юге: борьба за Чёрное море

Настоящий прорыв произошёл после русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Екатерина поставила амбициозную цель: выйти в Чёрное море и сломить османское господство.

В 1771 году был создан Азовский флот — первый шаг к южной экспансии. А после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году, который завершил русско-турецкую войну 1768—1774 годов в пользу императрицы Екатерины II, Россия получила право строить флот на Чёрном море.

На месте татарской деревни Ахтиар был заложен Севастополь — будущая крепость и главная база Черноморского флота. Проектировал его французский военный инженер Себастьян де Вобан, но строили русские руки — и русская воля.

Морские триумфы: Чесме и Федониси

Чесменское сражение

Первый удар по престижу Османской империи был нанесён в 1770 году — при Чесме.

Чесменское сражение длилось два дня с 5 по 7 июля 1770 года. И именно тогда по престижу Османской империи был нанесён огромный удар.

Решающим стал ночной огненный налёт. Русские брандеры неожиданно ворвались в гавань и подожгли турецкие суда. К утру море было усеяно обломками кораблей противника.

В результате сражения русский флот, которым командовал граф Алексей Орлов, одержал решающую победу, уничтожив турецкий флот под командованием Хусамеддина Ибрагим-Паши и получив контроль над Архипелагом. Более того, русский флот установил блокаду Дарданелл.

-3

Это была одна из самых смелых операций в истории: 9 русских линейных кораблей против 15 турецких. И Россия заявила о себе как о морской державе.

В итоге Турция была вынуждена отказаться от наступательных действий в Эгейском море и на Черном море.

И надо отметить, что именно Чесменское сражение сыграло значительную роль при заключении мирного договора, завершившего русско-турецкую войну.

Что примечательно, 7 июля отмечается как День воинской славы России в память о победе в Чесменском сражении.

В честь победы были созданы Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, а также Чесменский обелиск в Гатчине и Чесменская колонна в Царском Селе.

Успехи в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов позволили России решить целый ряд стратегических задач. В частности, было покончено с
вассалом Османской империи - Крымским ханством. Ведь на протяжении многих веков, в сложные для России времена этот враждебный и, надо сказать, подлый южный сосед раз за разом наносил удар в спину, совершая грабительские набеги на русские города.

К 1783 году безраздельное господство турок и их ставленников –
крымских ханов в регионе было уже в прошлом. Императрица Екатерина II
подписала манифест о присоединении к Российской империи Крыма, Тамани и
кубанских татар. В это же время с объединенным грузинским царством
Картли-Кахети был заключен договор о покровительстве и верховной власти
Российской империи, согласно которому Восточная Грузия перешла под
протекторат России.

Но геополитические враги Российской империи пытались не допустить ее
усиления. В 1787 году Турция, пользуясь поддержкой, кто бы сомневался, Великобритании, Франции и Пруссии, выдвинула России ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии. Обнаглев еще больше, стала добиваться от Российской империи разрешения на досмотр кораблей, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы. Получив отказ, 13 августа 1787 года Османская империя объявила России войну.

Бой у острова Фидониси - Змеиный

С 7 (18) июня 1788 года силы русской Лиманской флотилии под
командованием К. Нассау-Зигена и при поддержке корабельной эскадры П.
Джонса вели ожесточенные бои с турецкими отрядами у Очакова. Взятие этой крепости, перекрывавшей огнем своих орудий выход из Днепровско-Бугского лимана, стало для русских главной целью первой кампании.

-4

7–18 (28–29) июня турецкая эскадра, потерявшая 8 из 10 кораблей и 2 из 6 фрегатов, ушла, позволив 50-тысячной русской армии переправиться через
Южный Буг и осадить Очаков.

В тот же день из Севастополя к Очакову выдвинулась русская эскадра под
командованием контр-адмирала М. И. Войновича, состоявшая из 2 кораблей, 10 фрегатов и 24 малых судов. Всего 36 единиц и 550 орудий с массой бортового залпа 156 пудов, что примерно 2 555 кг.

Главная ее задача состояла в том, не дать сбежавшей после разгрома
турецкой эскадре прийти в себя и вернуться, чтобы оказать помощь гарнизону крепости. Так эскадра должна была содействовать своим войскам, осаждавшим
Очаков, и оборонять от ударов с моря побережье Крыма.

Турецкий флот был обнаружен 29 июня (10 июля) 1788 года у острова
Фидониси. Эскадра капудан-паши Эски-Гассана имела в своем составе 17
кораблей, 8 фрегатов и 21 малое судно; всего 46 единиц и 1100 орудий с
массой бортового залпа 406 пудов, примерно 6 650 кг.

Несколько дней противники маневрировали на виду друг у друга, не вступая в бой.

Но 3 (14) июля, около 13 часов, Эски-Гассан все же решился атаковать авангард
русской эскадры 66-пушечный корабль «Преображение Господне» и 3 фрегата под командованием капитана бригадирского ранга Ф. Ф. Ушакова, который во время преследования противника оторвался от главных сил.

Турецкая эскадра тремя колоннами стала спускаться на авангард русской эскадры. Две колонны из 12 кораблей во главе с командующим турецкой эскадрой намеревались отрезать авангард, взять его всего в два огня и разгромить.

В это же время пять линейных кораблей турецкого авангарда, которые шли в третьей колонне, должны были сдержать боем главные силы русской эскадры 66-пушечный корабль «Святой Павел» и 7 фрегатов.

Ф. Ф. Ушаков разгадал замысел Эски-Гассана. На размышления и обсуждения времени не было. Поэтому, не дожидаясь указаний командира эскадры, приказал двум своим фрегатам, шедшим в голове, прибавить парусов, чтобы обойти и взять тоже в два огня головные корабли ближайшей к нему колонны противника.

Решительная контратака русской эскадры против шести турецких
кораблей, бесстрашно сблизившихся с ней первыми, привела к срыву замысла
Эски-Гассана. Не выдержав обрушившегося огня и опасаясь оказаться в
окружении, командиры этих турецких кораблей стали поспешно выходить из
боя. Покончив с ними, Ф. Ф. Ушаков тут же перенес огонь на флагманский корабль турецкой эскадры «Капудание», обрушив на него несколько продольных залпов. Получив серьезные повреждения, тот также вышел из боя.

После трехчасовой схватки турецкая эскадра, потерявшая одну шебеку, еле
оторвалась от преследования и, пользуясь своим единственным преимуществом в скорости хода, ушла на юг. Это и спасло ее от полного разгрома.

В бою у Фидониси русская эскадра, по весу своего бортового залпа
уступавшая противнику почти в три раза, взяла верх благодаря
своевременным и решительным действиям младшего флагмана русской эскадры Ф. Ф. Ушакова.

Вопреки принципам линейной тактики он не боялся проявлять самостоятельность и инициативу, действовал, согласно обстановке, не теряя драгоценного времени в ожидании распоряжений старшего начальника. Это позволило ему упредить противника, сорвать его запланированные атаки, а затем сосредоточить силы на решающем участке боя и дезорганизовать управление турецкой эскадрой. Соответственно, сумев держать инициативу в своих руках, Ф. Ушаков лишил противника возможности изменить ход боя.

Несмотря на то, что бой не оказал решающего влияния на ход войны, он имел
большое психологическое значение для русской стороны, так как русская
эскадра одержала победу над превосходящими силами противника.

Ушаков и новая школа морской войны

Екатерина понимала: флот — это не только корабли, но и люди. Она поддерживала создание морских училищ, привлекала иностранных специалистов, но делала ставку на русских адмиралов.

-5

Фёдор Ушаков стал символом новой эпохи. Его тактика — агрессивная, мобильная, основанная на внезапности — перевернула представления о парусной войне. Он не терпел пассивной обороны. «Лучшая защита — нападение», — говорил он.

Под его началом русский флот стал не просто боеспособным — он стал образцом для Европы.

Итог: империя, омываемая морями

К концу правления Екатерины II Россия имела три мощных флота: Балтийский, Черноморский и Азовский. Число линейных кораблей выросло до 70. Севастополь, Николаев, Херсон — южные города-крепости стали символами новой экспансии.

-6

Екатерина не просто восстановила флот. Она превратила Россию в морскую державу, способную бросать вызов Османской империи, участвовать в международных конфликтах и защищать свои интересы на море.

Она не стояла на палубе, но каждый корабль, выходивший в поход, был её детищем — продуктом воли, стратегии и безошибочного понимания: без флота нет империи.

Флот Екатерины II — это не просто история кораблей. Это история возрождения. Возрождения через решимость, дальновидность и политическую смелость. Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы узнать больше фактов об серьезных и важнейших исторических событиях.

До новых встреч на просторах честной истории и не забудьте про колокольчик.