Лонгрид тот еще, так что если Вы не заинтересованы в этом вопросе лично, лучше и не начинайте 😅
Глава первая. Убираем первопричину.
Прошло полгода как я уволился с работы. Потому что понял, что причиной моих проблем стало то, что я делаю одно, хочу делать другое, и между собой эти множества почти не пересекаются. Головой я убеждаю себя, что хожу на нормальную работу и получаю нормальную зарплату. А телом понимаю, что что-то со мной очень не в порядке. Маленькие микровспышки гнева и раздражения к своему постоянному окружению, к своим повседневным занятиям, к кому-то из коллег копятся, откладываются по капельке в организме, а потом вдруг выскакивают приступами тревоги или скачками давления.
Я уволился, убрав таким образом из жизни главный раздражитель. Целый клубок раздражителей, если быть точным. Сейчас понимаю, что, вероятно, можно было решить эту проблему иначе. Или хотя бы попытаться. Позже расскажу как. Но сейчас это уже не актуально. А рассказывать я буду про то, как и почему меня еще полгода колбасило, а еще про то, как это удалось почти совсем погасить.
Колбасило меня еще длительное время, да и сейчас иногда еще всколыхивает, потому что организм вышел из правильного русла и привык неправильно реагировать на некоторые вещи. Но привычки болезненного извращенного реагирования мы рассмотрим позже, потому что именно гашению этих привычек будет посвящена последняя часть этой заметки. А сперва рассмотрим самый корень зла. Причину бунта всего организма. Пожалуй, ключевыми (для меня) можно выделить два момента:
- "Не трогайте меня!" Это необходимость иметь время покоя, время на самого себя, время, когда никто не дёргает, не требует, не висит над душой и не ждёт от меня того или иного результата.
- "На что я трачу жизнь?" Это осмысленное понимание и приятие (либо, в данном случае, НЕприятие) того, зачем мне делать то, чем я в текущий момент (или вообще в текущий период жизни) занимаюсь.
Верите или нет, но зарплата - не единственный стимул для меня делать ту или иную работу. Если я не подыхаю с голоду и работа конкретно на этой должности конкретно на этой фирме не является для меня единственным способом выживания, то очень важным становится то, нравится ли мне то, что я делаю. Получаю ли я удовольствие. Нравится ли мне процесс того, что я делаю. Нравится ли мне результат того, что я делаю. Сама идея и цель работы имеют значение. Отдыхаю ли я душой, пока решаю те или иные задачи. Дают ли мне ряд свобод на работе, или, наоборот, загоняют в какие-то рамки.
Некоторое время работа инженера-конструктора была мне в кайф. Мне это было интересно. А потом перестало быть интересно. Наконструировался. По мере роста квалификации начала расти ответственность, сложность задач. Свобод стало меньше, а задачи-то мне уже не интересны. Так я приплыл к ситуации, когда мне уже было противно делать то, что я делал. А делать надо было еще больше и еще лучше. Организм начал посылать сигналы из серии "Хозяин, нафиг мы этим вообще занимаемся? Нам же не интересно и даже не весело!" А результат работы в команде, в которой каждому от тебя что-то надо, привёл к состоянию "Пора бы им всем уже от нас отвалить!"
На тот момент я нашёл единственный выход - уволился. Мой психолог спросил: "Как это вышло? Ты разобрался в ситуации, убрал лишнее, и у тебя высвободился энергетический ресурс, чтобы сделать этот серьёзный шаг?" Я ответил: "Нет, это было бегство с целью сохранить здоровье и рассудок. Никакого героизма, просто бежал в кусты, бросив всё к хренам собачим."
Не очень героически. От гуру и коучей обычно ждут других историй, где они выходят победителями. Но вовремя бежать иногда - важнее, чем героически доканать себя, "приняв всю ответственность и перераспределив приоритеты". Так я убрал основные раздражители. Но расшатанный организм еще продолжал шалить. Адреналин отвык выделяться когда надо и привык выделяться когда не надо. Если у меня случались приступы в какой-то обстановке, то при повторном попадании в эту обстановку возникала тревога и страх повторения приступа. Отчего он, естественно и повторялся. Организм в принципе всё еще был расшатанным, слишком резко реагировал даже на мелочи.
Теперь, заборов причины, мне пришлось разбираться с последствиями.
Глава вторая. От состояния беспокойства к состоянию покоя.
Долгое время после увольнения я анализировал каждый процесс в жизни, каждое событие, каждый вид деятельности на то, ведёт ли он к покою и радости, или же к диссонансу и недовольству. Следом за работой ушла моя активность председателя совета жильцов дома. Такова моя натура - я не могу решать задачу, не включившись в неё эмоционально. Это вам не математика. Тем более, что проблемы по благоустройству и прочему ЖКХ автоматом связаны с эмоциями жильцов. То есть, включаясь в эти задачи, я автоматом накручиваюсь на негатив, несправедливость, обиды, злость и прочие эмоции окружающих людей.
Потом я понял, что иногда мне хочется подремать днём. Организм вдруг срубает и ему хочется полчасика побездействовать. Я дал ему это.
Как-то само собой получилось, что, сразу после увольнения, я зверски набросился на ремонт и продажи гитар (моя теперешняя деятельность). Это была ошибка. Понятно, я, с одной стороны, боялся не заработать достаточно денег, а с другой, ошибочно думал, что заниматься гитарами 10 часов в сутки в 2 раза приятнее, чем 5 часов. Быстро понял, что сейчас сам себя угроблю, что любимое дело нельзя превращать в изощрённую форму самоубийства, и обороты сбавил.
Понял, что иногда мне надо просто "потупить". Для здоровья психики надо иметь время, когда я не делаю ничего продуктивного, не занят ничем полезным, не решаю никаких задач, пусть даже интересных и своих личных. То есть даже не почитать книгу, а час поваляться в ванне, поиграть в компьютерную игру или посмотреть кинцо. Возможно даже тупое и бесполезное.
Знаете, почему? Следите за руками, это очень важно! Потому что когда мозг не решает те задачи, которые ему поставили мы, он решает свои собственные задачи, что бывает для нас еще важнее. Мы с детьми на расслабоне смотрим мультик, а мозг в это время осмысляет, структурирует и дефрагментирует всё, что в нём накопилось. Потому что пока ты читаешь очень умную книгу или пишешь отчёт о продвижении проекта, он этим заниматься не может, он вместе с тобой занимается этой твоей ерундой.
Организм наш активизируется симпатической системой и затормаживается парасимпатической. Уделите этому особое внимание. Это два разных контура, и иметь дело приходится с обоими. Это будет каламбур, но надо, грубо говоря, не только затормаживать свой разгон, но и разгонять своё торможение. Надо не только исключать всё, что тормошит (кофе, текущий кран, навязчивый болтливый сосед, спам-звонки), но и подключать всё, что умиротворяет.
Я стал слушать другую музыку, читать другие книги. Да, Арчибальд Кронин пишет отличным языком, он живо рисует персонажей своих книг, но я включаюсь в эти книги так, что начинаю переживать за его героев. Убираем Кронина. Почитаю-ка лучше Пелевина. Он эмоционально сухой, а это то, что мне сейчас надо.
Еще одна важная штука, обратите внимание. Почему маленьким детям строго не рекомендуется смотреть мультики долго, а главное, смотреть мультики яркие? Потому что для симпатики и парасимпатики не важно, положительные или отрицательные эмоции он испытывает. А важно то, насколько ярко он их испытывает. Даже после доброго и смешного мультика будет отходняк в виде истерики. Так и у взрослых. Покой - это не начать смотреть комедии вместо ужастиков. Покой - это выключить всё кино и пойти погулять по лесу. Я очень люблю тяжелую музыку, но ради эксперимента переключился на трип-хоп, амбиент, пост-рок и прочую, казалось бы, "фоновую" музыку, чтобы музыка не тормошила меня "ни в плюс ни в минус". Неожиданно заценил эти все "саундтреки для медитации", над которыми раньше смеялся, потому что в них музыки нет, зацепиться не за что. Вот и прекрасно, что не за что!!!
Ограничил себя от общения с посторонними людьми. Иногда начал выключать телефон. Мне, продажнику, которому непринятый звонок аукнется незаработанными деньгами, стало хорошо и спокойно. 4 часа с детьми в аквапарке - это не только 4 часа водных атракционов. Это 4 часа никаких звонков, сообщений и уведомлений. Вообще, вот эти всякие развлекалочки типа аквапарков, парков аттракционов, веревочных лазилок, езды на картингах - это всё отличный способ занять тело, освободить мозги и, в ряде случаев, отстраниться от мобильника. Многое дорого и ситуативно, не позволишь себе каждый день. Но пойти побегать на стадионе можно вообще бесплатно, а записаться на какие-то спортивные занятия или взять абонемент в зал - по достаточно демократичным ценам.
Так мы пришли к покою. Но остались еще привычки неправильно реагировать на окружающее. Об этом дальше.
Глава 3. Привычки свои себе перепривыкни.
Адреналиновые всплески с головокружениями, сердцебиениями и скачками давления случались у меня спонтанно в разное время в разных местах. Но организм в некоторых вещах у нас дурак, хотя, пытается всего лишь нас защитить. Пару раз мне поплохело на складе. И организм решил: склад = опасность. И долгое время мне еще плохело на складе не оттого, что плохело, а по инерции. Организм думал: "О! Я на складе! Ща мне будет плохо!" Сказано - сделано. Сам себя раскачал, сам растревожил, и вот уже пульс, давление, головокружение. Реакция организма неправильная. Должно быть "склад = продажи = заработок = счастье", а выходит "склад = когда-то нам тут было плохо = наверное, сейчас тоже поплохеет = о, ну я же говорил, вот уже плохеет"
Зато в спортзал я приходил и тут же начинал хотеть спать! Почему? А просто мозг сразу отходил от бытовых дел, от мыслей о детях, домашнем хозяйстве, продажах, выключал свой бешеный бег и тут же получал "отдачу" избыточным покоем, потому что всё остальное время был, наоборот, в избыточном тонусе от всей этой суматохи.
Мне пришлось больше обычного "разбегиваться" на дорожке перед тренажерами, чтобы разбудить организм. Напомнить, что вот тут, дружок, как раз и надо вырабатывать адреналин, а не ко сну готовиться. Слушать заводную музыку.
А на складе пришлось хитростью и коварством добиваться обратного. Сперва я ставил себе там русскоязычные песни. Чтобы я мог подпевать, пока что-то делаю по гитарам. Чтобы мозг был занят словами, а туловище - дыханием. Чтобы нервничать было некому и некогда. Потом стал нарабатывать антипривычки. Покупать себе вкусняшки, чтобы организм ассоциировал "склад = конфетка". Ставить себе аудиокниги, чтобы организм с вожделением ждал склада, потому что "склад = интересно, что там дальше по сужету".
Получилось. Сам себя передрессировал. Организм снова начал вырабатывать адреналин на тренировке и перестал - на складе.
Послесловие.
Тут мне попались книги Курпатова про панические атаки, тревоги, неврозы, ВСД. Я структурированно и обоснованно прочитал обо всём, что до этого проделал сам интуитивно. Про раздрай сознания с подсознанием. Про "хочу одно, а делаю другое". Про привычки и доминанты. Рекомендую.
Обещал рассказать, как я вижу сейчас альтернативную историю, в которой я бы не уволился с работы. Это можно было бы сделать. В-одиночку труднее, при поддержке руководства - легче. Натаскать себя на какие-то привычки. Завести на работе ритуалы, вкусняшки, которые ешь только там, а дома ограничиваешься. Попроситься ограничить себя от тех коллег, которые выступают фактором раздражения. "Ставьте меня на проекты с Васей, а с Петей не ставьте (а то вам же хуже будет, гыгыгы)". Попроситься на снижение загруженности, пусть даже при снижении премиальных. Переместиться горизонтально - уйти на другую должность в другой отдел, где, как минимум, фактор смены обстановки и небольшая нагруженность на этапе вникания в суть дела, а как максимум - пробуждение интереса к чему-то новенькому. Вдруг бы из конструкторов ушёл в сборщики, продажники, аналитики или еще кого. Пусть со снижением ЗП, например, лишь бы не со снижением здоровья. Но это всё мне надо было начинать на полгода раньше как минимум. А то и на год. Тушить тление, пока оно не раздулось в выгорание. Но у меня были другие источники дохода, на которые я и пересел, что тоже неплохо.
Слушать организм надо очень чутко. Потому что то, что мы на самом деле хотим или не хотим, обычно сильно отличается от того, что НАМ КАЖЕТСЯ мы хотим или не хотим. Если организм говорит "давай съедим мороженку, а потом купим воздушный шарик и покатаемся на карусели", иногда нужно съесть, купить и покататься. Быстро и не раздумывая. Потому что если вместо этого погрязнуть в анализе "с чего бы мне, интересно, хотелось шарик и карусельку" или, что еще хуже, погрязнуть в самоотказе типа "взрослые так не поступают, я буду выглядеть как идиот", можно упустить момент и нарваться на бунт. Потом будет три года реабилитации, а потом психотерапевт объяснит, что надо было всего лишь скушать морожениое, купить шарик и...
В качестве иллюстрации картина Репина "Приплыли" (японская шутка).