Если гулять по известным, традиционно-туристическим проспектам и улицам, то гарантированно увидишь множество достопримечательностей. И каждая из них – словно отдельная страница учебника Истории. Но часто много интереснее ходить по тихим переулкам, задворкам и тупичкам.
И находить шедевры архитектуры, знакомиться с их судьбами в таких «нетуристических» местах бывает много интересней. Разница такая, словно ты или пришел в музей, где все разложено по полочкам и оснащено табличками с подробным описанием, или самостоятельно просеиваешь песок в поисках драгоценных самородков. И поверьте, таких находок в московских переулках и крохотных, чуть сонных улочках нас ожидает бессчетное количество.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Больничный переулок невелик, всего 330 метров. Когда-то он назывался Безымянным, затем Кургановым по фамилии знатного домовладельца, а…
…В середине девятнадцатого века сделался Старо-Екатерининским в честь расположенной поблизости больницы
Он пролегает параллельно Капельскому переулку, к северу от него, и точно так же, как Капельский, соединяет между собой с Первой по Третью Мещанские улицы (нынешние проспект Мира, улицы Гиляровского и Щепкина).
Сегодня он выглядит современно и незатейливо. Но полторы сотни лет назад здесь жизнь была, конечно же, совсем иной.
Значительную часть переулка занимала шелкоткацкая фабрика купца, мануфактурщика и храмоздателя Александра Павловича Каверина, на месте которой теперь возвышается массивное жилое здание, а рядом стоял доходный дом конца девятнадцатого века, принадлежавший тому же фабриканту, перестроенный в 1930-х.
К слову, тот самый храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Старо-Екатерининской больнице, о котором я писал почти три года назад, был выстроен практически целиком на его средства. Каверин же служил при храме старостой.
А напротив его доходника расположился дом, пожалуй, один-единственный во всем переулке, который по большей части сумел сохранить до наших дней свой первоначальный облик. Посмотришь на него, и кажется, что в ответ на твой взгляд…
…На тебя взирает каменное лицо с глазами, носом и губами, изогнутыми в удивленной улыбке
Его построили в 1894 году по проекту архитектора Николая Владимировича Султанова, уроженца Калужской губернии, искусствоведа и историка архитектуры, преподавателя и члена Императорской Академии художеств.
Официально его должность звучала как гражданский инженер, иными словами – мастер, отвечавший за планирование и строительство всевозможных общественных сооружений: не только жилых домов, гимназий, больниц и других зданий, но и мостов, тоннелей, дорог и всего такого прочего. А через год после окончания постройки этого дома он и вовсе был назначен на должность директора Института гражданских инженеров.
Об одной из работ Николая Султанова я, кстати, уже писал нынешним летом.
И как раз эта постройка в Больничном переулке с самого начала задумывалась не как жилая. Строили дом, дабы в нем открыть…
…Приют для выздоравливающих и брошенных детей
Его учредителем являлось Общество попечительства о выздоравливающих при Старо-Екатерининской больнице, и был он рассчитан на два десятка воспитанников. Немного? Но помимо этих двадцати мальчиков и девочек от 3 до 13 лет, что постоянно жили в приюте, еще 519-и малышам попечение оказывалось на дому, на пособие для которых в одном только 1899 году было потрачено 4920 рублей без пятнадцати копеек. Царских рублей, не советских и уж тем более не современных.
Подопечных школьного возраста устраивали в городские училища, младшие обучались прямо в стенах приюта.
(6 фото)
Приют имел свою домовую церковь во имя Воскресения Словущего, основанную в том же 1894 году, сразу после окончания строительства. По центру здания располагалась небольшая главка, указывающая на Дом молитвы.
Правда, на несколько лет богослужение в ней прерывалось, будучи возобновлено в 1912 году, когда в учреждении сменился попечитель. С того момента его владельцем становилось Благотворительное общество попечения о беспризорных детях при Московском градоначальнике.
Церковь просуществовала, как и сам приют, до 1917-го.
В шестидесятых годах здесь разместилась библиотека-читальня имени Александра Сергеевича Грибоедова, сегодня же «дом с человеческим лицом» занимает Проектно-конструкторское бюро Московского метрополитена.
А в конце перспективы Больничного переулка виднеется кирпичный дом, имеющий самое прямое отношение к вышеупомянутой больнице, о которой имеется отдельная, подробная и обстоятельная статья.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Ваши лайки и комментарии продемонстрируют алгоритмам Дзена, что статья стоит того, чтобы ее предложить большему количеству пользователей. Дзен доверяет читателям, оставляющим отклики на публикации авторов.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!