Найти в Дзене
ПРОСТО О МУЗЫКЕ

Иисус - женщина, Иуда - рок-звезда: рок-опера по-новому

Иисус — темнокожая женщина, Иуда — фронтмен Queen. Скандал? Скорее другой, более острый и привлекающий внимание взгляд на рок-оперу "Иисус Христос - Суперзвезда" ("Jesus Christ - Superstar"), который снова заставил спорить — и слушать. Три концерта под открытым небом прошли 1–3 августа на Hollywood Bowl (bowl - чаша) и моментально стали культурным событием. Заголовок притягивал сам по себе: Синтия Эриво — Иисус, Адам Ламберт — Иуда. Ставка была сделана на голоса и харизму исполнителей, живой бэнд и минималистичную сцену без «музейных» декораций. Совсем не удивительно, что билеты улетали задолго до открытия. Визуально это не "костюмированная Библия", а рок-оратория на гигантской чаше Bowl: свет, экран, кейсы, музыканты в кадре. Такой подход подчёркивает основное — драматургию двух основных голосов и вечный спор преданности и сомнения. Судя по видео с этих концертов, организаторы не прогадали, дав зрителю окунуться в действо без лишних декораций и спецэффектов. С Адамом Ламбертом всё п
Оглавление

Иисус — темнокожая женщина, Иуда — фронтмен Queen. Скандал? Скорее другой, более острый и привлекающий внимание взгляд на рок-оперу "Иисус Христос - Суперзвезда" ("Jesus Christ - Superstar"), который снова заставил спорить — и слушать.

Синтия Эриво в роли Иисуса и Адам Ламберт в роли Иуды. Фото Forbes.com
Синтия Эриво в роли Иисуса и Адам Ламберт в роли Иуды. Фото Forbes.com

ТРИ ВЕЧЕРА В "ЧАШЕ"

Три концерта под открытым небом прошли 1–3 августа на Hollywood Bowl (bowl - чаша) и моментально стали культурным событием. Заголовок притягивал сам по себе: Синтия Эриво — Иисус, Адам Ламберт — Иуда. Ставка была сделана на голоса и харизму исполнителей, живой бэнд и минималистичную сцену без «музейных» декораций. Совсем не удивительно, что билеты улетали задолго до открытия.

Визуально это не "костюмированная Библия", а рок-оратория на гигантской чаше Bowl: свет, экран, кейсы, музыканты в кадре. Такой подход подчёркивает основное — драматургию двух основных голосов и вечный спор преданности и сомнения. Судя по видео с этих концертов, организаторы не прогадали, дав зрителю окунуться в действо без лишних декораций и спецэффектов.

СКАНДАЛЬНЫЙ КАСТИНГ

С Адамом Ламбертом всё понятно - прекрасный виртуозный голос рок-звезды с душераздирающими высокими нотами не мог оставить никого равнодушным. Хотя нашлись те, кому показалось, что его номера в рок-опере были больше похожи на концертные выступления, где он занимался самолюбованием и показывал возможности своего голоса, кто-то говорил, что ему не хватило драматизма и внутреннего конфликта. Не знаю, мне в его выступлении всего хватило, хотя смотрела я на YouTube. А чего стоят его верхние ноты с расщеплением!

Но ещё больший резонанс вызвал, конечно же, выбор Синтии Эриво на роль Иисуса. А если глубже копнуть?

Если взглянуть на её образ - это практически андрогин: она не выглядит как типичная женщина, но она и не мужчина. В Jesus Christ Superstar Иисус — не историческая реконструкция, а скорее метафорический образ харизматичного лидера, оказавшегося между политикой, толпой и преданностью друзей. Режиссёр Серхио Трухильо сознательно убрал требования к внешности, полу или этнической принадлежности: главное — эмоциональная мощь и способность донести историю через голос и актёрскую энергетику.

Синтия Эриво. Фото Farah Sosa
Синтия Эриво. Фото Farah Sosa

Состав звёздный не только в дуэте: Филлипа Су — Мария Магдалина, Рауль Эспарса — Пилат, Майло Мэнхайм — Пётр. Руководили процессом лауреаты Tony: постановщик и хореограф Серхио Трухильо и музыкальный руководитель Стивен Оремус. Эндрю Ллойд Вебер, автор, собственной персоной пришёл на постановку и вышел поклониться на бис вместе с Эриво и остальным составом.

Отдельный поворот сюжета случился за кулисами: в день премьерного концерта роль Ирода вместо заболевшего Джоша Гада сыграл Джон Стэймос — камео, о котором писали массовые медиа. Его выход добавил вирусного эффекта и новой волны обсуждения.

Адам Ламберт, Синтия Эриво и Эндрю Ллойд Веббер. Яндекс.Картинки
Адам Ламберт, Синтия Эриво и Эндрю Ллойд Веббер. Яндекс.Картинки

ВОСТОРЖЕННЫЕ ОТЗЫВЫ

Критики вроде The Guardian и BroadwayWorld писали, что Эриво буквально «завладела сценой» и вывела эмоциональную планку спектакля на новый уровень. Её Gethsemane называли «раздирающей» и «молитвой, от которой у зала мурашки».

Многие зрители в соцсетях писали, что видели в таком кастинге «сильный символ»: что духовный лидер может быть кем угодно, и что универсальность образа Иисуса стала ещё более очевидной.

Для фанатов Эриво это был просто праздник — многие специально приехали в Лос-Анджелес, чтобы услышать её вживую.

СКЕПСИС И СПОРЫ

Часть публики (особенно консервативно настроенной) считала, что смена пола и расы Иисуса «отвлекает» и «навязывает повестку», а не помогает восприятию.

Были комментарии вроде «всё это ради хайпа» или «так пытаются привлечь молодую и прогрессивную аудиторию».

Некоторые театральные блогеры отмечали, что в такой символике есть риск потерять исторический и библейский контекст, но признавали, что Superstar — всегда был вольной интерпретацией, а не документалкой.

Синтия Эриво Фото Broadwayworld.com
Синтия Эриво Фото Broadwayworld.com

КАКОВЫ ЖЕ ВЫВОДЫ?

🎭 Сегодня Jesus Christ Superstar уже не просто культовый мюзикл 70-х. Постановка 2025 года стала символом разговора о равенстве, о новых формах веры и о том, как искусство может отражать общественные перемены. Кстати, запись шоу из Hollywood Bowl уже гуляет в сети — её обсуждают в соцсетях, музыкальных блогах и на YouTube.

👉 Если вы любите театр, музыку или просто хотите понять, почему именно эта версия вызвала такой резонанс, посмотрите сами ( можно по этой ССЫЛКЕ в ВК видео). Не важно, согласитесь ли вы с трактовкой или будете спорить — главное, что этот спектакль не оставляет равнодушным. И это и есть признак настоящего искусства.