Найти в Дзене
Прямо из Берлина

Берлин. Музейный остров. Neues Museum — Новый музей.

Новый музей (нем. Neues Museum) — музей в
Берлине, находится на Музейном острове и является объектом Всемирного
наследия ЮНЕСКО. Здание музея, построенное в 1843—1855 годах в стиле
позднего классицизма, считается главным творением ученика Карла Шинкеля
Фридриха Августа Штюлера и известным образцом музейной архитектуры XIX
века.

-2

Необходимость строительства второго музея на Музейном острове
возникла в связи с нехваткой площадей в Старом музее. В Новом музее
предполагалось разместить коллекции гипсовых слепков, Египетского музея,
Музей отечественных древностей, этнографической коллекции и гравюрного
кабинета. Строительные работы начались 19 июня 1841 года под
руководством комиссии, назначенной Фридрихом Вильгельмом IV. В состав
комиссии, в частности, входили генеральный директор Королевских музеев
Берлина Игнац фон Ольферс и Фридрих Август Штюлер.

-3

Здание Нового музея серьёзно пострадало во Вторую мировую войну и
десятилетиями оставалось в разрушенном состоянии, прослыв «самыми
красивыми руинами Берлина». Восстановление здания было начато в 1986
году. После состоявшегося 16 октября 2009 года торжественного открытия
восстановленного музея в нём размещается Египетский музей и собрание
папирусов со знаменитым бюстом Нефертити, а также Музей доисторического
периода и ранней истории.

В 2014 году здание музея было признано одним из исторических памятников инженерно-архитектурного искусства Германии.

-4

После тщательной защиты фундамента и стен музей был перестроен в
период с 1999 по 2009 год в рамках генерального плана Музейного острова
стоимостью около 295 миллионов евро. Во время реставрации полностью
разрушенное северо-западное крыло и юго-восточный снаряд были
восстановлены по планам английского архитектора Дэвида Чипперфилда с
точным соблюдением первоначальных объемов и последовательности
помещений, а остальные компоненты были восстановлены и дополнены. После
открытия 16 октября 2009 года два берлинских музея вернулись на свои
прежние места: Египетский музей с коллекцией папирусов и Музей
доисторической и ранней истории.

Входная зона вновь открывшегося отреставрированного музея, март 2009 г.

Реконструкция в рамках генерального плана Музейного острова
проводилась по концепции дополнительной реставрации. Это включало
закрытие внутреннего двора и внешних фасадов здания над историческим
планом этажа. Структурные элементы сохранившихся фасадов были включены в
дополненные фасады, оригинальные находки на здании были сохранены, а
многочисленные элементы, которые были удалены, были реинтегрированы.
Дополнения показаны открыто и могут быть прочитаны.

Эта концепция была обязательной для международного архитектурного
конкурса 1993 года на реконструкцию Нового музея, который не дал
удовлетворительных результатов. В 1997 году Фонд прусского культурного
наследия поручил архитектору Дэвиду Чипперфилду восстановить Новый
музей. В своих планах он заменяет разрушенный юго-восточный выступ и
северо-западное крыло на новые постройки того же объема. С точки зрения
материала и структуры кирпичная кладка нового фасада повторяет
сохранившиеся северный фасад и юго-западное крыло. Он отказывается от
восстановления утраченной внутренней отделки, особенно большой лестницы.
Чипперфилд охраняет, ремонтирует и достраивает руины Нового музея,
который, по его словам, «должен избежать деисторической реконструкции, а
также романтизирующей старой-новой риторики или монументализации его
разрушения». После потери классицистической внутренней отделки в
Глиптотеке и Старой пинакотеке в Мюнхене в результате Второй мировой
войны частично сохранившийся интерьер Нового музея является одним из
последних сохранившихся свидетельств музейного строительства в Германии.

27 июня 2007 года Дэвид Чипперфилд представил первую редакцию своего
широко раскритикованного дизайна 2001 года под названием Berliner
Akropolis. Прозрачная и филигранная колоннада на высоком цокольном этаже
напротив западного рукава Шпрее вызвала широкий отклик берлинской
публики и в основном положительные.

-5

Еще в 1997 году заместитель директора берлинской дворцовой
администрации Гельмут Бёрш-Супан подверг критике более позднюю концепцию
реконструкции. Новый музей имеет «право на возрождение своей
первоначальной идеи, потому что представление в виде фрагмента с
собственным эстетическим эффектом подчинит план строителя дизайнерским
замыслам его потомка». В то время государственный куратор Берлина
Гельмут Энгель также призвал разработать концепцию реконструкции Нового
музея «не только на основе традиционных доктрин сохранения памятников».

Исторический музей Берлина e. Помимо новой постройки подъезда, В.
раскритиковал и вид реконструкции. В своей петиции, поданной в марте
2006 года с более чем 14 000 подписей в Бундестаг Германии, общество
выступило против строительства стеклянного входного здания,
первоначально запланированного в 2001 году по проекту Дэвида
Чипперфилда. Это было оправдано опасениями, что новое входное здание
может покрыть две трети западного фасада Нового музея. Возможная потеря
статуса всемирного наследия Музейного острова в результате
проектирования нового здания также приводилась в качестве аргумента.
Компания попросила тщательно отреставрировать фасады и большую лестницу.

-6
-7

На три надземных этажа музея можно подняться по монументальной открытой лестнице.

-8
-9
-10

На нижнем этаже в виде склепа собраны коллекции от времен фараонов и
греков до мира загробного мира. С этого нижнего этажа лестница ведет
вниз к смоделированной погребальной камере.

Находки из Трои Шлимана, Кипра и Египта выставлены на 1 этаже (входной уровень).

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Египетский двор Нового музея в 1862 и 2021 годах.

-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

На уровне 2 особые экспонаты в комнате 201 — мальчик Ксантен,
бронзовая фигура, которая в значительной степени сохранилась на
протяжении веков, и бюст Нефертити примерно 1340 года до нашей эры.
Экспонируется в северном купольном зале 210. Существует прямая видимость
между северным купольным залом с Нефертити и южным купольным залом 203 с
более крупной статуей римского бога солнца Гелиоса. Также
проиллюстрированы переселение народов и расширение римских провинций.

-31
-32
-33

-34
-35
-36

Берлинская золотая шляпа — артефакт культуры полей погребальных урн
Бронзового века, изготовленный из тонкого листового золота, точнее, из
сплава с содержанием золота 87,7 %, остальные элементы — серебро и
незначительные примеси меди и цинка. Вероятнее всего, представляет собой
наружное украшение головного убора с полями, состоявшего из
органического материала и механически сохранявшего свою форму с помощью
внешнего золотого покрытия. Высота предмета 745 мм.

Данная шляпа представляет собой лучше всего сохранившийся экземпляр
из четырёх известных к настоящему моменту конусообразных бронзовых
золотых шляп, обнаруженных в XIX и XX веках на территории южной Германии
(шляпы из Бургтанна и Шифферштадта) и Франции (шляпа из Авантона) и
находящихся в более-менее удовлетворительном состоянии.

В настоящее время считается, что подобные золотые шляпы служили для
религиозных и культовых целей и использовались жрецами культа Солнца,
широко распространённого в Европе позднего Бронзового века. Эта точка
зрения обосновывается интерпретацией в качестве подобной шляпы
изображения конусообразного предмета, обнаруженного на каменном диске в
Чивикской гробнице на территории Сконе (южная Швеция) и представленного в
однозначно религиозно-культовом контексте.

После частичной дешифровки орнамента конусообразным шляпам типа
обнаруженной в Шифферштадте приписывают ныне, помимо культовых функций,
разнообразные функции, связанные с календарём. Неизвестно, однако,
использовались ли они именно как календарь или только для основных
астрономических процедур.

В 1996 году берлинская золотая шляпа оказалась в музее
доисторического периода и ранней истории в Берлине без какого-либо
провенанса, являясь, по всей видимости, результатом незаконных
археологических раскопок и будучи приобретённой после появления на рынке
произведений искусства. На основании сравнения её орнамента с
орнаментами других найденных артефактов, датировка изготовления которых
может быть определена более точно, наиболее вероятным временем создания
берлинской золотой шляпы считается период конца Бронзового века,
примерно с 1000 до 800 годов до н. э. Изначальным местом её находки
обычно считают южную Германию или Швейцарию.
wiki

-37

Бюст Нефертити — одно из наиболее известных произведений амарнского
стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный скульптурный
портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в
Древнем Египте приблизительно в 1351—1334 годах до нашей эры.

-38

Бюст Нефертити был обнаружен 6 декабря 1912 года в Тель-эль-Амарне на
раскопках древнего города Ахетатона, проводившихся под эгидой
Германского восточного общества археологической экспедицией под
руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта. Бюст находился в
одном из помещений в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса вместе с
десятками других скульптур, изображавших фараона Эхнатона и его
приближённых.

В 1913 году бюст Нефертити был вывезен в Германию и хранился в доме
крупного предпринимателя и второго казначея Германского восточного
общества Джеймса Симона, лично финансировавшего раскопки в Египте. В
1920 году Джеймс Симон передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в
Берлине. Впервые скульптурный портрет Нефертити демонстрировался широкой
публике в 1924 году на Музейном острове в Новом музее, специально
построенном под египетскую коллекцию. В военное время бюст Нефертити
вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной
башни и соляной шахте, после войны демонстрировался в Западном Берлине и
в 2009 году окончательно вернулся на Музейный остров в экспозицию
восстановленного Нового музея. Бюст Нефертити официально принадлежит
Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице
высокопоставленных чиновников министерства культуры продолжает
настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в
страну.

Основа бюста выполнена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой
смесью, окрашенной в шесть цветов. Левая глазница является пустой,
мнения специалистов относительно причин отсутствия левого глаза
значительно расходятся. Скульптура представляет собой идеализированное
изображение царицы, её лицо абсолютно симметрично. По мнению советского
египтолога Милицы Матье, в бюсте Нефертити «особенно поразительно
сочетание строгого, скупого отбора черт, необходимых для выразительности
портрета, с той мягкостью трактовки, которая и придаёт всему
произведению характер подлинной жизненности».

Великолепная сохранность уникального полихромного скульптурного
портрета Нефертити, неоднозначная фигура руководителя обнаружившей его
археологической экспедиции, не имеющее чёткого объяснения отсутствие у
скульптуры одного глаза вызывали сомнения в его подлинности, и в конце
XX — начале XXI веков несколько исследователей выдвинули теории о
фальсификации бюста Нефертити в 1912 году, которые отвергаются и
опровергаются с точки зрения современных научных знаний.

-39
-40

Золотые украшения периода Великого переселения народов, найденные у
Черного моря, в числе которых серебряные броши и великолепные пояса из
ранних средневековых могил Франции, Италии, Испании и Германии из
коллекции Йоханнеса фон Диергардта можно будет увидеть впервые за 80
лет», – говорится в сообщении музея.

-41

«Корона Керчи» – диадема, принадлежавшая благородной даме, была
найдена в захоронении в Керчи, в древнем городе Пантикапей. Она
инкрустирована красными драгоценными камнями и датируется IV – первой
половиной V века нашей эры.

-42
-43
-44
-45

На уровне 3 систематически и всесторонне представлены находки
палеолита и среднего каменного века, ледникового периода, нового
каменного века, бронзового века и железного века. Особым экспонатом
является берлинская золотая шляпа в зале 305, относящаяся к бронзовому
веку, 1000–800 гг. До н.э. До н.э., из южной Германии со звездными
символами, выстроенными в линию.

-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65

-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79