Не секрет, что у большинства учеников начальной школы уже в 1-ом классе возникают трудности в обучении. Подтверждение этому - огромное количество учеников, которые в течение каждого учебного года приходят ко мне за помощью в устранении самых разных проблем: начиная исправлением почерка и заканчивая решением задач по математике. И я не говорю здесь про детей мигрантов. Я имею ввиду русских детей, которые с рождения живут в России и говорят на русском языке.
И вот что ещё интересно! Проводя тестирование перед началом занятий и наблюдая за детьми уже потом, в процессе занятий, я однозначно могу утверждать, что у многих моих учеников есть все данные для того, чтобы успешно учиться в школе.
Что же тогда происходит? Почему дети не могут раскрыть в школе свои способности в полной мере? Более того, в ходе многолетней практики я сделала для себя "удивительное" и вместе с тем ужасающее по своей сути открытие: почти со всеми детьми в той или иной степени по мере обучения в школе происходит постепенная деградация в развитии личности!..
Так что же не так в школьном образовании?
Родители не ведают...
Первый класс, как правило, проходит без оценок. И отношение к обучению первоклассников в основном такое: ребёнок привыкает к школе, он учится, значит, трудности неизбежны. Ребёнок плохо пишет, читает, решает задачки? Ничего, в следующих классах всё наверстает.
На самом деле проблемы первоклассника - это первые звоночки, предупреждающие о неотвратимом появлении в ближайшем времени других, более серьёзных, проблем. Но родители почему-то не хотят их замечать. Большинство учителей кстати подыгрывают в этом родителям, успокаивая их ложным оптимизмом и утверждая, что ничего страшного не происходит, надо просто немного подождать.
Есть, правда, учителя, которые с первых дней бьют тревогу по поводу проблем своих учеников. Но родители в своём подавляющем большинстве не согласны с учителями, считая, что учителя просто предвзято относятся к их ребёнку.
Дорогие родители! Не ждите, когда ребёнок подрастёт и перейдёт в другой класс. Проблемы, связанные с обучением или развитием ребёнка, сами собой не решаются! А решать их предстоит вам, потому как это ваши дети, и вы единственные, кому будущее вашего ребёнка по-настоящему небезразлично.
Школа не помогает в решении проблем? Значит, ищите другие пути. Например, перейдите на семейное обучение. И необязательно в этом случае самим обучать своего ребёнка. Найдите грамотного педагога, терпеливого, уважающего личность ребёнка, который со всей ответственностью будет стараться найти решение именно вашей проблемы. Проконсультируйтесь с другими специалистами: логопедом, нейропсихологом, психологом по детско-родительским отношениям. Но действуйте!
В Семейном центре чтения и письма вы можете бесплатно протестировать ребёнка и получить консультацию педагога о возможных будущих проблемах в обучении и путях их решения.
Ребёнок умный, хорошо учится, но в тетрадях бывают ошибки
Бывает и так, что ребёнок хорошо учится с 1-ого класса. Но где-то к 3-ему или 4-ому классу у ребёнка появляются следующие проблемы: частые ошибки в тетрадях, упала успеваемость, снизилось или вообще пропало желание учиться и т.п.
Тут уже очевидно, что что-то не так с процессом обучения. А что может быть не так?
- Ребёнку стало трудно понимать учебный материал, который от класса к классу естественно усложняется, а помочь некому: родители заняты или не обладают нужными знаниями, а учитель не может помочь, так как в классе 30 учеников.
- Задания в 3-ем и 4-ом классах усложняются, и у многих детей возникают трудности с их решением. Причины этой проблемы могут быть разные, но я заметила некую закономерность, с которой хочу с вами поделиться. К сожалению, ограниченное время урока часто не позволяет ребёнку самому найти решение учебной задачи. Что в этом случае предлагает школа? Послушать ответ другого ученика, который соображает быстрее, и воспользоваться готовым ответом, списать с доски или у соседа по парте, а при выполнении домашнего задания воспользоваться ГДЗ (правда, надо признать, что официально на это школа разрешения не давала). Да и сами школьные задания не отличаются высоким уровнем сложности. В результате за 2-3 года мозг детей настолько привыкает "бездельничать", что происходит некоторая деградация в развитии ребёнка. Они не хотят считать устно, потому что легче в столбик. Решать самостоятельно дети могут только однотипные задачи, которые несколько раз решали в классе. Ко мне на занятия приходили четвероклассники, которые примеры вида 27000 : 300 или 6400 : 160 тоже решали в столбик и удивлялись, что их можно решить по-другому. Стоит ли удивляться, что при таком уровне знаний ребёнок постоянно ошибается?!
- Что значит для родителей фраза "ребёнок хорошо учится в школе"? Это значит, что у ребёнка по основным предметам оценки "5"и "4". Оценка стала главным критерием знаний и умений школьника. Но на самом деле она часто не совпадает с реальными знаниями и умениями, и несовпадение это не в лучшую сторону. Это несовпадение выявляется при выполнении контрольных и проверочных работ, написания диктантов, которые происходят 1 раз в месяц, а то и больше. В остальное учебное время родители и дети пребывают в таких розовых очках: раз стоит в дневнике пятёрка или четвёрка, значит, всё в порядке. Завышение оценок для статистики, закрывание глаз на ошибки ученика (мол, это от неусидчивости, поспешил, не увидел, "глупая" ошибка) стабильно приводит к снижению успеваемости.
Вы можете бесплатно протестировать ребёнка в Семейном центре чтения и письма, чтобы узнать, совпадают ли школьные оценки с его реальными знаниями.
И всё же все перечисленные особенности школьного обучения, негативно влияющие на сам процесс обучения, вполне можно устранить как мудрыми решениями Департамента образования, так и усилиями конкретного учителя. Но есть такие особенности, которые устранить очень сложно, практически невозможно.
С этим школе не справится!
Скажу уже всем хорошо известную истину. Напишу её большими буквами, так как сама проверила её на практике.
МОЗГ НЕ МОЖЕТ ДОЛГО РАБОТАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОГО СТРЕССА!
Стресс - это самый главный и самый опасный враг обучения и развития любого человека, тем более ребёнка. А поводов для стресса в школе хоть отбавляй:
- получение плохой оценки
- конфликт с одноклассниками
- конфликт с учителем
- большие умственные и физические нагрузки
- плохое самочувствие
- мелкие бытовые проблемы (не досталось в столовой компота, потерял любимую ручку, нет возможности выйти в туалет и т.д.)
- очень шумно на переменах и на уроках (бывает)
- испачкалась одежда и т.д.
Говоря о стрессах школьного обучения, я не имею ввиду ситуацию, когда у ребёнка не получается решить задачу или возникают трудности при выполнении какого-то другого задания. Нет. Наоборот. Детям нравится браться за трудные задания, но только в том случае, если они будут уверены, что если что-то не получится, им всегда придут на помощь мудрые взрослые.
И опять же, и с этой проблемой можно справиться, только не в школе!!! Не в той современной школе, которую мы имеем сейчас. Причём, неважно, какая это школа: государственная или частная. В частной школе атмосфера ещё жёстче, а значит, и поводов для стресса больше.
Вывод
Стресс, натаскивание на знания с помощью механического запоминания (а не путём развития логики и речи), дрессировка базовых умений на уровне "работы по образцу" (а не путём развития креативного мышления) - всё это тянет на дно не только школьное образование в целом, но и уровень образованности и развития наших детей.
Родители! Опомнитесь! Ради будущего ваших детей будьте ответственнее и возьмите, наконец, вопрос обучения своих деток в свои руки. Критично подходите к выбору школы, педагога, круга общения вашего ребёнка. Общайтесь больше с ребёнком, развивайте интерес к окружающему миру.
На мой взгляд на сегодняшний момент лучшая альтернатива школьному обучению - это семейное обучение. И к счастью, многие родители это понимают и выбирают уже с 1-ого класса именно эту форму обучения (позже исправить негативное влияние школы будет сложнее).
Один из вариантов семейного обучения - семейные классы. Что это такое и как может быть устроено такое обучение посмотрите тут.