Найти в Дзене
Музей МХАТ

Окно в Камергерский. Восемнадцать лет рядом с Олегом Табаковым

Сегодня, 17 августа, исполняется 90 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова. В этот день Музей МХАТ в Доме-музее К.С. Станиславского открывает выставку «Олег Табаков: “Моё дело – играть!”», рассказывающую о самой главной, актёрской, ипостаси худрука МХТ имени А.П. Чехова.

Олег Павлович Табаков на мхатовской сцене
Олег Павлович Табаков на мхатовской сцене
-2

На выставке можно увидеть не только сценические костюмы Олега Табакова, фотографии из спектаклей, награды, архивные документы (например, расписание жизни на неделю, состоящее из множества мероприятий и встреч), но и его личные вещи. Часть из них была предоставлена для экспозиции артистом МХТ Кириллом Трубецким. На протяжении почти восемнадцати лет Кирилл был помощником Табакова, постепенно став для него совершенно незаменимым человеком. В день рождения Олега Павловича Музей МХАТ решил поговорить с Кириллом Трубецким – о помощи и служении, памяти и любви.

-3
Олег Табаков и Кирилл Трубецкой в коридорах МХТ
Олег Табаков и Кирилл Трубецкой в коридорах МХТ

Кирилл, а как так вышло, что вы стали личным помощником Табакова?

— Это произошло постепенно. Я ведь очень любил Художественный театр и мечтал здесь работать. После школы поступал в театральный, но меня не взяли, и я устроился во МХАТ помощником администратора. Потом попал в репертуарную часть, где мне нравилось гораздо больше, потому что это было ближе к артистам, к творчеству. Время от времени я ходил в приёмную худрука пить чай с Ольгой Семёновной Хенкиной, которая только начала тогда работать в театре в качестве помощника Табакова, и мы с ней трепались об искусстве.

Вы увидите на выставке расписание Олега Павловича, это же было что-то невероятное по количеству дел, встреч, вопросов, которые он решал ежедневно! Если у него выдавался свободный вечер, то он обязательно шёл в театр. Говорит, что смотреть надо всё, это развивает вкус. Ольга Семеновна обычно его сопровождала. И вот однажды Табаков вместе с Хенкиной поехали в Театр Вахтангова, и Ольга Семёновна попросила меня посидеть вместо неё в приёмной, потому что в это время должен был прийти режиссёр Владимир Петров. И вообще нужно было принимать звонки.

Так я заменил её раз, другой, третий. Олег Павлович ко мне в этот период никак не обращался. Разговоры он вёл только с Хенкиной, а я как бы и присутствовал в приёмной, но при этом меня для него будто и не существовало.

Потом наступило лето, Олег Павлович улетел преподавать в Америку, что он делал каждый год. И тут Ольга Семёновна перед уходом в отпуск попросила меня никуда не уезжать, а остаться дежурить в приёмной.

Олег Табаков в кабинете художественного руководителя в МХТ имени А.П. Чехова вместе со своим помощником Ольгой Хенкиной
Олег Табаков в кабинете художественного руководителя в МХТ имени А.П. Чехова вместе со своим помощником Ольгой Хенкиной

И вы остались?

— А куда я мог тогда поехать, в 19 лет? Денег у меня не было, да и, честно говоря, мне настолько нравилось находиться в театре, что я даже обрадовался. Олег Павлович очень любил читать прессу, и я каждый день оправлял ему в Америку через DHL свежие газеты. Перед самым открытием нового сезона, у Ольги Семёновны умерла мама, и мне сказали, чтобы я выполнял её обязанности по-прежнему, что все мне станут помогать. Хенкина пришла через неделю, в тёмных очках, и когда раздался телефонный звонок, она сняла трубку и вдруг заплакала. Плачет и передаёт мне трубку, чтобы я продолжил разговор. Я в то время был уже немножко в теме, стал разбираться в расписании Олега Павловича. Потом Ольга Семёновна слегла с воспалением лёгких, в общем, так сложилось, что ещё два месяца я сидел в приёмной вместо неё.

Всё пало на мои плечи, в том числе и церемония вручения памятных знаков «чайка», которая каждый год проходит в МХТ в день рождения театра. Тогда лауреатам, кроме самого значка, давали ещё и папку, и вот я всё продумал: как сложить эти папки, чтобы Олег Павлович не запутался, когда будет их вручать, выстроил целую систему. Мне кажется, я за тот день как-то сразу повзрослел.

Всё это время я каждый день ходил на работу к 10 утра, а ещё ведь участвовал в спектаклях – я тогда уже выходил в «Ундине».

Но после спектакля ваш рабочий день наконец заканчивался?

— Как правило, нет, потому что Олег Павлович любил подняться к себе в кабинет, начинал делать какие-то звонки. Причём часто он вообще не обращал внимания на то, сколько сейчас времени. Мог около полуночи попросить соединить его с министром культуры. Или звонил главбуху, а у неё было двое маленьких детей, она уже спала. Часто мы с ним выходили из театра ночью, и тогда он меня подвозил домой на своей машине, потому что жили мы по соседству.

Ольга Хенкина, Олег Табаков и Кирилл Трубецкой. Сбор труппы МХТ имени А.П. Чехова
Ольга Хенкина, Олег Табаков и Кирилл Трубецкой. Сбор труппы МХТ имени А.П. Чехова

— У вас бывали такие моменты, когда казалось, что всё рушится и вы не справляетесь? Или с ним было довольно комфортно?

— Нет, мне было очень комфортно. Вообще я в жизни могу быть и хамским, и свойским, но я всегда держу дистанцию. Никогда не лезу не в своё дело, не задаю бесцеремонных вопросов. Когда чётко ощущаешь границу, всё становится просто. Самое главное – я Олега Павловича не боялся. В этом не было никакого амикошонства, просто я считаю, что кого-либо бояться глупо, нужно уважать. Я Олега Павловича очень уважал и любил.

Хорошо запомнил фразу кого-то из коллег, когда требовалось ввести нового исполнителя в «Амадея» на роль повара. Это было, наверное, в 2002 году. «Надо ввести Трубецкого, потому что он единственный, кто Олега Павловича не боится!» А студенты, молодые актёры действительно терялись, если нужно было выходить с ним в одном спектакле.

Сцена из спектакля Константина Богомолова «Дракон»: Олег Табаков – Бургомистр и Кирилл Трубецкой – Кот. 2017 г.
Сцена из спектакля Константина Богомолова «Дракон»: Олег Табаков – Бургомистр и Кирилл Трубецкой – Кот. 2017 г.

— В книге «Время Табакова» вы рассказываете чудесную историю о том, как однажды во время спектакля «Амадей» вы поняли, что Табаков хочет пить и вынесли ему стакан воды, несмотря на то, что сюжет никак этого не предусматривал.

— Да, мне говорили: не надо! Ведь сейчас идет сцена у императора, а ты повар в доме Сальери, это же нелогично. Я ответил: да какая разница! Вышел и абсолютно спокойно подал ему стакан воды. Олег Павлович сказал: «Спасибо, милый!» Зрители решили, что так и надо. Он ведь любую ситуацию на сцене мог гениально обыграть.

Вообще самое главное для меня всегда было ему помочь, а не оказаться рядом с великим, не примазаться к чему-то. И с какого-то момента он уже не мог без меня обходиться.

В чём заключалась ваша работа?

— Я выполнял функции его секретаря. Составлял расписание, сопровождал на гастролях. Выходил встречать его к машине. В последние годы жизни Олега Павловича в мои обязанности входило его кормить, потому что только я знал, какое у него меню, что он будет, а что не будет, что ему можно, а что нельзя. Чаще всего ведь Марина (Зудина – прим.) не могла проконтролировать это в театре, к тому же у неё было двое детей, маленькая Маша и подросток Павел, которыми она очень много занималась.

Поэтому когда мне говорят, что помощником Табакова была Ольга Семёновна Хенкина, я отвечаю: просто у неё так должность называлась – помощник. Она была его стратегом и тактиком, его правой рукой, они вместе решали творческие, финансовые задачи, на ней были все встречи. А помощником его был я. В слово «помощник» я вкладываю конкретное действие – помощь, заботу. Подай, принеси, накорми. Дай лекарства по списку, ничего не забудь. Проследи, чтобы между приёмом лекарства и завтраком прошло полчаса. Это всё было на мне. И честно говоря, я чувствовал себя абсолютно счастливым. Это не являлось для меня работой, потому что, повторюсь, я очень его любил.

Кирилл Трубецкой и Олег Табаков. Фото с гастролей
Кирилл Трубецкой и Олег Табаков. Фото с гастролей

— Как эти повседневные обязанности сочетались с тем, что вы ещё и играли спектакли?

— Не всегда сочетались. Например, однажды должен был идти спектакль «Свидетель обвинения», а параллельно начинались гастроли в Петербурге с «Юбилеем ювелира». И я попросил Павла Ващилина, чтобы он вышел в «Свидетеле обвинения» вместо меня. Я не мог оставить Олега Павловича. Это было просто исключено. В «Драконе», его последнем спектакле, где Олег Павлович играл Бургомистра, а я Кота, я возил его в кресле по сцене.

Ночами я выключал звук телефона, оставлял сигнал только на его номере. Чтобы, если он позвонит, я услышал. Вдруг ему станет плохо или что-то понадобится?

— Можно ли сказать, что он вам открылся с какой-то другой стороны?

— Конечно. Наверное, в нём всегда было какое-то детство, мы видели его открытым, весёлым, а в последние годы он стал более ребячливым. И я стал видеть в нём ребёнка. Иногда ему вдруг чего-то неожиданно хотелось, и я мог в выходной метнуться за его любимыми роллами или за мороженым в «Академию». Тогда ведь ещё не существовало служб доставки.

Раньше он был очень общительным человеком, а когда заболел, я стал замечать, что чужие люди его раздражают. Как-то мы были на гастролях, Олег Павлович отыграл «Юбилей ювелира», а проход в театр вёл через ресторан. Он говорит: может, посидим? Я отвечаю: давайте, конечно. Мы садимся за столик, он говорит: ну давай, за Марину, за Машку, за Пашку. Он всегда о них помнил, всегда о них думал. С Мариной во время гастролей разговаривал по телефону по несколько раз на дню. И вот он мне что-то говорит, я слушаю, киваю, воспринимаю это как радость, как честь, но в разговор на равных с ним, конечно же, не вступаю. Мне ясно, что ему ведь сейчас и посидеть больше не с кем, кроме как со мной.

В какой-то момент эта постоянная забота о нём переросла в смысл моей жизни. Я стал с этим именем ложиться и с этим именем вставать.

Олег Табаков вручает Кириллу Трубецкому памятный знак «Чайка» за 15 лет службы в театре. 2015 г.
Олег Табаков вручает Кириллу Трубецкому памятный знак «Чайка» за 15 лет службы в театре. 2015 г.

— Как вы пережили его уход?

— Конечно, было тяжело. В последние месяцы уже стало ясно, к чему всё идёт, но меня поддерживало понимание, что я могу скрасить ему этот период жизни, позаботиться о нём, что если кому-то не до того, то я целиком сконцентрирован именно на этой задаче. И, на самом деле, вот уже столько лет прошло, а у меня не бывает дня, чтобы я о нём не вспомнил, не процитировал какие-то его слова. Часто думаю, как бы повёл себя Олег Павлович, что бы мне сказал Олег Павлович. Когда понимаю, что неправильно себя веду, сам себе говорю: «Кирилл, приди в чувство. Это плохо кончится». Это, конечно, придаёт силы.

И вообще, я считаю, что Олег Павлович оставил мне колоссальное наследство. Потому что, если бы не он, у меня бы не было Ренаты Литвиновой и ролей в её спектаклях и фильмах, не было бы Богомолова, в постановках которого я играю. У меня не было бы актёрского образования. Всем, что у меня есть в жизни, я обязан ему.

— Что за вещи Табакова вы передали для выставки Музея МХАТ?

— Это, например, две марионетки – Чарли Чаплин и Пьеро. Он привёз их с каких-то гастролей и разместил в своём кабинете. Я всё время на них смотрел и восклицал: «Какие прекрасные куклы!» Просто я вырос на кукольном театре и очень это люблю. Олег Павлович мне отвечал: «Вот помру — заберёшь». Когда это произошло, Марина позвала нас в его кабинет. Было очень странное чувство: я провёл в этой приёмной много лет, сидел там с утра до вечера. Я видел жизнь только из этого окна и это своё интервью мог бы назвать «Окно в Камергерский». Но когда Олега Павловича не стало, его кабинет для меня умер. Началась совсем другая жизнь. Она не плохая, не хорошая, просто другая.

Беседовала Александра Машукова

Фото Екатерины Цветковой и из фондов Музея МХАТ

Выставка «Олег Табаков: “Моё дело – играть!”» в Доме-музее К.С. Станиславского продлится до 19 ноября