Все началось с того, что я как-то приобрел роман автора, которого никогда еще не читал. Хотя при этом был о нем весьма наслышан. Автор этот был, если пресса не обманывала и не вводила в заблуждение, обласкан рядом наград в области триллера и детективной литературы. И однажды мне захотелось познакомиться с его произведениями поближе.
Взяв покет-бук в руки, я прочел незатейливое название романа - "Беглец" - и в моей голове тут же сложилась строка, известная в России и не только в России всем поклонникам отечественной рок-группы Ария. "Безумец, беглец, дороги нет! Ты видишь неверный свет! Твой ангел зажег мираж огня! Он хочет убить тебя!" - зазвучал в моей голове голос Валерия Кипелова, исполняющего известную композицию "Ангельская пыль" с шестого альбома группы "Ночь короче дня"(1995).
И я был весьма озадачен, скептически изучая обложку романа, который все же вскоре купил. Откуда же я мог знать, что ассоциативный ряд, возникший в моей голове в связи с таким названием, оказался в итоге почти что верен, что позже повергло меня просто в изумление.
К тому же на обложке был целый ряд пафосных слов, нахваливающих данный роман и само творчество Харлана Кобена, но я давно уже не верил никакой рекламе, тем более поскольку и сам полжизни изучал с научной точки зрения массовую культуру и ее феномены.
"Мало ли кому, когда и за что дают премии?" - логически рассуждал тогда я и только после прочтения понял, как же жестоко ошибался! И если Вы действительно - любитель детективов и триллеров, советую Вам - запомните имя и фамилию данного автора. Но, сначала обо всем по порядку.
Этот американский писатель с внешностью, с виду издалека смахивающей на добродушного троюродного брата Фестера из "Семейки Адамс", родился 4 января 1962 года в еврейской семье в Нью-Арке, штат Нью-Джерси (которому софт-метал группа Bon Jovi в конце 1980-х посвятила целый альбом, поскольку и сама была из этого штата).
Однако в действительности мальчик вырос в небольшом городке штата Ливингстоне, в котором сейчас от силы насчитывается чуть больше 30 тысяч жителей. Неудивительно, что в романах Кобена местом действия героев нередко становились и город рождения, и город детства, и тинейджерства будущего писателя.
Причем другом детства Харлана был сам Кристофер Кристи - член Республиканской партии и будущий 55-й губернатор штата Нью-Джерси в период с 2010 по 2018 гг., до того занимавший пост прокурора Нью-Джерси в период с 2002 по 2008 гг. Вот оно, воскликнет читатель, радостно всплеснув руками: возможно Кристи, имеющий прямой контакт с расследованиями преступлений, совершенных в рамках штата, и был тем человеком, у которого писатель черпал интересные истории, воплощаемые в романы или же знакомился с текстами приятеля. Впрочем, это всего лишь догадки, необоснованные и неподтвержденные ничем. Да и версия эта довольно шаткая, поскольку первые книги Харлана Кобена стали выходить уже в начале 1990-х гг., когда Кристи еще не был прокурором.
Но, нельзя не признать, что Харлану постоянно и определенно везло в том, что и семья его была не бедна и люди, окружавшие его явно были не последними людьми на планете. Например, брат Харлана - Лоуренс С. Кобен - являлся известным бизнесменом и ученым-археологом, издающим серьезные научные монографии, касающиеся изучения доколумбовых цивилизаций Америки.
Также, обучаясь политологии в Амхерстском колледже штата Массачусетс, юноша входил в братство "Пси Эпсилон"(существует с 1833 г.) вместе с другим будущим известным писателем - автором интеллектуальных и арт-детективов Дэном Брауном, создавшим нашумевший на рубеже тысячелетий роман-головоломку "Код Да Винчи"(2003), переведенный впоследствии на 52 языка и выпущенный суммарным тиражом в 81 млн. экземпляров. Примечательно, что братство "Пси Эпсилон" помимо всего устраивало и литературные встречи, и семинары, что, по-видимому, оказалось по вкусу и Дэну Брауну и Харлану Кобену.
Именно на последнем курсе обучения политологии студент Харлан окончательно осознал, что хочет быть писателем.
Но одно дело - чаяния, и совсем другое - реальность. В 1984 году 22-летний Харлан отправляется работать к деду, у которого к тому времени была своя туристическая фирма. При этом юноша не забывает о призвании, которое для себя выбрал. В свободное время он трудится над своим дебютным романом. В 1988 году роман принимают к публикации, хотя молодому человек только исполнилось 26 лет. Однако издательство осторожничает, прощупывая почву и не желая ни в чем прогадать. Книга задерживается в печати почти на два года и за это время происходит ужасное событие в жизни молодого писателя: в возрасте 59 лет умирает его отец.
Трудно передать, что происходило на душе у молодого человека, который в ожидании своего затянувшегося дебюта становится участником такого ужасного события! Пытаясь заглушить боль, Харлан Кобен продолжает писать - яростно и неистово, ведь творчество лечит, а усердная работа - единственное порой средство, чтобы в таких обстоятельствах не остаться один на один со своими гнетущими мыслями.
Только через пятнадцать лет после произошедшего события в День Отца тогда уже прославленный писатель решится издать рассказ "Ключ к моему отцу", тут же опубликованный в "Нью Йорк Таймс" 15 июня 2003 г. И читательская аудитория лишь по прошествию лет воочию погрузится в мир переживаний автора, лишившегося родного человека.
Романтический триллер и дебют Харлана Кобена "Притворись мертвым"(1990) был сам по себе неплох. Сюжет касался того, как звезда баскетбольной команды «Бостон Селтикс» Дэвид Баскин наслаждается медовым месяцем со своей супругой, посвящая ей одну клятву любви до гроба за другой, но внезапно по странному стечению обстоятельств исчезает. Безутешная вдова оплакивает осколки разбитой вдребезги любви, однако вскоре начинают происходить весьма странные события, которым супермодель Лора Айерс не может найти объяснения. Она вынуждена взять расследование в свои руки, и вскорости поиск ответов на нерешенные вопросы погружает героиню в водоворот событий, а также паутину интриг и лжи.
Однако и сам автор вскорости признал, что в его дебютном опусе обнаруживалась некая неуклюжесть. Читать его было можно и появились те, кому он нравился, но автор понимал, что пока это - не совсем то, чего он хотел.
Следом за дебютной книгой в свет выходит второй роман Кобена - "Чудодейственное лекарство"(1991). В основе сюжета лежат отношения тележурналистки Сары Лоуэлл и самой популярной баскетбольной звезды Нью-Йорка Майкла Сильвермана, завязанных во взаимодействиях с политической, спортивной и медицинской элитой страны. Помимо этого некая медицинская клиника почти подходит к решению дилеммы последней четверти века - одному из врачей удалось близко подойти к разработке вакцины от СПИДа. Но далее происходит нечто странное: все, кто выздоравливают в данной клинике, впоследствии оказываются жертвами серийного маньяка, который буквально объявляет охоту на выздоровевших от тяжелого недуга. Ситуация фотогеничную пару не касается ровно до тех пор, пока СПИД врачи не обнаруживают у самого Майкла Сильвермана. Лекарство есть, но есть и опасность смерти от рук неведомого убийцы, блуждающей где-то рядом.
Роман в целом приняли сносно, но и здесь Кобен остался не вполне доволен проделанной работой. Опять же, это все еще было не то, чего он добивался.
Однако критики впоследствии углядели в первых двух романах некую увертюру к следующим, которая содержала и все оттенки собственного стиля автора и приверженность писателя к историям, двойное дно которых могло бы дать фору и русским матрешкам, и шпионским чемоданам.
Баскетбольная профессия первых двух героев наталкивает Кобена на оригинальную идею. Он задумывает целую серию романов о главном герое-баскетболисте Майроне Болитаре - бывшем агенте ФБР и чемпионе колледжа по баскетболу, а ныне спортивном агенте, который занимается карьерными делами лучших игроков данного спорта. Клиенты Болитара неуклонно влезают в самые жуткие передряги, что заставляет спортивного агента распутывать один клубок загадок за другим. Только на этот раз Кобен решил весьма ответственно подойти к тексту романа, дотошно проработав его с учетом прежних ошибок и отправив в редакцию лишь в 1995 году.
Но оно того стоило! Первый же роман серии - "Нарушитель сделки"(1995) - влетел в мир детектива и триллера как хищный ястреб на поле, переполненное утками. Уже в 1996 г. книга получает престижную премию Энтони, а следом за ней и премию Эдгара.
Сюжет романа повествует о том, что спортивному агенту Майрону Болитару почти удается заполучить контракт подающего большие надежды игрока - квотербека Кристиана Стила. Однако вскоре сделка оказывается под угрозой срыва, ведь Стилу совсем не до того. Его совершенно выбивает из колеи тот факт, что недавно ему позвонила женщина, которую он когда-то любил. Но это всего лишь цветочки, ведь по всем данным полиции бывшая любовь Стила считалась погибшей. Чтобы не потерять важного клиента, Майрон Болитар должен во чтобы то ни стало размотать клубок тайн и загадок, не подозревая, в какой именно рой разбуженных ос он сунет голову.
В целом Харлан Кобен выпускает 12 романов о своем хитроумном и находчивом герое Майроне Болитаре: «Последний выстрел»(1995), «Исчезнувший»(1996),"Ответный удар"(1997),"Одно неверное движение"(1998), "Последняя деталь" (1999), "Самый темный страх"(2001), "Обещай мне"(2006), "Давно потерянный"(2009), "Провод под напряжением"(2011), "Домой"(2011), "Подумай дважды"(2024). Большинство из них впоследствии были отмечены престижными литературными премиями Энтони, Эдгара, Барни и других, присуждаемых в области остросюжетной литературы.
Просто уму непостижимо! В голове не укладывается, как Харлан Кобен сумел со своими романами собрать такую совокупность литературных премий! Судите сами!
Роман серии о Майроне Болитаре - "Нарушитель сделки"(1995) - в 1996 году получает сразу и премию Энтони и попадает в шорт-лист премии Эдгара. Третий роман из той же серии - «Исчезнувший»(1996) - забирает сразу номинации премии Барри(1997), премии Энтони(1997), премии Дилис(1997), а в связи с премией Эдгара(1997) и премией Шамус(1997) книга становится победителем конкурса. Четвертый роман серии - "Ответный удар"(1997) обретает номинации премий Дилис(1998) и Шамус(1998), став победителем премии Барри(1998). В 1998 г. Кобен, отвлекаясь от серии, пишет мистический рассказ "Простая философия". Казалось бы, это не совсем его жанр! Не тут-то было! В том же году рассказ получает премию Агаты Кристи(1998), а в следующем году номинируется на премию Энтони(1999) и становится финалистом премии Макавити(1999). И это далеко не все! Всех премий за этот цикл романов здесь не перечислишь - это внушительный список наград автора!
С 2001 года, подустав от серии книг о Майроне Болитаре, Харлан Кобен начинает создавать романы вне серий. Так на свет появляются такие его книги, как "Никому не говори"(2001), "Беглец"(2002), "Второго шанса нет"(2003),"Всего один взгляд"(2004),"Невиновный"(2005),"В лесу"(2007),"Держись крепче"(2008),"Пойманный"(2010),"Останься со мной"(2012),"Шесть лет"(2013),"Скучаю по тебе"(2014),"Незнакомец"(2015),"Волшебный фантастический холодильник"(2016),"Обмани меня один раз"(2016),"Не отпускай меня"(2017),"Убегай"(2019),"Я найду тебя"(2023),"Никто ни дурак"(2025). Приличная часть и этих романов Кобена также награждаются различными литературными премиями.
В 2011 г. Харлан Кобен запускает спин-офф серию романов уже о племяннике Майрона Болитара Микки Болитаре: «Приют» (Shelter, 2011), «Секунды» (Seconds Away, 2012) и «Найденное» (Found, 2014). Все они вскоре получают престижные премии с формулировкой "произведения для подростков и молодых людей".
В 2020 г. писатель создает короткую серию романов "Уайлд"("Дикий") в которую включены две книги: «Мальчик из леса» (2020) и «Матч» (2022), также получившие престижные премии и повествующие о бывшем спецназовце и инструкторе по безопасности Уайлде, найденном когда-то ребенком в лесу, который, помимо сложных дел и передряг, пытается разобраться со своим происхождением и прошлым.
В 2021 г. Кобен запускает в работу 2-ю спин-офф серию, произведя на свет роман "Победа" о Виндзоре Хорне Локвуде III - второстепенном персонаже цикла романов о Майроне Болитаре.
Вот только несколько экранизаций романов Харлана Кобена: «Без права на второй шанс» (Une chance de trop, 2015, Франция); «Пять» (The Five, 2016, Великобритания); «Только один взгляд» (Juste un regard, 2017, Франция);
«Безопасность» (Safe, 2018, Великобритания); «Незнакомка» (The Stranger, 2020, Великобритания); «В густом лесу» (W głębi lasu, 2020, Польша, США);
«Харлан Кобен. Невиновен» (El inocente, 2021, Испания); «Пропащий» (Gone for Good, 2002, Франция, 2021). В 2006 году во Франции выходит фильм
«Не говори никому» (Ne le dis à personne, 2006, Франция). Помимо этого в 2021 г. выходит британский сериал "Прошлое не отпустит"(2021), в следующем году - польский сериал "Мертвая хватка"(2022), далее - американский сериал "Приют"(2023), британский сериал "Единожды солгав"(2024).
Так о чем же повествует роман Харлана Кобена "Беглец"?
"Молодой человек, которого зовут Уилл Клайн, работает директором благотворительного фонда и встречается с девушкой, которую считает без пяти минут своей невестой. Однако в семье Клайнов не все радужно. Практически на руках у домочадцев умирает мать семейства. Но не только это горе подтачивает семью в лице отца семейства, Уилла и его сестры Мелиссы. Дело в том, что 11 лет назад старший брат Уилла Кен Клайн был обвинен в изнасиловании и убийстве Джуди Миллер - бывшей девушки Уилла. Кен Клайн, на которого в детстве Уилл смотрел как на героя, был объявлен в розыск, но любые попытки полиции и ФБР найти его не увенчались успехом, посему он считался мертвым. Однако после смерти матери, в том числе и от потрясений, произошедших 11 лет назад, Уилл обнаруживает в ее вещах фотографию незнакомца, на которой Уилл узнает повзрослевшего Кена. Уилл предпринимает попытки разобраться во всем самому и найти брата, однако вскоре происходят странные убийства и к тому же девушка Уилла Клайна непонятно куда исчезает. К тому же он мучается дилеммой о том, совершил ли старший брат злополучное преступление или же был оболган? Будучи полностью дезориентированным в сложившейся ситуации, Уилл Клайн пытается раскрутить причудливый клубок тайн, обмана и противоречий, но для того, чтобы получить ответы на все вопросы, придется заплатить высокую цену".
Признаться честно, поначалу я читал этот роман Харлана Кобена с нескрываемым смешком и даже предубеждением. Текст подан довольно просто и без изысков, практически напоминая повествование романов о Гарри Босхе Майкла Коннелли. Однако эти легкость подачи и простота также запросто обманули и меня, поскольку через некоторое время я буквально ворвался в водоворот событий сюжета, наблюдая воочию за неожиданными мытарствами главного героя.
К середине романа я разгадал секрет успешности романов Харлана Кобена. Все дело в том, что простота подачи материала позволяла автору заманить читателя в непростое и сложно взаимосвязанное повествование книги. Причем Кобен с этим справился на отлично. Выстраивая сложную и вполне логичную картину мира, в которую читатель уже полностью поверил, писатель как ловкий иллюзионист, вытаскивает в самый неподобающий момент единения с текстом огромную кувалду и с криками разносит все с трудом выстроенное до кирпичика, показывая, что реальность совсем не такая, какую мы хотим себе видеть.
Мне все эти оригинальные ходы Кобена напомнили диспуты древнегреческих философов, подвергавших сомнению точки зрения всех и вся, словно я в художественном отображении пролистываю труды античного скептика Секста Эмпирика. Временами же воочию вспоминалась картина, как всемирно известный наш соотечественник, четвертый по счету чемпион мира по шахматам Александр Алехин издевался над организаторами шахматных турниров и в частности, над генералом СС в оккупированной Франции, разворачивая несколько раз шахматную доску и показывая тщеславному и незадачливому нацисту варианты победы в партии и игрой белых, и игрой черных шахмат. Точно такое же ощущение я испытывал при прочтении романа Харлана Кобена "Беглец"(2002).
Причем автор придерживается неукоснительного следования принципу реализма. Он не жалеет читателя и забрасывает его в самые неприятные реалии жизни, но при этом он - предельно честен. И, пожалуй, в этом Харлан Кобен представляется как наиболее последовательный наследник и продолжатель идей черного нуара в стилистике романов Рэймонда Чандлера, Дешила Хэммета и Джеймса Хедли Чейза, которые также вовсю не церемонились с читательской аудиторией, показывая мир преступности без намека на романтизм и без прикрас.
Лично я, без сомнений, рекомендую этот роман к прочтению! Любителям триллера и детектива он несомненно понравится! И, кстати, напоследок не могу не сказать, что ассоциация названия романа с известным хитом группы Ария в итоге также оправдала себя. Но это поймет лишь тот, кто дочитает замечательный роман американского мастера триллера и детектива до конца!
Засим я не прощаюсь с Вами и лишь говорю: до новых встреч!
Если Вам было интересно все это читать, заходите в гости и смотрите другие мои обзоры на музыкальные альбомы, книги, фильмы и сериалы.
Мои рецензии на различные книги в рубрике "КНИГИ, ПРОЧИТАННЫЕ В РИТМЕ ВЕЧНОГО ПРОБЕГА ПО ЖИЗНИ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/d0367731-7268-424b-9cf7-544ec276bf28
Мои рецензии на различные кинофильмы в рубрике "ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/848c5517-ef6a-4bf3-8dcc-cf8a8dd88de2
Мои рецензии на различные сериалы в рубрике "НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ СЕРИАЛЫ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/e0c47b8a-ac6b-4a20-baa0-18991b62009c
Мои рецензии на различные музыкальные альбомы отечественных коллективов рок-музыки в рубрике "ЭТО РОК ВСЕХ СОБРАЛ ПОД СВОИМ КРЫЛОМ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/30040239-cd01-4d1b-ac99-916c11f7edd5
Мои рецензии на различные музыкальные альбомы зарубежных прог-металлических коллективов в рубрике "ОХ, УЖ ЭТОТ ПРОГ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/15b1336f-1c33-4845-8fd4-474d301fbf07
Наконец, мои отчеты о собственных книгах и рассуждения о сущности творческого процесса в рубрике "МОЕ ТВОРЧЕСТВО" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/cf4629d4-5af6-4934-a9e0-1bce685d03a9
Читайте хорошую литературу и всех Вам благ во всех Ваших начинаниях!
С уважением искренне Ваш
Поэт, прозаик и драматург,
автор книг и текстов рок-групп
Дмитрий Босов.
P. S. Пользуясь случаем, приглашаю вас в свой творческий клуб на правах автора. Я - поэт, прозаик и драматург. Есть и свои исторические драмы в стихах https://vk.com/club29547461
Цитаты:
«Загоните человека в угол, даже самого слабого, и вы увидите перед собой дикого зверя».
«Когда случается трагедия, — начала миссис Миллер, оправляя юбку на коленях, — то в первый момент кажется, что наступил конец света. Будто ты в океане во время шторма. Волны кидают тебя как игрушку, и всё, что ты можешь, — это постараться удержаться на плаву. И ты уже почти отчаялась, готова сдаться и утонуть. Но всё-таки не можешь: тебя удерживает инстинкт самосохранения или, может быть, как в моём случае, долг перед оставшимся ребёнком. Не знаю... Так или иначе, нравится тебе это или нет, ты держишься на воде».
«Как гласит старая поговорка, — заметил Крест, — хочешь двигаться вперёд, оглянись назад».
«Ребенок, живущий на улице, чем-то похож, простите за сравнение, на сорняк. Чем дольше он там находится, тем глубже пускает корни. И тем труднее его вытащить.».
« – Где же твой любимый феминизм? Как насчет права женщины на выбор? – Хватит с меня этой белиберды!».
«Игра соблазнительнее любой женщины: она презирает, отвергает тебя, делает несчастным, а потом, когда ты уже готов отступиться, милостиво улыбается и гладит теплой рукой по лицу. И от этого так хорошо, так чертовски хорошо…»
«Когда грязь выставляет себя напоказ, вы можете презрительно фыркнуть и почувствовать, что выше ее. Люди в этом нуждаются. Кроме того, что вы предпочтете - открытого врага или неведомую опасность, затаившуюся, как змея, среди высокой травы? В конце концов, чистоты не бывает без грязи - так же как верха без низа, свет без тьмы и добра без зла.»
«Иногда возникает странное желание испытать душевную боль. Зачем-то это нужно. Своего рода игра с огнем.»
«...синяки после драки проходят, память о собственной трусости остается на всю жизнь»
«Человеческое сознание до последнего ищет выход: дает обеты, предлагает Богу сделки, убеждает себя, что все обойдется, что это лишь сон, ужасный ночной кошмар, и надо только проснуться...»
«Вещи не столько владеют тобой, сколько привязывают к земле, заставляют пускать корни»
«Есть старая поговорка: "Лучше любить и потерять, чем никогда не любить". Так ли это? И что хуже: потерять свою единственную любовь или понять, что ее никогда не было? Малоприятный выбор...»
«Жизненный цикл - жизнь и смерть ходят по кругу»
«Бывают люди, от которых подобно ослепительному свету исходит внутренняя доброта. Но встречается и их прямая противоположность - те, чье присутствие словно окутывает вас тяжелым темным покровом разложения и смерти.»