Выступили с предложением, которое, несомненно, вызовет много дискуссий. Нужно законодательно ограничить количество детей-мигрантов в одном школьном классе.
В верхах предлагается запретить зачислять в один класс более одного ребёнка из семей мигрантов. Авторы инициативы ссылаются на методические рекомендации, которые, в общем-то, и так говорят о том, что в одном классе нежелательно иметь более трёх детей с особыми образовательными потребностями – это примерно 10% от общего числа учеников. Но, как выяснилось, в более чем пятистах школах страны это ограничение уже превышено, причём значительно.
Такое количество детей-иностранцев в одном классе объективно усложняет процесс адаптации. И не только для самих детей-мигрантов, но и для их российских сверстников. Снижается эффективность образовательного процесса, дети могут чувствовать себя неуютно, не понимать друг друга из-за языкового барьера, возникает куча других проблем. Это, конечно, может создавать определённые трудности как для учителей, так и для всех учеников.
В верхах считают, что закрепление такой нормы, по которой в одном классе будет не более одного ребёнка-мигранта, поможет создать более благоприятные условия для адаптации детей к нашей культуре и языковой среде. И, конечно, это обеспечит более равномерное распределение таких детей по классам, что, несомненно, снизит нагрузку на педагогов. И российские дети, в свою очередь, не будут испытывать затруднений в освоении программы, а сами дети-иностранцы быстрее освоят русский язык и нормы культурного общения.
С одной стороны, я понимаю логику этого предложения. Как учитель, я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда в классе оказывается много детей, плохо говорящих по-русски. Это требует от педагога дополнительных усилий, времени, терпения. Приходится адаптировать программы, искать индивидуальный подход, объяснять материал по несколько раз. И, конечно, это может замедлять темп обучения для всего класса.
Но такой радикальный шаг для семей мигрантов – это довольно строгая мера. Не приведёт ли это к тому, что в некоторых школах просто не будут принимать детей-мигрантов? Или создастся ещё большая напряжённость, когда родители будут стараться "пристроить" своего ребёнка в класс? Будут взятки, а потом и несколько детей-мигрантов в одном классе. А потом снова проблемы с ними в школе, от которых мы так старательно хотим уйти. Получается, что ничего не изменится.
Психологи против
Мы коснулись темы ограничений для детей-мигрантов, и вот сейчас хочется добавить к нашим рассуждениям мнение специалиста – психолога.
Когда мы говорим об идее брать в класс только по одному ребёнку из семей мигрантов, психолог называет это "негуманным по отношению к самому ребёнку". Ведь, по сути, мы ставим этого ребёнка в совершенно особое, выделенное положение. Представьте себе: все в классе – и дети, и родители – будут знать, что вот этот конкретный ученик – он "особенный", он "специальный мигрантский ребёнок на специальном отдельном месте"
Привлекать к такому ребёнку излишнее внимание, "наводить на него луч прожектора" – это довольно опасно. Почему? Потому что это, как ни парадоксально, может создать для него угрозу буллинга, преследования. Когда ребёнок выделяется из общего ряда, когда он – единственный в своём роде, он становится более заметным. А это, как мы знаем, не всегда здорово. И это, кстати, касается не только детей-мигрантов.
Психологический аспект здесь очень важен. Дети в этом возрасте очень остро чувствуют любые отличия, любые "ярлыки". И вместо того чтобы помогать ребёнку-мигранту интегрироваться, учителя могут, наоборот, подтолкнуть его к изоляции и травле.
Ведь цель наша – не в том, чтобы отделить кого-то, а в том, чтобы помочь всем детям успешно учиться и общаться. И, возможно, более эффективным будет не ограничение количества, а поддержка педагогов, создание специальных программ адаптации, работа с родителями, как российскими, так и родителями детей-мигрантов.
Пусть учатся платно
Недавно внесли законопроект о платном обучении иностранцев в российских школах. Это ещё один аспект, который требует внимательного рассмотрения и который может существенно повлиять на жизнь наших школ. Теперь, помимо ограничений по количеству детей-мигрантов в классах, предлагается ввести и платное обучение для иностранцев в российских школах.
Суть предложения заключается во внесении изменений в закон "Об образовании". Авторы инициативы ссылаются на текущую ситуацию с федеральным бюджетом. Они считают, что в сложившихся условиях необходимо "оптимизировать" организацию получения образования для детей-иностранцев – начиная с детских садов и заканчивая профессиональным образованием. И, как вы понимаете, одним из путей такой "оптимизации" видится именно введение платы за обучение.
Но и это ещё не всё. Также предлагают ограничить количество попыток, которые иностранный гражданин может предпринять для бесплатного тестирования на знание русского языка в течение года. Это, видимо, призвано стимулировать более серьёзный подход к изучению языка.
Цифры, которые приводятся, действительно впечатляют. По данным МВД, в нашей стране сейчас находится более 638 тысяч несовершеннолетних мигрантов, и значительная их часть не посещает учебные заведения. В российских школах, по их сведениям, учится около 181 500 детей-мигрантов. И вот туттв верхах указывают на ещё одну серьёзную проблему: в наших школах не хватает более 900 тысяч мест. Особенно остро эта проблема ощущается в новых, активно застраиваемых районах. Иногда школы набирают десятки первых классов, а это значит, что всё больше детей вынуждены учиться во вторую смену. Неудивительно, что нагрузка на учителей растёт – многие работают в полтора-два раза больше положенного.
Авторы законопроекта считают, что введение платы за обучение и ограничение бесплатных попыток тестирования на знание русского языка помогут не только сэкономить бюджетные средства, которые, как они надеются, могут быть направлены, в том числе, на дополнительные выплаты учителям, но и создать более комфортную образовательную среду. А ещё, по их мнению, это повысит интерес к изучению русского языка за границей.
Я понимаю, что проблема с переполненностью классов, с нагрузкой на учителей – это реальность. Дети, которые не говорят по-русски, действительно требуют особого подхода, и это создаёт дополнительную нагрузку. Но не получится ли так, что образование станет недоступным для многих семей, которые приехали к нам в поисках лучшей жизни? Ведь не все мигранты имеют возможность оплачивать обучение своих детей. Это может привести к тому, что дети окажутся вне школ, буквально на улицах, а это, согласитесь, ещё большая проблема.
Возможно, стоит подумать не столько о введении платы, сколько об увеличении финансирования школ, которые принимают большое количество детей-иностранцев, о повышении квалификации учителей, которые работают с такими классами.
Конечно, важно, чтобы наши школы были готовы принимать всех детей, но при этом и нагрузка на учителей, и на бюджет были бы разумными. И, конечно, очень хочется, чтобы русский язык и российская культура привлекали к изучению, а не отталкивали. Надеюсь, что при обсуждении этого законопроекта все эти аспекты будут учтены.
Пишите, что думаете вы по поводу этих инициатив.