Погода первомайская, настроение тоже. Загрузились в авто и рванули покорять старицкие красоты. Правда, Москва отпускала нас так долго, что при виде первых же куполов свернули в посёлок Княжье Озеро. Храм новенький, 2009 года постройки, но уже с претензией на вечность. Русские умельцы, как видно, ещё не перевелись, строят как, будто знают, на века.
Заглянули в храм Александра Невского нарядный, приложились к чудотворной иконе «Богоматерь Одигитрия». Зарядились благодатью и двинули дальше покорять мир.
Машины ползут, как ленивые улитки. Решили, раз уж всё равно стоим, свернуть и прикоснуться к истории и развеять скуку и свернули в Волоколамск, старейший город Подмосковья, чья история, если верить летописям тянется аж с 1135 года. А если не верить – то ещё древнее. Когда-то он гордо именовался «Волок Ламский», звучит немного странно, но на деле просто место, где волоком перетаскивали лодки через реку Ламу.
Сегодня же главная достопримечательность города — Волоколамский кремль, хотя скорее храмовый комплекс. В границах земляных валов за изящной оградой расположились Воскресенский и Никольский соборы. В Никольском соборе разместилась экспозиция Волоколамского краеведческого музея.
Музей посещать не стали, зато колокольня Воскресенского собора манила, как запретный плод. Лестница настоящий тренажёр для альпиниста: ступени высокие, притолоки такие низкие, что я, как истинный исследователь, тут же проверила лбом их высоту. К счастью, музейные работники люди с состраданием, наклеили мягкие подушки, будем вспоминать их с благодарностью.
Устав от дороги, поэтому на очередной развилке выбрали самый короткий путь и, разумеется, самый долгий. Дорога оказалась грунтовой, и мы неспешно соревновались с грейдером за звание самого неторопливого путника. Зато, благодаря этому, смогли в полной мере насладиться местными красотами каждым кустиком, каждой лужей. Так и родилась серия «Прекрасные лужи».
На холме, будто мираж, предстала церковь во всей своей противоречивой красе, гордая величественная и печальная. Стены еще держались, но маковка давно покосилась. Ржавая табличка сообщала: «Храм Николая Чудотворца. Восстановление с 1 мая 2008 года». Позже я узнала, что деревня зовется Воскресенское-Гурьево. Красивое имя для тихого увядания.
Наступило какое-то спокойствие и умиротворение, так что продолжили путь и стали делать серию «Восхитительные речушки», так незаметно для себя и добрались до Старицы.
Разместились в небольшой уютной частной гостинице, очень хотелось, есть, побродив по городу, наткнулись на пиццерию там и отужинали. Заснули почти сразу, дорога вымотала, вот так три с половиной часа пути растянулись в целый день.
Проснулись, спустились к завтраку, где нас ждал стандартный набор: каша, яичница и оладьи по вкусу напоминающие «гномьи боевые плюшки».
День выдался ясным и солнечным, решили начать осмотр с панорамы Свято-Успенского монастыря, с другого берега Волги. Хотелось посмотреть, как монастырь купается в реке.
По улице Ленина шли неспешно, разглядывая дома, будто сошедшие с открыток. Особняк купца Филиппова, когда-то эти стены видели самого императора Александра I, и под этими же сводами, кружился в вальсе сам Пушкин.
Спускались к набережной, минуя часовню Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении 4 апреля 1866 года.
Мимо церкви Рождества Пресвятой Богородицы старинной, солидной, возведённой в 1750 году на холме, где когда-то шумело торжище. Главный престол, разумеется, посвятили Параскеве Пятнице покровительнице торговли. Церковь — чудо, шедевр, в неё вложили столько труда, что даже сейчас, глядя на неё, хочется воскликнуть: «Боже, как же красиво!».
Отсюда открывается вид на арочный мост, лёгкий, как взмах крыла. Построенный в 1963-м, но, кажется, будто стоял здесь всегда: триста метров изящества на бетонных сваях, парящих в двадцати пяти метрах над водой.
На набережной контрасты расцветали во всей красе: с одной стороны белоснежный и гордый Свято-Успенский монастырь, с другой торговые ряды, которые, кажется, держатся только из упрямства.
День выдался на славу, монастырь нежился в Волге, а пейзажи были так хороши, что сам Поленов позавидовал бы. Воодушевленные столь возвышенными видами, мы решили совершить дерзкую военную операцию, взять Старицкую земляную крепость. К счастью, гарнизон отсутствовал и после недолгой, но торжественной осады цитадель пала.
Наградой за победу стал вид на Храмовый комплекс: Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, которые, будто старые аристократы, величественно наблюдали за нами сверху. Соборы, встретили нас закрытыми дверями, так что пришлось довольствоваться взглядом в окно.
Прогулялись по крепостным валам, полюбовались видами города. А вот на старом городище нас ждал сюрприз: каменные кузни, сложенные из легендарного старицкого камня. Первая кузня, если верить выбитой на стене дате, появилась тут в 1792-м. Когда-то местные кузнецы ковали здесь железо, которое славилось на всю Россию. Конечно мастерство, но и сам камень, из которого сложены мастерские, будто подыгрывал ремесленникам: горны разгорались быстрее, металл выходил без окалины, словно бы ему и не положено было портиться.
Наконец добрались до Старицкого Успенского мужского монастыря, который весь насыщенный ощущением света и радости. Здесь кипит жизнь: палатки с сувенирами, паломники, туристы. Из монастырской лавки сладострастно тянуло ароматом печёных пирожков, потекли слюнки. Пришлось усмирять плоть строгим внушением: «Сначала духовное, а потом физическое».
Осмотрели могилу Святителя Иова, первого патриарха. Поставили свечку в Успенском соборе под аккомпанемент колокольного звона. Впрочем, насчёт звона мы так и не пришли к однозначному мнению: толи звонили все кому не лень, толи это просто учебные будни звонарей.
Обошли монастырские владения, осмотрели некрополь.
Через северные ворота, двинулись к церкви Воскресения Христова, увы, вид её производил удручающее впечатление особенно на фоне отреставрированного монастыря.
Вернулись в монастырь, на этот раз целью был Собор Троицы Живоначальной. Фотографировать разрешено везде. Конечно, не упустили случая запечатлеть росписи собора во всей их небесной красе. Ну, вот и пришло время пирожков, но монастырская лавка закрыта. Мораль проста: не откладывай на потом то, что можно съесть сейчас.
Разочарованные, но не сломленные, мы двинулись к церкви Ильи Пророка и тут нас ждала приятная неожиданность. Храм сиял свежей реставрацией.
Но душа требовала продолжения. Взгляд упал на карту: "А что там в окрестностях?" Деревня Красное, Преображенская церковь, повторение церкви Чесменского дворца.
Церковь Спаса Преображения встретила нас отреставрированным фасадом, храм в псевдоготическом стиле, нетипичном для православной архитектуры, кирпичные стены, перевитые белым старицким камнем, складывались в причудливый «четырехлистник». Фасады, дышат готикой, стрельчатые окна взмывают вверх, узкие тяги и арки. Над входом, словно застывшее солнце, сияла витражная роза, а у портала каменные ангелы, склонив крылья, хранят молчание. Внутри никаких пышных фресок, стены повторяют рисунок внешних фасадов.
Свечница в храме, устроила нам импровизированную лекцию, рассказала истории храма, и про каждую икону иконостаса поведала. А потом запела тихо, но голос звенел под сводами храма чисто и звонко так, что мурашки побежали. «После службы голос берегу», – пояснила она.
Движимые то ли рассказом, то ли интуицией, добрались до часовни Иоанна Предтечи. Здесь, из самой глубины земли, рождаются два целебных ключа – Иоанновский и Казанский. Их кристальные струи, наполненные частицами серебра, золота и йода, обладают чудесной силой. Говорят, вода первого источника дарует исцеление даже от самых тяжких болезней, а второй, словно живая влага света, возвращает ясность взору стоит лишь омыть лицо, что мы и сделали и умиротворенные поехали обратно в Старицу.
Бренное тело, напомнило о себе низменным урчанием. Немного пометавшись по городу, нашли точку общепита, она притаилась в полуротонде, еще одной достопримечательности она торжественно встречала всех кто прибывал в Старицу. Сделали заказ, и пока жрецы кухни свершали таинство над тестом и томатами, мы, как истинные эстеты, отправились на мост созерцать закат. Город, как будто позировал, именно в такие моменты даже самые закоренелые циники начинают верить в красоту.
Устали, поехали в гостиницу, где после душа как-то незаметно уснули.
После завтрака, решили совершить авантюру и отправились на поиски легендарных Старицких каменоломен. Координаты, добытые в недрах интернета, были загружены в навигатор который, вывел нас к деревне Козлово. Вид с холма луга, сосны, безмятежность. Но мы-то искали подземелья, а не пейзажи для открытки.
Спустились к ручью, который, по всем признакам, стремился к Волге. По берегам фиалки. Встретили местную жительницу, которая, поведала, что катакомбы где-то тут, «вон за тем поворотом, где я в детстве лазила». Воодушевлённые, мы продолжили путь.
Волга встретила нас солнцем и облаками. Крутые берега, белый камень, корни деревьев, цепляющиеся за землю.
Мы нашли расщелины входы в подземелья? Быть может, так и есть… Но проникнуть в их таинственную глубину оказалось невозможно. Знали бы заранее подготовился бы, нашли проводника… Но что толку сожалеть? Ведь даже без этого день выдался чудесным: гуляли по лесу, дышали свежестью, слушали шепот Волги. И хотя наша поездка в Старицу завершилась на этой легкой ноте грусти, впечатления остались теплые, живые, настоящие.