Найти в Дзене

«Лабиринт Фавна» (2006): фильм-эксперимент, прославивший Гильермо дель Торо

Продолжаю закрывать гештальты с фильмами, которые давно на слуху, но по разным причинам так и не посмотрены, хотя вышли уже давно. Вот, добралась и до фильма, который прославил Гильермо дель Торо - «Лабиринт Фавна» (2006). Сюжет. Последние годы Второй Мировой. Маленькая Офелия, девочка лет 10-ти, вместе с глубоко беременной матерью приезжает в военный лагерь отчима, который даже при первом приближении не производит впечатление приятного мужчины. Он холоден и жесток, падчерицу не жалует, да и супруга воспринимается исключительно в контексте матери его сына (мысль, что там может быть девочка, вообще не допускается). У девочки одна отдушина - мир сказок и богатая фантазия, и это, конечно, не поощряется. В целом, до Офелии дела никому особо и нет - лишь бы не путалась под ногами отчима да не позорила их с матерью перед окружением. Так, девочка находит загадочный заброшенный лабиринт, в который, конечно, заходит из любопытства - а там Фавн. Выглядит этот Фавн зловеще, но все же не так зл

Продолжаю закрывать гештальты с фильмами, которые давно на слуху, но по разным причинам так и не посмотрены, хотя вышли уже давно. Вот, добралась и до фильма, который прославил Гильермо дель Торо - «Лабиринт Фавна» (2006).

Постер фильма - Кинопоиск
Постер фильма - Кинопоиск

Сюжет. Последние годы Второй Мировой. Маленькая Офелия, девочка лет 10-ти, вместе с глубоко беременной матерью приезжает в военный лагерь отчима, который даже при первом приближении не производит впечатление приятного мужчины. Он холоден и жесток, падчерицу не жалует, да и супруга воспринимается исключительно в контексте матери его сына (мысль, что там может быть девочка, вообще не допускается). У девочки одна отдушина - мир сказок и богатая фантазия, и это, конечно, не поощряется. В целом, до Офелии дела никому особо и нет - лишь бы не путалась под ногами отчима да не позорила их с матерью перед окружением. Так, девочка находит загадочный заброшенный лабиринт, в который, конечно, заходит из любопытства - а там Фавн.

Выглядит этот Фавн зловеще, но все же не так зловеще, как отчим. И еще, в отличие от всех остальных, он как раз в девочке заинтересован. Говорит, она вообще не из этого мира, и что в сказочном королевстве ее ждет настоящий любящий отец, причем разыскивает ее не одну сотню лет. И, в общем, именно сейчас то самое время, чтобы вернуться домой, но сперва надо кое-что сделать. Пройти испытания и чтоб никто об этом не узнал. И то, и другое не так уж просто. Первое - в силу натуры Офелии, второе - потому что вокруг война и борьба с повстанцами. И не только вокруг штаба, а непосредственно в нем, даже в самом доме. И то, как развиваются события и в реальном мире, и в сказочном, не сулит ничего хорошего.

Девочка-мечтательница. Кадр - Кинопоиск
Девочка-мечтательница. Кадр - Кинопоиск

Много лет я собиралась с духом, чтобы посмотреть этот фильм. Знала о нем только то, что он страшный - а страшилки я стараюсь обходить стороной. Но все-таки решилась, и мне очень понравилось.

Конечно, этот фильм - смелый и даже радикальный эксперимент. Гильермо Дель Торо не просто сделал мрачную сказку - я бы сказала, что он смешал детский приключенческий фильм с настоящим кровавым хоррором (этот товарищ, за столом которого не стоит угощаться лакомствами - просто жуть). Но и этого ему оказалось мало, и все это вплетено в военную драму. В жестокую, бескомпромиссную, как и положено фильмам о Второй Мировой войне, где никто даже не думает сглаживать жестокость и хоть что-то оставлять за кадром. Все показано, все пропущено через зрителя, и неважно, был ли он готов, хотел ли.

В целом, хорошо, что я посмотрела фильм только сейчас. А то этот товарищ точно снился бы в кошмарах. Кадр - Кинопоиск
В целом, хорошо, что я посмотрела фильм только сейчас. А то этот товарищ точно снился бы в кошмарах. Кадр - Кинопоиск

На мой взгляд, «Лабиринт Фавна» - фильм, который обязательно нужно посмотреть, он уже точно вписал себя в разные списки культовых, лучших, в жанре, в десятилетии (-ях) и так далее. И, опять-таки, на мой личный взгляд, он до сих пор прекрасно смотрится, хотя с момента его выхода прошло уже почти 20 лет, и Гильермо как режиссер с тех пор мощно набрал обороты (оно и неудивительно).

Пожалуй, нет никакого смысла перечислять заслуги и регалии картины, анализировать, какой это был прорыв тогда, особенно с учетом того, что фильм был с неизвестными актерами, не на английском языке, производства не США (Мексика и Испания) и так далее. Есть у «Лабиринта Фавна» и Оскары, и Гойя, и BAFTA - и не по одной статуэтке. Но главное, что есть у этого фильма - пресловутая магия кино. Эффект, производимый на зрителя, благодаря которому остается послевкусие и ощущение сильного, ни на что не похожего опыта, только что пережитого. Он гипнотизирует, завлекает, удерживает, пугает, ведет и не отпускает - как тот Лабиринт, в котором разворачивается действие. В каком-то смысле он и сам лабиринт, многослойный, мрачный, хитрый, загадочный и очень интересный.

Страшненький Фавн, правда? Кадр - Кинопоиск
Страшненький Фавн, правда? Кадр - Кинопоиск

Мое детство выпало на 90-е. Хоть с годами ВОВ этот период и не сравнить, время тоже было непростое. И мне, честно скажу, часто мечталось, прямо как Офелии, что где-то все-таки существует Волшебный мир, со своими приключениями, сказочными существами. И пусть многие из них наверняка опасны, а от многих и ноги не унести, если вдруг попадешься, они все равно лучше и интереснее реального мира. И да, мне тоже часто мечталось, что на самом деле я заброшена в этот мир из волшебного, и где-то там есть мои настоящие родители, которые из-за колдовства недругов меня потеряли. Так что, конечно, к главной героине я "подключилась" сразу - как, думаю, и многие, кто из того же теста. Много читали, много мечтали, много фантазировали в детстве, искали свою волшебную страну, двери в Нарнию, Хогвартс, Средиземье, Муми-Дол или чертоги Снежной Королевы - тут уж кто куда. И поэтому фильм стал увлекательным путешествием, которое мы с девочкой Офелией осуществили вместе - вплоть до самого финала, можно сказать, от первого лица.

Но линия девочки - не единственная, которая вызывает сопереживание, участие, страх и желание, чтобы все кончилось хорошо.

Кадр - Кинопоиск
Кадр - Кинопоиск

История реального мира пробирает ничуть не меньше - даже больше. То есть если вычленить отдельно военную драму, она удалась. Но именно в том и суть «Лабиринта Фавна», что не нужно ничего вычленять, делить на части, отслеживать грань между реальностью и вымыслом. Суть именно в том, что все переплетено, все существует вместе, и для главной героини, глазами которой мы смотрим на происходящее, мир Лабиринта так же реален, как мир военного лагеря. А значит, и для зрителя так же.

Кадр из фильма - Кинопоиск
Кадр из фильма - Кинопоиск

И вот здесь, в зависимости от возраста и мироощущения этого самого зрителя, возникает две интерпретации финала. Я 20-летней давности предпочла бы верить, что девочка действительно прошла испытания и попала на свою истинную родину, в Волшебный мир. То есть поставила бы на первое место фэнтези как жанр этого фильма. Я нынешняя, конечно, и не сомневалась, что это был классический и единственно возможный эскапизм ребенка от страшной реальности, и финал трактую совершенно однозначно - так, как его показали. То есть вижу «Лабиринт Фавна» фактически как притчу и драму, где фэнтезийная составляющая, разумеется, служит метафорой.

Ну а что именно хотел сказать Гильермо дель Торо, знает только он. Но абсолютно уверена: он точно сказал именно то, что хотел. И получилось отлично.

Обои на основе постера к фильму - Кинопоиск
Обои на основе постера к фильму - Кинопоиск

Так что если вдруг пропустили или по каким-либо причинам откладывали, как - рекомендую к просмотру. «Лабиринт Фавна» того стоит.

Спасибо за внимание!