Найти в Дзене
Живая История

Ашшурбанапал: царь, который хотел завоевать не только земли, но и само знание

Исследуем, как Ашшурбанапал, последний великий правитель Ассирии, сочетал продуманную жестокость с беспрецедентным стремлением собрать всю мудрость своего мира. От пустынь Египта до засушливых гор западного Ирана, от побережья Средиземного моря до нагорий Анатолии — неоассирийская держава царя Ашшурбанапала господствовала на древнем Ближнем Востоке. В VII веке до н. э. он правил самой грозной империей, какую когда-либо знало человечество. Его столицей был Ниневия, находившаяся на территории современного северного Ирака, город грандиозных дворцов, изящных садов и монументальных ворот, охраняемых крылатыми быками с человеческими головами. Именно отсюда Ашшурбанапал командовал мощными армиями, способными сокрушить любого регионального соперника. Но его стремления выходили далеко за пределы военной славы: этот беспощадный воин-царь хотел собрать всё человеческое знание и найти ответы на тайны вселенной. Селена Уизном, автор книги «The Library of Ancient Wisdom: Mesopotamia and the Making o
Оглавление

Исследуем, как Ашшурбанапал, последний великий правитель Ассирии, сочетал продуманную жестокость с беспрецедентным стремлением собрать всю мудрость своего мира.

От пустынь Египта до засушливых гор западного Ирана, от побережья Средиземного моря до нагорий Анатолии — неоассирийская держава царя Ашшурбанапала господствовала на древнем Ближнем Востоке. В VII веке до н. э. он правил самой грозной империей, какую когда-либо знало человечество.

Его столицей был Ниневия, находившаяся на территории современного северного Ирака, город грандиозных дворцов, изящных садов и монументальных ворот, охраняемых крылатыми быками с человеческими головами. Именно отсюда Ашшурбанапал командовал мощными армиями, способными сокрушить любого регионального соперника. Но его стремления выходили далеко за пределы военной славы: этот беспощадный воин-царь хотел собрать всё человеческое знание и найти ответы на тайны вселенной.

Селена Уизном, автор книги «The Library of Ancient Wisdom: Mesopotamia and the Making of History» («Библиотека древней мудрости: Месопотамия и создание истории»), рассказала о масштабах его власти и амбиций: «Он был не только могущественным воином, но и человеком, который пытался собрать всю мудрость древней Месопотамии».

Неоассирийская империя Ашшурбанапала: месопотамская сверхдержава

К моменту восшествия Ашшурбанапала на трон в 669 году до н. э. ассирийская держава расширялась уже несколько веков. Период неоассирийской империи (911–609 гг. до н. э.) стал временем наиболее агрессивных завоеваний: такие цари, как Тиглатпаласар III и Синнахериб, превратили Ассирию из регионального царства в обширную централизованную сверхдержаву.

Ассирийцы славились военной эффективностью, развитой системой управления и использованием массовых депортаций для контроля над покорёнными народами. Они создали империю, соединённую дорогами, укреплёнными городами и системой передачи сообщений — чем-то вроде древней экспресс-почты, которая позволяла царю получать отчёты из отдалённых провинций всего за несколько дней.

Но Ашшурбанапал стремился пойти ещё дальше — его амбиции выходили далеко за пределы территориальных завоеваний.

Царь царей

Военные походы Ашшурбанапала расширили могущество Ассирии до предела. «Он сыграл решающую роль в расширении границ империи до их наибольшего масштаба», — отмечает Уизном. Он вел войны в Эламе (современный Иран), подавлял восстания в Египте и подчинил себе мелкие царства Леванта.

Что касается центра его власти, Уизном подчеркивает: «Его столицей был город Ниневия».

Этот город стал блистательным символом его могущества — метрополией с более чем 12 км оборонительных стен и садами, орошаемыми сложной системой акведуков. Для подданных и гостей он выглядел центром мира.

Безжалостный воитель

Репутация Ашшурбанапала как завоевателя формировалась целенаправленно. В его дворцах Ниневии стены украшали каменные барельефы поразительной детализации.

«Он представлял себя крайне беспощадным. Он украшал свои дворцы рельефами с изображениями осад и людей, насаженных на колья. Всё это было рассчитано на то, чтобы донести простое послание: с могущественной Ассирией лучше не связываться», — объясняет Уизном.

Не довольствуясь архитектурным убранством как средством демонстрации своей жестокой власти, Ашшурбанапал подвергал своих поверженных врагов унизительным испытаниям. Так, одного соперника он заставил надеть собачий ошейник и стоять у городских ворот, словно животное. По словам Уизном, это наказание, назначенное Ашшурбанапалом, считалось «довольно обычным».

Говоря о другом настенном рельефе, изображающем побеждённых врагов Ашшурбанапала, Уизном поясняет: «Люди изображены измельчающими кости собственных предков, чтобы из них сделали кирпичи для строительства города».

Такие поступки и образы должны были внушать ужас в сердца врагов империи, укреплять господство Ассирии и служить предупреждением каждому, кто мог бы подумать о сопротивлении.

Библиотека как завоевание знания

Но за пределами захваченных земель и жестоких унижений своих противников Ашшурбанапал был куда большим, чем просто военачальником. Он стал инициатором создания Библиотеки Ниневии — самой амбициозной коллекции текстов на древнем Ближнем Востоке.

«Библиотека Ниневии была проектом Ашшурбанапала, — объясняет Уизном. — Она начала формироваться ещё до него, но именно он сделал её такой, какой мы её знаем. Он пытался собрать всю мудрость Месопотамии под одной крышей; это была попытка охватить универсальное знание».

Сотни тысяч глиняных табличек библиотеки были написаны клинописью — системой письма, использовавшейся в Месопотамии более двух тысяч лет. Эти тексты охватывали поэзию, мифологию и медицину, а также астрономические, математические, правовые и магические трактаты.

В ассирийской мысли знание воспринималось как практический инструмент управления и выживания. Гадание (чтение предзнаменований по печени животных, звёздам или узорам масла) использовалось для принятия государственных решений. Уизном поясняет: царь мог обратиться к своей библиотеке за ответами на вопросы: «Стоит ли идти на войну? Когда? Кто должен командовать моей армией?»

И библиотека предоставляла ему записи, ритуалы и прецеденты для подобных решений.

Ашшурбанапал: воин и учёный

Помимо своей одержимости сохранением и применением знаний, Ашшурбанапал выделялся среди ассирийских правителей тем, что претендовал на личное научное мастерство. В одной из автобиографических надписей он хвастался, что умеет читать древние письмена, созданные ещё до «великого потопа» (отсылка к месопотамскому мифу о потопе), и способен вести беседы с учёными на древних и редких языках.

Уизном отмечает, что царь заявлял о своей «подготовке в области эзотерического права, умении читать древние надписи, способности к высшей математике и владении редкими языками, позволяющем обсуждать тексты на одном уровне со своими советниками».

И такие заявления могли быть не столь уж самонадеянными. Фонды библиотеки показывают сочетание интеллектуального любопытства Ашшурбанапала и его государственной мудрости: там находились медицинские трактаты, описывающие сотни растений и лекарств, технические инструкции по изготовлению стекла, а также эпическая литература, включая «Эпос о Гильгамеше».

Сохранив эти произведения, Ашшурбанапал невольно обеспечил выживание значительной части месопотамской литературной традиции до наших дней.

Падение империи Ашшурбанапала

Несмотря на могущество Ашшурбанапала, власть Ассирии в конечном итоге оказалась хрупкой. Размеры империи делали её трудной для управления, и после смерти царя около 631 года до н. э. череда внутренних смут и внешних вторжений привела к стремительному краху. В 612 году до н. э. Ниневия была разграблена коалицией соперничающих цивилизаций — вавилонян, мидян и скифов.

Ирония судьбы заключалась в том, что именно это разрушение помогло сохранить библиотеку Ашшурбанапала. Когда дворец сгорел, глиняные таблички обожглись в пламени и в таком виде пролежали под руинами более двух тысяч лет.

Правление последнего великого ассирийского царя сочетало в себе облик безжалостного завоевателя и преданного учёного — он доминировал на поле битвы и был одержим стремлением постичь знания прошлого.