Найти в Дзене
Приключения на свою

Орлиные скалы в Сочи: есть ли хоть одна причина сюда лезть? Честный ответ.

Орлиные скалы в Сочи - мекка для местных альпинистов-скалолазов. Высота самой скалы 125 метров. Над уровнем моря указывают 379 метров, но подножие скалы гораздо выше уровня моря. Это где? Добраться сюда можно на автобусах из Сочи до остановки Старая Мацеста, дальше пешком по указателям. Можно на машине доехать до санатория Старая Мацеста, там есть парковка. До самих скал - только пешком. Само место называется Агурское ущелье. Здесь течёт река Агура с притоком, который носит имя Агурчик. Одна из скал ущелья и есть - та самая Орлиная. На скале организована виа феррата. Виа феррата (итальянское слово) - скальный участок, оборудованный средствами для страховки: скобы, крючья, станции страховки. Здесь тренируется много юных альпинистов с тренерами. Сюда приехали и мы с группой - с той же целью: полазить. В качестве точки финиша определена статуя Прометея, стоящая на вершине скалы. Зачем сюда переться? Вопрос сложный, а ответ попробую сформулировать в конце статьи. Перед поездкой обычно вс
Оглавление
Орлиные скалы, начало пути вверх
Орлиные скалы, начало пути вверх

Орлиные скалы в Сочи - мекка для местных альпинистов-скалолазов. Высота самой скалы 125 метров. Над уровнем моря указывают 379 метров, но подножие скалы гораздо выше уровня моря.

Это где?

Добраться сюда можно на автобусах из Сочи до остановки Старая Мацеста, дальше пешком по указателям. Можно на машине доехать до санатория Старая Мацеста, там есть парковка. До самих скал - только пешком.

Само место называется Агурское ущелье. Здесь течёт река Агура с притоком, который носит имя Агурчик. Одна из скал ущелья и есть - та самая Орлиная.

На скале организована виа феррата.

Виа феррата (итальянское слово) - скальный участок, оборудованный средствами для страховки: скобы, крючья, станции страховки.

Здесь тренируется много юных альпинистов с тренерами. Сюда приехали и мы с группой - с той же целью: полазить. В качестве точки финиша определена статуя Прометея, стоящая на вершине скалы.

Зачем сюда переться?

Вопрос сложный, а ответ попробую сформулировать в конце статьи. Перед поездкой обычно все отвечают так:

  • Преодолеть себя.
  • Почувствовать себя настоящим скалолазом.
  • Подняться на вершину.
  • Узнать границы своих возможностей.

В общем, это всё полная фигня, а не причины.

1. Страховка

Конечно, речь не о страховом полисе. Виа феррата содержит несколько страховочных тросов, натянутых с использованием страховочных станций (узлов). К этому тросу пристёгивается скалолаз, а станции нужны, чтобы остановить его падение. То есть, когда человек срывается со скалы, то летит вдоль страховочного троса, пока карабин не остановится на страховочной станции.

Те тросы, которые висят на станции, имеют жуткий вид, ушатаны раздолбаны, а местами вообще отсутствуют. Наши инструкторы повесили собственные страховочные верёвки. Кроме страховочных, на маршруте могут устанавливаться спусковые верёвки - если предполагается слезать со скалы тем же путём. Верёвка пропускается через металлический "дюльфер". Если нижний конец верёвки держать рукой перпендикулярно основной, то человек повисает на верёвке, и спуск останавливается. Чтобы спуститься, надо опустить конец чуть параллельнее, тогда верёвка проскальзывает сквозь металлические крючки.

Для успешного залезания помимо альпинистского оборудования обязательно нужен шлем. Вопрос перчаток открытый - я всегда залезаю в перчатках с открытыми пальцами. Товарищи иногда говорят, что перчатки мешают "чувствовать" скалу. Не знаю, что там можно чувствовать, мне защита неогрубевших ладошек дороже. Это, конечно, азбука скалолазания, но вдруг, кто не знает и кому интересно. :)

Верёвки - страховочные и спусковые
Верёвки - страховочные и спусковые

2. Погнали

Залезание представляет собой закидывание ног выше ушей, подтягивание за скользкую скалу и расчёт на то, что оборудование выдержит мои 85 килограммов. Расход сил бешеный!

От европейской ферраты сочинская отличается примерно, как БМВ от УАЗика. Оба имеют 4 колеса и способны ездить. Вот только на австрийских и итальянских ферратах маршрут - это вбитые в скалу скобы, на которые можно стать ногой или держаться рукой, а также страховочные горизонтальные и диагональные тросы, за которые можно держаться или пристегнуться и повиснуть.

Что такое Орлиные скалы:

  • Треть скоб выдрана и выброшена в пропасть.
  • Половина тросов оторвана и отсутствует.
  • Те скобы, что есть, шатаются и грозят вывалиться.
  • Крючки, за которые нужно крепить страховочные верёвки, шатаются и держатся в скале с презрением к законам физики.

Готовы? Полезли: хватаемся, цепляемся, наступаем на скобу, она прогибается и грозит вывалиться. Хватаемся руками за страховочную верёвку, крюк, за который она зацеплена, проворачивается в скале и высовывается наружу на сантиметр. И так далее.

Самые "приятные" места - это отрицательный угол: верхняя часть выступает больше, чем нижняя. То есть, чтобы залезть на такой "карниз", надо пролезть под ним и как-то перекинуть ногу через сам карниз. Теоретически тут должны быть скобы для стояния и держания, а практически там только скальные выступы.

В одном месте есть карниз - любимое место для фоток.

Слегка офигевший автор этих строк
Слегка офигевший автор этих строк

Через полсотни метров подъёма наступает момент, когда организм надо бы подзаправить углеводами: руки и ноги начинают дрожать, появляется усталость и осознание того, что ногу выше уха для очередного рывка я не закину.

Какие мысли приходят для собственного спасения:

  • Вниз спуститься по скобам нереально - никак и вообще. Верёвок для спуска у нас нет.
  • Спустив верёвку сверху, меня поднять не смогут: длины не хватит, да и вес великоват (мой).
  • Ближайший вертолётный отряд находится в Минводах, оттуда лететь около часа, сесть вертолёт не сможет, разве что зависнет. Это стоит сколько-то сотен тысяч рублей... Блин.
  • Какого хрена я здесь вообще?!

Самое страшное в ситуации - недоверие оборудованию. Обвязка на мне и все верёвки - не мои, их характеристик я не знаю, как и времени эксплуатации. Сколько уже рывков это всё выдержало, неизвестно. Ну, и расшатанные крюки и скобы вместе с осыпающейся скалой тоже не добавляют уверенности.

Организм понял, что единственным вариантом выкарабкаться является подъём. В качестве топлива в пузо был отправлен сникерс. С непостижимой растяжкой нога была закинута на единственно доступный камень (как раз около уха), как-то получилось подтянуться, пару раз соскользнув рукой по скале и ободравшись, а затем удалось ухватиться за страховочную верёвку и дотянуться до расшатанной скобы. Теперь уже можно стоять, стараясь не расшатывать её ещё больше.

Орлиные скалы, вид сверху
Орлиные скалы, вид сверху

Дальнейший путь стал чуть более пологим. По крайней мере, здесь уже не было отрицательных углов, когда висишь на верёвке, стараясь зацепиться. Ну, а раз на камнях можно кое-как стоять, то отсутствие скоб уже не критично.

Вид сверху стал наградой. А ещё на вершине помимо статуи есть пара ресторанов с чаем и пивом. Вниз ведёт приличная дорога, по которой можно спуститься к подножию, пройдя около двух километров.

3. Что ещё тут есть

Агурские водопады
Агурские водопады

Агура образует Агурские водопады. По сути, водопад здесь один (Орлиная скала - тоже одна), но почему-то так повелось, что названия содержат множественное число. В столовой Сочи обнаружились блюда "Котлеты куриные" и "Окорочка жареные", хотя порция содержала ровно один окорочок или котлету. Странно, поскольку суп назывался "Борщ", а не "Борщи".

Водопад симпатичный, очень холодный, под него можно встать и освежиться. Нижняя площадка довольно труднодоступна, но долезть возможно.

Это мероприятие рискованное, поскольку сверху могут сыпаться камни.

Вот такое приключение. Было экстремально, страшно, а потом спокойно и весело. Если кто хочет пощекотать себе нервы - милости просим на Орлиные скалы. Сюда операторы возят туристов группой, есть и возможности восхождения. Но, честно говоря, я немного переоценил свои первоначальные физические возможности и рад, что силёнок в итоге хватило. Чего и всем желаю!

В итоге: надо ли это всё? Если надо, то зачем?

С ответом согласны большинство приятелей, побывавших тут:

  • Это однозначно надо! Надо сюда приехать и хотя бы попытаться залезть на самый верх.
  • ПО ПРИКОЛУ!

#Скалолазание, #Сочи, #СкалыВСочи