Найти в Дзене
Град_ЛЮДИНОВО

С позывным "Весна". Подвиг подпольщицы Ольги Мартыновой

Окончив в 1940 году 10 классов, девушка стала работать учителем русского языка и литературы в школе деревни Заболотье. В мае 1941 года Ольга поехала в Ленинград, чтобы поступить в горный институт – она мечтала стать геологом. В конце июня 1941 года она вышла замуж за лейтенанта Красной Армии. Но пожить тихой семейной жизнью им не удалось. Буквально на следующий день началась война... Домой в Людиново Оля добиралась «на перекладных», воинскими эшелонами. 4 октября 1941 года Людиново было оккупировано. Нацисты начали устанавливать здесь "новый порядок" - была создана полиция и специальные карательные отряды. На улицах города появились плакаты, грозившие смертью за малейшее отклонение от установленного гитлеровцами режима. Начались жестокие казни, с помощью которых каратели рассчитывали запугать и сломать волю к сопротивлению у местных жителей. Сопротивление, между тем, только разгоралось. В городе стало действовать антифашистское подполье, состоявшее из трех основных групп - комсомоль

Ольга Мартынова родилась 26 июня 1921 года в большой семье Михаила Петровича и Анастасии Петровны Мартыновых. Она была старшей среди семерых детей.

Окончив в 1940 году 10 классов, девушка стала работать учителем русского языка и литературы в школе деревни Заболотье.

В мае 1941 года Ольга поехала в Ленинград, чтобы поступить в горный институт – она мечтала стать геологом.

В конце июня 1941 года она вышла замуж за лейтенанта Красной Армии. Но пожить тихой семейной жизнью им не удалось.

Буквально на следующий день началась война...

Домой в Людиново Оля добиралась «на перекладных», воинскими эшелонами.

4 октября 1941 года Людиново было оккупировано. Нацисты начали устанавливать здесь "новый порядок" - была создана полиция и специальные карательные отряды. На улицах города появились плакаты, грозившие смертью за малейшее отклонение от установленного гитлеровцами режима. Начались жестокие казни, с помощью которых каратели рассчитывали запугать и сломать волю к сопротивлению у местных жителей.

Сопротивление, между тем, только разгоралось. В городе стало действовать антифашистское подполье, состоявшее из трех основных групп - комсомольской, "врачебной", "церковной".

Участницей одной из них – комсомольской – стала и Ольга Мартынова, выбравшая себе позывной «Весна». О том, как это было, позже вспоминала сестра Оли Анна Михайловна Гладкова:

«К ней приходили Алексей Шумавцов, Анатолий Апатьев, очень часто приходила Тоня Хотеева, с которой Оля дружила еще до войны.
Они оставались в комнате одни, а нас выпроваживали. Мы и не догадывались, что в такие вечера они от руки писали листовки, которые потом ребята расклеивали по городу».

Листовки в конце 1941 года играли очень важную роль. Оккупанты вовсю пытались внушить людиновцам мысль, что Москва пала, и война уже безнадежно проиграна. Чтобы поднять моральный дух землякам, нужно было во что бы то ни стало донести до них правду о состоянии дел на фронте.

Надо было рассказать, что Красная Армия ведет смертельный бой с фашистской гидрой, и Гитлеру никогда не удастся победить на русской земле.

Составлять и распространять листовки Ольге помогал ее хороший друг и сосед по улице Семён Муравьев. Также известно, что, когда у неё закончилась бумага, она обратилась за помощью к своим бывшим ученикам Ване Демидову и Грише Уткину, которые быстро раздобыли ей кипу ученических тетрадей...

Помимо листовок Ольга занималась сбором оперативной информации – ведь разведданные были по сути самым ценным, что могло дать подполье. Ольга добывала сведения о немецких частях и их расположении в Людинове, Кирове, Жиздре. Всё это позже использовали партизаны для уничтожения боевой немецкой техники, живой силы противника.

У Ольги был очень красивый, «учительский» почерк. Его опознал на листовках начальник полиции А. П. Двоенко, который до войны работал учителем физики и математики в первой «образцовой» школе, где до войны учились многие подпольщики, в том числе и Оля Мартынова. Её арестовали…

Анна Гладкова так вспоминала тот страшный день:

«5 января 1942 года рано утром, когда еще все спали, в дом Мартыновых на улице Войкова нагрянули полицаи – начальник полиции Двоенко, его заместитель Иванов и два рядовых полицая. Двоенко сразу прошел в комнату Оли и приказал ей одеваться. В это время полицейские учинили в доме обыск. А потом Олю увели».

Шестого (по другим сведениям, седьмого или восьмого) января 1942 года Ольга Мартынова после жестоких пыток и издевательств была расстреляна. Она перенесла нечеловеческие пытки и унижения, но не выдала никого из своих товарищей.

Но даже это был еще не конец, и после смерти негодяи не оставили ее в покое. Знакомая Мартыновых сказала её матери, что видела тело Оли в районе станции Вербицкой.

«На запряженной в сани лошади мама приехала на Вербицкую. Оля лежала на снегу в одной сорочке, ее волосы были разметаны по снегу, лицо все в ссадинах. Тело завернули в простыню, положили в сани, сверху заложили сеном и повезли домой. Но дорогу на въезд в город перегородили конные полицейские и приказали отвезти тело назад».

Трудно представить себе состояние матери, которая не могла даже похоронить свою дочь!

9 января 1942 года Людиново было освобождено – в город вместе с частями Красной Армии в город вошли партизаны — несколько отрядов, не только Людиновский.

В те дни, пока в городе были наши войска, красноармейцы привезли тело Оли домой. Проститься с ней приходили ее товарищи подпольщики, красноармейцы, просто местные жители. Они помогли матери Оли похоронить девушку на городском кладбище.

В 2007 году Указом Президента РФ В.В. Путина Ольгу Мартынову и священника Викторина Зарецкого наградили медалью "ЗА ОТВАГУ" (посмертно).

Также была установлена мемориальная доска на здании средней школы, где училась Ольга.

-2