Найти в Дзене
Ural Cossacks

Атаман Пётр Молодидов: Табуретки вместо кресел

Оглавление

В анналах казачьего возрождения бурной позднесоветской и ранней постсоветской эпохи мало кто из фигур выделялся бы столь же значительным и спорным образом, как атаман Пётр Молодидов.

Известный своей бескомпромиссностью и резкой критикой бюрократического вмешательства, Молодидов был не только пионером в возрождении казачьих традиций, но и пророческим голосом, предвидевшим подводные камни государственного возрождения.

Презрение Молодидова к бюрократии ярко выразилось в его прямолинейном высказывании: «Дайте этим чиновникам табуретки вместо кресел». Это была не просто шутка; это был мощный символ его убеждения в том, что государственные чиновники, удобно устроившись на своих должностях, душат истинный дух и самостоятельность казачьего движения.

Для него процветающие «новоиспечённые реестры» и попытки правительства формализовать казачью жизнь были не более чем извращением подлинного возрождения. Он заявил: «Все эти новоиспечённые реестры ничего хорошего не принесли и не принесут. Сорняки сорняки плодят!» Это подчёркивало его убеждённость в том, что поверхностные, контролируемые государством структуры будут лишь усугублять прежнее, уводя от подлинного казачьего самоуправления и военной идентичности.

Молодидов был одним из первых, кто встал на сложный путь возрождения казачества. Важно отметить, что он обладал поразительной прозорливостью, рано понимая, в каком направлении движется движение – или, возможно, сбивается с пути.

Ещё в 1990 году, когда многие ещё праздновали обретённые свободы и возрождение культурного наследия, Молодидов выступил с леденящим душу прогнозом. Он заметил: «Пока мы здесь проводим фольклорные фестивали, ОНИ копят оружие. Только нам почему-то не позволяют этого делать».

Кто эти «ОНИ», оставалось домысливать слушателю, но контекст рисовал суровую картину: предостережение о том, что, пока казаков поощряют к, казалось бы, безобидным проявлениям культуры, более могущественные, возможно, враждебные, силы консолидируют свои средства власти, подавляя подлинные возможности казаков к самообороне. Это заявление выявило фундаментальное противоречие — разницу между одобренным государством культурным зрелищем и стремлением к подлинной вооруженной самоорганизации, которая исторически определяла казачество.

Несмотря на свою критическую позицию и пророческие предостережения против размывания казачьей идентичности, Молодидов не просто полемист. Он человек действия. В 1991 году, наглядно продемонстрировав своё видение возрождающегося казачьего войска, атаман Пётр Молодидов совместно с тогдашним атаманом Всевеликого войска Донского Михаилом Михайловичем Шолоховым успешно воссоздал 96-й казачий полк. Этот акт стал мощным заявлением, продемонстрировавшим стремление к возрождению военных и организационных аспектов казачьей жизни, а не к ограничению её одним лишь фольклором.

Атаман Пётр Молодидов остаётся сложной и ключевой фигурой в истории современного казачества. Его бескомпромиссное видение, резкая критика бюрократического вмешательства и пророческие предостережения продолжают находить отклик у тех, кто верит в подлинную, самостоятельную казачью идентичность, не обременённую «табуретками» и «реестрами» внешнего контроля.

Газета «УРАЛЬСКИЙ КАЗАК»