Это был самый необычный, чарующий, умиротворяющий и неоднозначный опыт. Чтобы вам было не так грустно читать вот вам веселая мемная картинка выше. В этом материале мои переживания и желание избавиться от груза мыслей, который возникает у человека эмоционально проживающего чужой опыт. Пишу я этот материал под «мухой». Но вычитывал уже на трезвую.
Меняем понятия. Вместо похорон используем «яркое прощание»
На связи Георгий Романов, пленочный фотограф. Что только мне в моей практической жизни фотографа не приходилось видеть и снимать, на что только не падал мой глаз через призму видоискателя. Так вот, съемку похорон я могу назвать самым чарующим и неоднозначным опытом. Высшим эмоциональным пилотажем!
Почему? Тут надо провести странную параллель. В сути своей это тоже праздник повод собраться всем членам семьи, родственникам и друзьям. Здесь так же говорят хорошие слова, поддерживают друг-друга и так далее. Разница в том, что мы испытываем при этом противоположные эмоции, которые помогают нам осознать происходящее, пережить его.
Последний путь тема очень интимная. Поэтому в этом материале будет много выдумки, личных переживаний, не будет настоящих фотографий с настоящих прощаний и настоящих историй, но будут разные картинки на тему загробной жизни, которые мне так же удается копить.
Зачем фотографировать или записывать видео последнего пути?
Это чертовски хороший вопрос. Не спрашивайте меня. Мотивация людей в таких случаях дело личное. Как фотограф я кисть, я инструмент. Меня попросили - я сделал. Не так давно фотографии с похорон были вполне распространенным явлением. Будучи лаборантом я сканировал личные архивы и в 60х, 70х годах это было устойчивым явлением. В конце 19 начале 20 веков имели распространение портретные фотографии ушедших из жизни людей, особенно детей. Так как детская смертность в это время была высока. Людей одевали в красивые одеяния, делали яркий макияж и так фотографировали.
Мы фотографы вообще работаем с натурой мертвой, то есть фотографируем и храним то, чего уже нет. И от того какими будут фотографии зависит кое-что более важное, то что заставляет нас вспоминать о событии. В сути своей фотографируют или пишут видео не из желания запечатлеть грусть и проявление слабости, а из желания оставить в памяти иное восприятие произошедшего. Проще говоря, сделать прощание более легким, приятным, чтобы вспоминались приятные моменты, которые не оставляли более глубокий шрам на сердце, а помогали его залечить.
Если личность была яркой, известной, если он или она ушли из жизни неожиданно в результате несчастного случая или на фронте, то такой разрыв эмоционально ударяет гораздо сильнее. Поэтому прощание и сами похороны могут пойти по менее традиционному пути, с большим эпатажем и почестями. Так покойный напоминает о том, что он хотел бы быть живым. И нам стоит это ценить.
Кто способен фотографировать похороны?
Это может сделать только эмоционально зрелый человек с личным опытом. Либо категорически не зрелый эмоционально юнец. Первый устойчив и знает что делать. Второй устойчив, потому что не знает что делать. Другого не дано. Уж очень много «тараканов» может быть задействовано.
Хорошая фотография случается тогда, когда фотограф врывается в зону личного пространства других людей. И это тонкий, сцука, психологический и моральный момент. Фотограф не психолог, но человек, что чувствует когда нужно «нажать» не только на кнопку, но и на струны души, но при этом не перегнуть. Это первый момент.
Второй момент. Он должен оказаться там и видеть все не просто с главного ряда, а стать «назойливой мухой», которую окружающие хотят прихлопнуть. Это давление, которые ты будешь ощущать постоянно. Чтобы сделать кадр тебе надо быть ближе, но ты чужой и камера воспринимается у нас как чужой глаз, вторгшийся в святая святых. Чужых нам не надо. Здесь только свои. Поэтому важно сопереживать, так как только тогда ты можешь сохранить грань между тем, чтобы сделать хорошую фотографию и тем, чтобы не напортачить, не стать той самой мухой.
Особенности съемки похорон.
Я не знаю как называется правильно эта штука в психологии, но заключается она в следующем. Наш мозг способен гипертрофировать и идеализировать образ близкого нам человека. Если вы влюблялись, то легко поймете о чем я. Вы способны возвести в идеал объект любви и вас ждет реальность и разбитые идеалы в рутинной жизни. Так вот в случае с похоронами усопший в реальную жизнь больше не вернется, поэтому близкие люди живут с идеализированным образами. Все плохое забывается, остается только хорошее.
Зная это подумайте, какой пи***ц вас ждет, если вы сделаете портрет ушедшего даже будучи по просьбе родных и этот портрет не совпадет (а он не совпадет) с иллюзией. Поэтому здесь важно говорить не «в лоб», а визуальными образами, чтобы поддержать, а не разрушить выстроенный в голове образ. Это звучит как обман, но я другого не знаю.
Фотографии и видео будут вызывать те самые чувства, они будут возвращать во время и заставлять переживать эти эмоции. Как человек видящий смерть и на чьих руках умирали я знаю о чем говорю. Поэтому недосказанность и визуальная красота выходят на первое место. И в этом есть весь шарм такой съемки.
Ты должен действовать осторожно, нежно, издалека. Ты должен стать частью семьи, другом, ты должен сопереживать. Ты должен пересилить себя, взять камеру, поднять и писать настоящие эмоции на которые затем будет стыдно и больно смотреть. Ты должен записать интервью, выслушать искренние эмоции, стать сосудом, что наполнят чужое горе. И тебе самому все это надо пережить!
Как фотограф переживает чужое горе.
Как и обычный человек. Тебе хреново. Конечно, можно выработать эмоциональную стойкость, словно ты работник ГБУ «Ритуал» и заливать все специфичным юмором, но есть одно бл**ое НО. Если ты будешь черствым, то хороших кадров не жди. Это раз. Два. Это не съемка выпускных и не свадьбы. Здесь нельзя встать «в поток». И только попробуйте мне дать какой-то совет. Я видел смерть и не раз сам был на волосок от «факапа». Это несравнимые вещи. В моменте действа ты нифига этого не осознаешь, так как действуешь на мышечной памяти и адреналине, действуешь на инстинктах. Похороны эта та вещь, которая случается уже после. Это про эмоции, которые догоняют потом и про способность с ними справится. Ровно точно так же все происходит, когда ты переживаешь опыт близких к смерти или сталкиваешься с ним с другими людьми. Спросите у любого военного с СВО.
Это не так грустно, как кажется, потому что за тьмой приходит свет. Ты-то еще жив. Вот и живи!
Допиваю свою «двушку», обнимаю кота и готовлюсь ко сну. Напоследок хочется позитива. На самом деле сам факт ощущения близости смерти это очень хороший стимул, чтобы взглянуть на свою жизнь. На то как тратишь свое время и на то дерьмо, которое творишь.
Закаты для тебя становятся куда более «закатистыми». Любимые куда более любимыми. Друзья куда более «друзьятистыми». Короче, ты становишься переполнен любовью к жизни и хочешь задержаться на этой планете чуть больше, потому что после тебе самому будешь уже… ВСЕ… РАВНО…
Да, если вдруг захотите фотографа или видеографа на похороны - пишите письма. Сразу скажу, беру дорого, снимаю редко, но делаю качественно. Всех обнял.