Слово "комплекс" было заимствовано в конце XIX века из английского языка, где complex происходит от латинского слова complexus — «связь; сочетание» (исходное слово — plectere «плести, сплетать, связывать»). Таким образом, буквально «комплекс» означает «что-либо тесно связанное воедино».
Комплекс в психологии — это эмоционально заряженная совокупность представлений, мотивов и установок, которая формируется в бессознательном (или вытесняется в него) и оказывает существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека.
Термин «комплекс» в психоанализ ввёл швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он описывал комплекс как «узелок бессознательных чувств и убеждений, косвенно обнаруживаемых через поведение».
В бытовом смысле понятие комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в психике человека, задевая которое можно спровоцировать неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_%28психология%29
Итак, психическое здоровье человека напрямую связано с наличием комплексов. Чем их больше, тем тяжелее общаться с таким человеком. Человек становится "токсичным".
Некоторые признаки токсичного человека:
- Пессимизм. Токсичные люди всегда всем недовольны, им кажется, что их никто не понимает.
- Эгоизм и эгоцентризм. В центре вселенной токсичного человека — он сам и его интересы.
- Конфликтность. Токсичные люди остро реагируют на слова и действия окружающих, вспыльчивы и склонны обвинять всех во всём.
- Мания контроля. Токсичным человеком движет навязчивое желание всех контролировать и всем управлять.
- Склонность всё драматизировать, нагнетать. Все события, поступки, слова — всё, что их окружает, токсичные люди воспринимают в негативном свете.
Как образуются комплексы? Точно так же, как и камни в почках. То, что душа не может "переварить", она откладывает в "узелок бессознательного" и живет с этим не замечая, как эти камни постепенно отравляют жизнь. Но сильный эмоциональный удар приводит эти камни в движение, и тогда они могут болезненно выйти из души в виде катарсиса или же застрять в новом месте вызывая мучительную боль.
Что наша душа не может переварить, то есть осознать? Это, чаще всего, чувства вины, обиды. А мешает их осознать страх ответственности.
Откуда берется чувство вины? Вину порождает неопытность в распознавании чувств, как своих так и чужих, а также все тот же страх ответственности, который заставляет лгать. Вернее, человека никто не заставляет - ему просто дают выбор, как поступить, а выбор делает его душа соответственно степени своей зрелости, то есть опыта.
Вот человек (назовем его "Первый") совершил ошибку, что он должен сделать? Правильно, исправить ее! Если он живет один и сам за все отвечает, то сделать это не сложно. Сам обнаружил ошибку, сам себя отругал, сам ее исправил и сам себя похвалил.
А если человек живет в коллективе, где установлены нормы и правила, то появляется страх осуждения, и этот страх создает внутренний конфликт, из которого человек может выйти только сделав выбор - признаться в своей ошибке или скрыть ее. В первом случае все решается просто: рассказал, выслушал и принял решение как быть дальше. А вот в случае сокрытия начинается сложный путь вины.
Человек, скрывающий свою ошибку, начинает вести себя странно - прячет глаза, отмалчивается и старается избегать прямого контакта. Если рядом находится другой человек (его назовем "Второй"), он поймет все, если умеет разбираться в чувствах. А вот неопытный, как ребенок, начнет думать, что на него обижаются и будет искать причину обиды. Наконец, Второй может спросить напрямую у Первого: за что ты обижаешься? И тут у Первого опять появляется выбор - признаться честно, или воспользоваться замешательством Второго и вызвать у него чувство вины, обвинив его в каких-то эфемерных грехах. Например, "ты меня раздражаешь своей болтовней, из-за этого я совершил ошибку!". В этом случае Второй, с одной стороны, начнет переживать из-за несправедливого обвинения, а с другой, будет чувствовать себя причастным к ошибке Первого. С этого момента и у Второго возникает внутренний конфликт, из которого выйти не просто, если не имеешь опыта.
А Первый опять получает возможность выбора: исправить все вместе и поблагодарить Второго за помощь или свалить все на Второго и пользоваться и дальше его неопытностью. Но если Первый вконец обнаглеет, то и у Второго появится выбор: продолжать дальше жить с внутренней раздвоенностью или начать думать. Во втором случае он спросит самого себя: "кто виноват, и что делать?". Ну, а если думать не хочется, то все будет продолжаться по старинке, то есть с сохранением "традиционных ценностей". Этот путь нам не интересен, так как ведет к полной деградации отношений. Один будет наглеть до беспредела, превращаясь в монстра, второй будет превращаться в полное ничтожество и в конце концов станет лишь отражением этого монстра. В результате оба получат диагноз шизофрении.
А вот второй путь дает шанс на выход из тупика.
Поиск виноватого довольно занимательный и увлекательный процесс, наподобие шпионского триллера. Человек ищет виноватого во всех своих бедах вовне, но забывает поискать "крота" внутри своей души. А "крот" поселился там сразу, как только человек не сумел прочитать чувства другого. Он вину "Первого" принял, как свою вину, ведь Первый обвинил его в болтливости, которая и стала причиной ошибки. Чувствуете подмену понятий?
Первый сел на шею Второму, а чтобы он сильно не бунтовал, стал направлять его на поиск виноватых паразитов где угодно, только не на своем собственном загривке. Вот от такого присутствия в душе "крота" и появляются комплексы неполноценности.
"Комплекс" это "связь" с паразитом, который живет в душе в виде чувства вины непонятно за что и непонятно перед кем, вызывающим страх неполноценности. Человек перестает быть независимым, он зависит от мнения окружающих.
Если бы человек не отожествлял свои чувства с чувствами других, он бы мог разделять эти чувства и точно знать, что чувствует он, а что чувствуют другие. Этому научить может только собственный опыт, который ребенок получает в раннем детстве. Но если с детства родители навязывают ребенку свое эмоциональное отношение ко всему окружающему, не давая возможности ему самому разобраться в своих эмоциях, то во взрослом возрасте человек этому уже не научиться никогда.
Тут нужно понимать, что к школьному возрасту психика ребенка уже имеет базовые основы, на которых строится вся последующая конструкция его души. Эти надстройки можно как-то скорректировать при помощи психотерапии, а вот базовые основы - нет. Если они рухнут, то увлекут за собой и всю выстроенную позже программу социализации, которую человек использует для общения с окружающим миром. В этом случае обеспечена глубокая депрессия.
Иначе говоря, если психика ребенка выстраивалась без эмоционального давления извне, то в будущем такой человек сможет выжить и не сойти с ума при любых переменах. Ведь он будет точно знать, что перемены во внешних отношениях не затрагивают основы его души, так как его душа принадлежит только ему и не связана внешними условностями, то есть не имеет комплексов.