Найти в Дзене
Владимир Манукян

Композиторская деятельность Жан-Жака Руссо

Руссо признается в своей «Исповеди», что его «основной страстью была музыка»; но он её оставил, так как не был признан публикой, а сам себя критиковал намного строже, нежели Католическую церковь. Однако смело можно заявить, что, если бы не Руссо, мы бы, вероятно, не были свидетелями той музыки второй половины XVIII века, которую мы исследуем и которой мы наслаждаемся. Влияние он оказал косвенное, о чем пойдет речь далее, однако, анализируя его произведения, мы видим столько новаторств, что даже не верится, что музыкально-теоретический мир (во всяком случае отечественный) отвернулся от Руссо-композитора. Это наводит на печальные мысли, а иногда и вовсе на тоску и желание восстановить репутацию творца этой музыки. Нельзя сказать, что он был таким реформатором, как Бах, или таким новатором, как Вагнер, но его музыка, имеющая ценность не только как диковина, но как музыкальное воплощение многостороннего гения Руссо, воистину заслуживает внимания. Музыка Руссо в контексте интерпретации ег

Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо

Руссо признается в своей «Исповеди», что его «основной страстью была музыка»; но он её оставил, так как не был признан публикой, а сам себя критиковал намного строже, нежели Католическую церковь. Однако смело можно заявить, что, если бы не Руссо, мы бы, вероятно, не были свидетелями той музыки второй половины XVIII века, которую мы исследуем и которой мы наслаждаемся. Влияние он оказал косвенное, о чем пойдет речь далее, однако, анализируя его произведения, мы видим столько новаторств, что даже не верится, что музыкально-теоретический мир (во всяком случае отечественный) отвернулся от Руссо-композитора. Это наводит на печальные мысли, а иногда и вовсе на тоску и желание восстановить репутацию творца этой музыки.

Нельзя сказать, что он был таким реформатором, как Бах, или таким новатором, как Вагнер, но его музыка, имеющая ценность не только как диковина, но как музыкальное воплощение многостороннего гения Руссо, воистину заслуживает внимания.

Музыка Руссо в контексте интерпретации его философии

Жан-Жак Руссо известен как философ предреволюционной эпохи (последующую эпоху он, в частности, и сформировал), также называемой эпохой «Просвещения»; занимает место в пантеоне великих философов того времени наряду с Вольтером, Дидро, Монтескье, Вовенаргом, д’Аламбером, аббатом Прево и входит в число главных идеологов и деятелей Великой Французской Революции, наряду с Маратом, Робеспьером, Дантоном, Сен-Жюстом и др. Его система «новой искренности» была широко популярна в свое время и, согласно мнению исследователей, находит горячий отклик в нынешнем поколении молодых людей, принятом называть «поколением Z». Неудивительно, что им зачитывается молодежь, ведь писал он как раз в эпоху технического прогресса XVIII века, которую историки прозвали эпохой «промышленной революции». Его трактат «Рассуждение о моральном влиянии искусств и наук» раскрывает как опасения по поводу действия прогресса на общественные нравы, что, согласитесь, более, чем современно, так и глубинное и объективное знание Руссо не только природы человека, но и мироздания в целом; это не исключает того, что в его идеях много утопического, что вводит читателя в некоторое недоумение по поводу того, о чем непосредственно писал философ. Однако, темы, которые он затрагивает, столь противоречивы, что я позволю себе остановить здесь рассказ о Руссо-философе и начать про его композиторскую деятельность.

Руссо был не только композитором, но видным музыковедом своего времени; до того видным, что его перу принадлежит музыкальный раздел знаменитой «Энциклопедии». Цитата из неё, написанная д’Аламбером, поможет понять структуру музыки Руссо: «цель «Энциклопедии» — объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живём, и передать их людям, которые придут за нами: дабы труды минувших веков не были бесполезны для веков грядущих, дабы наши потомки, став образованнее, стали также добродетельнее и счастливее и чтобы мы могли умереть в сознании исполненного пред человечеством долга».

Для Руссо музыка, вместе с, по его словам, исключительным значением для человека, была чем-то общим с его философией и не носила поэтому ярко выраженный пасторальный характер, как мы видим это у Вивальди, Моцарта, Бетховена, Вагнера и у множества других композиторов. Хотя природа для Руссо была центральной темой его философии, музыка его намного больше направлена на мышление, на какое-никакое идейное содержание, нежели на простое созерцание природы. Видно, что он пытался написать нечто, близкое к первозданному, однако, впечатление, будто Руссо больше обращается к разуму, нежели к чувствам. Но это обращение является не иначе, как одним из самых лаконичных и по-детски простых и наивных выражений подобной философии, выражений, достойных своего философа. Здесь видна его теория интуитивного восприятия мира. Согласно неё, человеку, для того, чтобы постигнуть какую бы то ни было информацию, нужно лишь интуитивное знание мироздания и природы человеческой в частности, что он и доказал, написав, не имея никакого юридического образования, документ (трактат «Об общественном договоре»), легший, полностью или частями, в основу всех современных правовых систем. Это то, о чем говорил Альберт Эйнштейн: «если ты не можешь объяснить свою теорию пятилетнему ребенку, значит твоя теория ничего не стоит»; «Интуиция - священный дар. Разум - покорный слуга».

Наверное, как раз потому, что музыка его направлена на строго регламентированную философскую концепцию, слушать её в удовольствие лишь тем, кто знаком с этой философией и солидарен с ней. Именно поэтому её называли и называют «скучной». Если воспринимать её a priori, то есть без философских объяснений того, почему Руссо строит её именно так, то, в некоторых местах, в частности его опер, действительно, может показаться, что музыка стоит на месте. Поэтому я прошу читателя, перед прослушиванием музыки Руссо сперва ознакомиться с его философскими взглядами; иначе, музыка эта может показаться Вам не просто непривычной, но и вовсе лишенной каких-бы то ни было достоинств. 

Влияние Жан-Жака Руссо на Моцарта

После премьеры оперы «Деревенский колдун» Руссо посчитал, что она с треском провалилась. Однако ей было суждено сыграть роковую роль в развитии музыки, ведь именно она вдохновила семилетнего Моцарта на создание своей первой оперы. А для Моцарта опера – предопределяющий жанр всей его музыки.

В. А. Моцарт в возрасте шести лет
В. А. Моцарт в возрасте шести лет

Если подвергнуть музыку Руссо тщательному анализу, мы с удивлением обнаружим, насколько близок был Руссо к Моцартовской манере письма. Хотя такой стиль, с активным применением септаккордов S группы, в частности II альтерированной был общепринятым, и было много композиторов, стиль которых можно считать прямым предком Моцартовского, не стоит забывать, что именно его опера подтолкнула Моцарта на создание своей – настолько она ему понравилась. Так что, в чисто эстетическом плане, Руссо был намного ближе к Моцарту, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому, Руссо, вне оценки его произведений, уже внес значительный вклад в развитие музыки, а точнее её идейной составляющей. Его реформаторские идеи подхватил талант, который смог ими проникнуться и воплотить их в той мере, в которой они заслуживали. В этом и значение композиторского творчества Руссо – сами по себе его произведения мало исполняют и не стоят по значению наравне с произведениями К. Ф. Э. Баха или Глюка, однако являются значительным дополнением к идеологии музыкального пантеона, из которого позднее и вышел Моцарт. В конечном счете, с одной стороны, Руссо как композитор был одним из многих, но судьба распорядилась так, что именно его взгляд на музыку имел существенное значение для человека, изменившего не только стиль музыки, но и её природу.