Когда мы слышим слово «миниатюра», чаще всего думаем о крошечных картинах в старинных книгах или о портретах размером с монету. Но в музыке миниатюра — это не просто «маленькое». Это искусство вмещать в несколько минут то, ради чего иногда пишут целые симфонии.Если симфония похожа на роман Толстого, то музыкальная миниатюра — это стихотворение Цветаевой: короткое, но ударяющее прямо в сердце. В XIX веке именно романтики — Шопен, Шуман, Григ — открыли этот жанр во всей полноте. Их пьесы звучали дома, на вечеринках, в салонах — но в каждой из них был целый мир: радость, тоска, ирония, мечта. Миниатюра стала своего рода дневником эпохи, где на страницах-нотах зафиксированы мимолётные движения души. В XX веке жанр не исчез, а преобразился. Одни композиторы сделали из него лабораторию экспериментов: проверяли, насколько далеко можно зайти в разрушении привычной гармонии или ритма. Другие, наоборот, использовали миниатюру как тихую исповедь, противопоставляя её громогласным симфониям и маршу