«Тот самый» фильм
Это был самый кассовый фильм позднего СССР, который посмотрели больше 55 миллионов зрителей – фактически каждый пятый житель огромной страны. И самый скандальный – осмысление жизни советской семьи и советской молодёжи в нём слишком отличалось от давно привычного постулата «есть у нас ещё отдельные недостатки», зато в целом всё прекрасно.
Автор сценария фильма Мария Хмелик - дочь Александра Хмелика, сценариста и одного из создателей детского журнала «Ералаш», человека известного и авторитетного в отечественном кинематографе, и испанки Росы Перес, референта Дипломатической академии. Василия Пичула Мария встретила во время учёбы во ВГИКе, вышла за него замуж и получила от мужа приглашение посетить его родной Жданов для знакомства с родителями. Индустриальный провинциальный южный город очень сильно отличался от Москвы - рядовая жизнь обычных простых людей, серый быт, сермяжная правда той стороны советской действительности, о которой не говорили по телевизору. И вообще не говорили, но в большинстве своём в ней жили.
Сценарий Хмелик и его режиссёрское видение Пичула, натурализм, правдивость и реалистичность сюжета заставили зрителей посмотреть на себя широко открытыми глазами. Это был предельно честный, местами невыносимый коллективный портрет живых людей, который и сделал «Маленькую Веру» знаковой для своего времени, а вовсе не нашумевшая сцена, в которой показали «ну это самое».
Свой дипломный сценарий Хмелик написала ещё в 1983. Тогда возможность снять по нему фильм казалась фантастической, и материал лёг в стол. Приступить к работе муж Марии Василий Пичул смог лишь 4 года спустя, когда в стране уже бушевал ветер перестроечных перемен.
«В нашем кино показывают «это»
В «Маленькой Вере» с невиданным до этого размахом показали «то, чего показывать нельзя». Следует заметить, знаменитейшая и одна из первых откровенных сцен в отечественном кино изначально не была прописана в сценарии, и актёры, мягко говоря, оказались не в курсе, что им предстоит сыграть. Идея снять полноценную эротическую сцену принадлежала режиссёру Пичулу, и он сумел убедить актёров и сценаристку в её необходимости. Представить такое в советском кино ещё два-три года назад было невозможно. Худсовет студии им. Горького, который принял картину с условием, что скандальная сцена будет вырезана или переснята, до последнего чинил режиссёру препятствия. Но сцену Пичул всё-таки отстоял.
Сразу же после выхода фильма в прокат сарафанное радио разнесло весть, что "в нашем кино показывают "это". В свете современных достижений откровенной киноиндустрии творение Пичула выглядит по-пуритански скромно – оголённая грудь Веры, главное "мероприятие", прикрытое её платьем, слова ни о чём. Но сказать, что в 1988 году действо приобрело эффект разорвавшейся атомной бомбы, значит не сказать ничего. Зрительные залы по всей стране оказались настолько шокированы увиденным, что забывали, было ли в фильме ещё какое-то содержание.
Пишите письма
Актёрам и авторам фильма присылали огромные мешки писем, в которых их стыдили, ругали, проклинали и обвиняли во всех смертных грехах, вместе взятых. Хуже всего было то, что хотя и фильму присвоили категорию «детям до 16 лет вход запрещён», в залы дети привычно попадали. Администраторы и билетёрши закрывали на это глаза: западные фильмы с постельными сценами «ставила на место» бдительная советская цензура. Пичул добился, чтобы его «Маленькая Вера» шла без купюр. Что происходило на сеансах, известно из тех же зрительских писем:
«Было много детей, и при выходе дети лет 10-13 шушукались, дети 6-7 лет донимали родителей расспросами: а почему парень у неё сиську сосал, а зачем она на него села...»
А вот какое письмо прислал коллектив женщин одного из предприятий города Горького от 35 до 40 лет:
«Авторы ещё и жизнь-то глубоко не познали, ещё не знают, кто в половом акте должен лежать снизу, кто наверху, и от чего лучше, а уже показывают маленькую Веру (проститутку) наверху, а он тунеядец лежит, а она его...»
Многие зрители негодовали, что сейчас молодое поколение насмотрится такого кино и ринется на панель:
«Чем больше вы будете воспроизводить таких вот фильмов, вот таких Вер будет появляться ещё больше. Они даже гордятся: да о нас даже фильмы снимают».
Прозвучал призыв и к более решительным мерам:
«Таких «дочек» в зародыше убивать надо, разносчики СПИДа, тунеядки, пьяницы. Да их в жизни сейчас полно, особенно малолетних проституток. Только писать и показывать из зачем? Это уроды, как и их семьи. Их пристреливать надо, ибо это не люди, а «проказа».
Находились, конечно, и более трезвомыслящие зрители, которые понимали, что всё не так просто, и не сексом, как говорится, единым живы герои этого фильма:
«Я потрясена! Неужели у нас могут снимать такие фильмы? Откровенно говоря, я шла на него ради развлечения, говорили, что фильм наполнен сексом. На протяжении фильма не было слышно ни одного смешка. Из кинозала выходили как замороженные, задумавшиеся.»
Без евреев и разврат не разврат
И вишенка на торте, обращение к автору сценария Марии Хмелик и режиссёру фильма Василию Пичулу:
«Вы, без сомнения, евреи, причём сами прошедшие этот разврат, который показали в картине.»
Ну кто бы сомневался.
Тётка-хозяюшка
Так сложилось, что Пичул задумал работать с одним актёрским составом, а снимать пришлось почти совсем другой. Из прежнего «уцелела» лишь Людмила Зайцева в роли матери Веры. Её образ Пичул лепил, опираясь на героиню Нонны Мордюковой из фильма Никиты Михалкова «Родня». Зайцевой сделали «химию», очень напоминавшую причёску Мордюковой, и придали многие черты характера её героини – простоту, которая граничит с бесцеремонностью, навязчивую заботу о близких. Такая душа нараспашку тётка-хозяюшка не великого ума.
Отца Веры должен был играть другой актёр, Автандил Махарадзе из Грузии. Но Махарадзе внезапно покинул съёмки, и его спешно пришлось заменить на Юрия Назарова. Их с Зайцевой экранная семейная пара складывалась тяжело, из-за нескончаемых конфликтов актриса даже порывалась отказаться от роли и вернуться в Москву.
Негоду уговаривали стать звездой
На роль Веры Пичул сначала утвердил Ирину Апексимову, но она получила более привлекательное предложение и от работы у Пичула отказалась. До неё режиссёр сделал пробы с актрисой Московского ТЮЗа Натальей Негодой. Пичулу она хотя и понравилась, но показалась слишком темпераментной, горячей, неуправляемой. Поэтому стоило только появиться более сдержанной Апексимовой, которая к тому же отлично отработала пробы, Василий сделал выбор в её пользу.
Когда Пичул остался без исполнительницы главной роли, в дело вмешалась его знаменитая коллега по студии им. Горького, «мама Штирлица» Татьяна Лиознова. Она настояла на кандидатуре Натальи Негоды. После отклоненных проб Негоду пришлось уговаривать поработать у Пичула, но перспектива провести пару летних месяцев на Азовском море за счёт киностудии взяла верх, и Наталья согласилась. Она приехала в Жданов вместе со своей подругой Александрой Табаковой, утверждённой на роль Ленки, подруги Веры. Роль могла достаться Алике Смеховой, но та от неё отказалась. О чём, говорят, сожалеет до сих пор.
В главной роли инженер
На главную мужскую роль Пичул намеревался пригласить Сергея Колтакова, на тот момент имя №1 поколения молодых актёров. Но Колтаков славился как безусловным талантом, так и своими капризами и непредсказуемостью. Режиссёр решил не рисковать и нашёл замену в лице студента 1-го курса театрального училища им. Щукина Андрея Соколова. Нет, Андрей вовсе не был вчерашним зелёным школяром – до поступления в «Щуку» он успел получить диплом инженера-технолога по производству летательных аппаратов в МАТИ им. Циолковского.
Цель жизни – коммунизм
Не обошлось и без курьёзов. Когда съёмки близились к завершению, Пичулу позвонили от высшего советского идеологического сановника Егора Лигачёва и настоятельно посоветовали не включать в будущую картину сцену на пляже, в которой почти обнажённая Вера нежится в объятиях своего возлюбленного и утверждает, что цель её жизни – коммунизм.
Потерял сознание, очнулся, а тут ТАКОЕ
После возвращения в Москву и монтажа Пичулу предстояло пройти процедуру приёмки фильма на киностудии. Конечно, «та самая сцена» не могла «не выстрелить» и здесь – во время показа потерял сознание пожилой киномеханик, страшно переживавший, что на его родной студии детских и юношеских фильмов теперь снимают и собираются показывать юным и не очень зрителям ТАКОЕ кино. Ходили слухи, что и генсек Горбачёв отреагировал на «ту самую» сцену неоднозначно – после её показа у себя на даче он вышел из зала и больше не возвращался.