Мало какие саммиты Востока и Запада в современной истории сопровождались таким количеством домыслов и неопределённости, как пятничная встреча Трампа и Путина на Аляске. Мало какие, если таковые вообще были, завершились с ещё меньшей ясностью.
Пишет Вашингтон Пост:
Однако было ясно, что Владимир Путин остался весьма доволен. Зачитывая подготовленные заметки (и поднимая вопрос о том, были ли они подготовлены заранее) на пресс-конференции после трёхчасовой встречи, российский президент, казалось, был особенно доволен тем, что он, изгой и военный преступник, разыскиваемый в Европе, общается лицом к лицу с президентом Соединённых Штатов, да ещё и на американской земле, по соседству с Россией.
Он осыпал комплиментами президента Трампа, даже намекнув, что тот был прав, когда говорил, что будь он президентом в то время, этой войны не было бы вовсе. Он довольно подробно говорил о русском и православном наследии Аляски, о важности перевернуть страницу в американо-российских отношениях, о большом потенциале торговли между двумя странами (что вызвало усмешку у Трампа). Но в отношении войны он вернулся к своему старому сценарию: для прочного урегулирования необходимо устранить все «коренные» причины конфликта, которые, по его мнению, все находятся на той стороне.
Господин Трамп, который до встречи, казалось, склонялся к новой жёсткой позиции в отношении России, угрожая «очень серьёзными последствиями» в случае отсутствия прекращения огня и даже намекая на то, что господин Путин играет с ним, здесь, похоже, вернулся к своему давнему восхищению «Владимиром» (господин Путин публично не ответил взаимностью «Дональду»). Господин Трамп с удовольствием высмеял обвинения во вмешательстве России в американские выборы — «российскую, российскую, российскую мистификацию», как он это назвал, — и горячо поблагодарил господина Путина за «чрезвычайно продуктивную встречу».
Что касается главного вопроса? Господин Трамп заявил, что «было согласовано много пунктов», и говорил о «большом прогрессе» и «определённом прогрессе», не вдаваясь в подробности, но признал, что «нет соглашения, пока не будет соглашения». Он сказал, что позвонит ключевым лидерам НАТО и президенту У, чтобы сообщить им о результатах.
Эти звонки могут пролить больше света на то, к какому взаимопониманию пришли два президента, и вполне возможно, что на встрече действительно был достигнут некий прогресс. Однако трудно было отделаться от впечатления, что г-ну Путину снова удалось выиграть больше времени для своей войны, которая сейчас идёт своим чередом . Когда г-н Путин съязвил по-английски, что следующий саммит должен пройти в Москве, г-н Трамп, похоже, обрадовался: «О, это интересно», — сказал он. «Не знаю. Меня немного покритикуют, но я допускаю такую возможность».
Скорее всего, г-н Трамп просто потеряет интерес к попыткам положить конец войне. Когда он сказал, что позвонит г-ну Зе и европейцам, он добавил: «В конечном счёте, это зависит от них». Он снова не стал вдаваться в подробности, но, учитывая веру г-на Трампа в его умение заключать сделки и интуицию, похоже, он был готов оставить этот вопрос без внимания. Это объяснило бы жизнерадостность г-на Путина и стало бы ударом для его оппонентов.