КУНГИРОТЫ
Кунгироты — одно из древнейших тюркских племён, богатое высокой культурой, традициями и обычаями, служащее примером для других племён. Один из самых известных эпосов узбекского народа — «Алпомиш» — создан по мотивам событий, произошедших с племенем кунгиротов из Тартувли (в настоящее время племя Тартувли проживает преимущественно в Байсунском районе). Эпос воспевает мужество кунгиротов, их любовь к родине и Вагантам. Читая или слушая этот эпос, люди чувствуют присутствие в своих сердцах дружбы, глубокое уважение друг к другу и другим племенам (например, к караджонским калмыкам и Алпомишам), и он особенно поучителен для молодёжи нашей нынешней независимой республики в воспитании молодёжи в истинно гуманном духе.
Кунгираты живут в Центральной Азии с древнейших времён, о чём свидетельствует существование городов, каналов и мест, названных в честь племени кунгират. В Каракалпакстане есть город Кунгират, канал Агрират на берегу Сырдарьи и колхоз Кунгират в Сурхандарье.
Люди, принадлежащие к племени кунгират, встречаются также среди узбеков, казахов, киргизов, башкир, ногайцев, ойратов, туркмен и других национальностей.
Кунгираты прочно вошли в этнический состав этих народов и ассимилировались с ними.
В настоящее время кунгират проживают в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Башкирии, на Алтае, в Таджикистане, Афганистане, Саудовской Аравии и других странах.
Поскольку племя кунгират проживает во многих странах, возникает вопрос: в какой национальной структуре кунгират выделился в единое сообщество? Кратко остановимся на местах их проживания, племенном делении, поэтах, царях, эмирах, их нынешнем местонахождении и обычаях, которые могут служить примером для других народов. Места обитания кунгиратов
Кунгираты, будучи древним тюркским племенем, с древнейших времён проживали в странах Центральной Азии. Известно, что труды аль-Вахиди (747–823) («История книги»), «Дивану лугати тюрк» Махмуда Кашгари, «Аль-камиль фи-т-тарих» («Совершенная история») Ибн аль-Асира (1160–1224), «Кутадгу билиг» Юсуфа Хос-Хаджиба и другие исторические источники свидетельствуют о том, что тюрки составляли значительную часть населения Балха, Худжанда (Куляба), Чаганиана, Термеза, Самарканда, Шаша и Бухары. Академик Б. Ахмедов (1992) приводит пример из труда Махмуда Кашгари «Девон Лугатит Турк» и говорит: «Каз — имя девушки из племени афросиоб, которая построила город Казвин в Иране. Турки также жили в городе Кум. Турки жили в городе Рум (один из городов в Иране, обычно на южном берегу Каспийского моря) до восхода солнца». Однако Рашиддин в своей книге «Джами ут-таворих» и Шарофиддин Али Язди подчёркивают, что многие тюркские племена, проживавшие в таких местах, как Южная Сибирь, Алтай, Монголия и бассейн Иртыша, такие как узбеки, киргизы, казахи, каракалпаки, татары и башкиры, такие как кипчаки, бахрины, нукузы, кияты, кунгираты, сулдусы, уйгуры, боявуты, ойраты, булкочи, кераиты и найманы, были среди воинов Чингисхана и ассимилировались с тюркскими народами Центральной Азии.
Следует также отметить, что тюркские народы не только пришли с армией Чингисхана, но и за тысячи лет до него во время гуннских походов также пришли в Центральную Азию и на Запад, а затем остались там. Возможно, тюркоязычные народы расселились в Центральной Азии ещё до гуннских походов.
Позднее тюрки, вероятно, мигрировали в Восточную Сибирь и Монголию. Или же в результате крупных сражений некоторые племена покинули свою родину.
Как известно, в эпосе «Алпомиш» говорится о разделении братьев, в результате чего часть байсуно-кунгиратского племени во главе с Байсари переселилась в Калмыкию или Кашгар.
Предположим: тюрки издревле занимались скотоводством. В результате чрезвычайно жаркого климата в Мавераннахре не хватало травы и пастбищ для развития скота, а также из-за быстрого высыхания пастбищ и лугов из-за пыли, возможно, что сереяйловы мигрировали на Алтай и далее и поселились там. Потому что в настоящее время отсутствует археологические раскопки или свидетельства, которые бы четко объясняли этноним узбекского народа, включая этногенез племени кунгират.
Согласно средневековым историкам, существуют мнения о том, что кунграты, мангиты, кияты, корлыки, кипчаки, боявуты и другие племена произошли из Северной Сибири, Монголии и Приамурья. Однако, по нашему мнению, эти взгляды не подкреплены убедительными доказательствами.
Поскольку в регионе Мавераннахра, особенно в Сурхандарьинской области, не очень холодная зима, а в горных районах лето не слишком жаркое, значительная часть тюркских племен проживала в этой долине. Также верно, что из-за увеличения численности населения и скота они переместились на Алтай и в Восточную Сибирь в поисках новых пастбищ. Потому что в Шерабадском районе Сурхандарьинской области и близлежащих местах можно найти большое количество тюркских родов.
Как ученый-естествоиспытатель, я знаю более 50 тюркских родов. Я не могу согласиться с мнением, что она зародилась в Восточной Сибири, на берегах Амура. Для возникновения жизни на Земле, прежде всего, важную роль сыграли природные условия, а также температура, солнечный свет и космическое излучение.
Следовательно, живое существо не могло появиться в условиях Восточной Сибири, покрытой снегом зимой и дождевыми облаками, которые закрывают солнце даже летом. Таким образом, эти вопросы довольно спорны, и в будущем для их решения может быть внесено множество изменений.
Возможно, наши тюркские предки изначально поселились в долинах Сурхандарьи, Кашкадарьи, Ферганы, Самарканда, Бухары и вдоль течений Сырдарьи. Однако в результате стихийных бедствий, таких как землетрясения, оползни, извержения вулканов, наводнения, пожары, голод и другие катастрофы, вполне возможно, что в течение сотен тысяч лет они постепенно переместились на берега Енисея, Иртыша, Алтая, Монголии и Амура. Т. Мирзаев и Б. Саримсаков пишут о кунгратском варианте эпоса «Алпомиш»: он возник в X–XI веках среди тюркских племен, обитавших в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Дешт-и-Кипчоке.
Основоположник узбекского фольклора Ходжи Зариф высказывал мнение, что эпос «Алпомиш» был создан до завоевания Чингисханом. Ведь многие фольклористы утверждают, что упомянутые в эпосе города Барчинликент, Барчинканд, Барчин и Бойсун также находятся в низовьях Сырдарьи.
Из этого можно сделать вывод, что кунграты и некоторые другие тюркские племена обитали в этом регионе ещё до вторжения войск Чингисхана в Мавераннахр. Поскольку Чингисхан вторгся в Мавераннахр в 1220 году, предполагается, что создание эпоса «Алпомиш» относится к X–XI векам.
Таким образом, кунгратский вариант эпоса «Алпомиш» существовал за 100–200 лет до вторжения Чингисхана в Мавераннахр. Кунграты и другие тюркские племена проживали в Центральной Азии с древнейших времён, а время создания эпоса «Алпомиш», по мнению профессоров М. Саидова и С.С. Суразакова, совпадает с концом патриархальной эпохи.
В заключение следует отметить, что кунграты и другие тюркские племена в Мавераннахре и в Центральной Азии в целом проживали с древнейших времён. В то же время, тот факт, что город Байсун находится в Сурхандарьинской области, а упомянутый в эпосе ахир (место кормления лошадей) также может находиться на дороге из Шерабада в Байсун, подтверждает эту идею.
На наш взгляд, не исключено, что эпос «Алпомиш» изначально был составлен на берегах Амударьи – Шерабад – Байсун – Хисар. Поскольку описания некоторых мест, встречающихся в эпосе, например: озера Коккамиш, племени Элибой (или Белибой), берегов реки Амударья и горных дорог, наводят на мысль о том, что кунграты с древних времен проживали в районах ниже по течению Сырдарьи в оазисах Фаркан, Дехканабад, Байсун, Шерабад и Хисар.
Согласно источникам и преданиям, прародина племени кунгратов, проживавших в Средней Азии, указывается как «Джийдали Байсун». В большинстве вариантов эпоса «Алпомиш» прародина кунгратов также восхваляется как «Жийдали Байсун».
Среди учёных существует два мнения о местоположении «Жийдали»:
1. По мнению Т. А. Жданко (1950) и К. Л. Задихиной (1952), Жийдали Байсун расположен не на берегу Аральского моря, а связан с овчарней Байсун в Сурхандарьинской области.
2. По мнению Х. Т. Зарипова (1959) и Л. С. Толстова (1963), «Жийдали Байсун» связан с берегами Аральского моря, и все они приводят в качестве примеров такие места, как хребты Барчин, Барчикент, Барчканд и Барчин в низовьях реки Сырдарьи.
По моему мнению, когда Байсарибай в эпосе просил у брата закят, он отправился в низовья Сырдарьи, к Аральскому морю и в земли калмыков, назвав их Барчиной на Сырдарье, а эти города и местности находились недалеко от них. Потому что калмыки были воинственным народом, постоянно кочевавшим в то время по территории Казахстана, среднего и нижнего течения Сырдарьи. Этнограф-ботаник И.С. Сагитов (1968) обратил внимание на все растения, упомянутые в казахском, киргизском, омратском, ногайском, татарском и алтайском вариантах эпоса «Алпомиш», включая жийду и словосочетание «Жийдали Байсун», и установил, что растение жийда часто встречалось в пищу в среднем течении Амударьи и горных районах, а также проанализировал дерево жийда и семейство жийда этноботаническими методами, Т.А. Жданко и Л.Д. Задихини не полностью подтвердили мнение о связи «Жийдали Байсун» с Байсуном в Сурхандарьинской области. С.И. Саппов (1968) проанализировал деревья, упоминаемые в вариантах эпоса «Алпомиш» у всех народов: пшеницу, овес, ячмень, саксаул, джийду, иву, тростник, мирт, байтерек, гужум, сахарный тростник, чинару, сосну, можжевельник, гранат и гию, и отметил, что съедобные джийда и другие растения произрастают в основном в Байсуне и Шерабаде, тогда как большинство растений, интродуцированных в других местах (на Аральском море, в низовьях Сырдарьи, в Нутае, Татарстане, на Алтае и в Сибири), не растут и не получили должного развития. С.И. Сагитов твёрдо убеждён, что место, называемое «Джидали Байсун», то есть прародина и место обитания предков племени кунграт, находится в Байсунском оазисе Сурхандарьинской области.
В заключение следует отметить, что прародиной кунгратов издавна считались Ферганская, Дехканабадская, Хамканская, Киршакская, Шерабадская и Хисарская области. Племя кунгратов, как уже упоминалось ранее, в поисках обширных земель и пастбищ мигрировало в Среднюю Азию, Сибирь, Афганистан и даже в Монголию, поскольку поголовье скота увеличивалось. Кунграты, пришедшие в Мавераннахр до Чингисхана и во время правления ханов Шайбони после него, вернулись на землю предков, и поэтому несколько племён не утратили своей самобытности и объединились.
Происхождение племени кунгратов
Племя кунгратов также состояло из племён киян и нукуз. В то же время представление о происхождении этих племён от Мугуллао неверно.
В произведении Абулгази-хана «Шаджари Тюрк» говорится следующее: Каян и Нукуз посовещались между собой и решили искать безопасный путь к отступлению. Они знали, что население будет относиться к ним сурово, поскольку малочисленные племена, ведущие свой род от их предков, постоянно подвергались гонениям. Поэтому они спрятались в горах и, приобретя различное имущество, обосновались в Арканакун.
Как отмечается в исторических источниках, племена Каян и Нукуз жили в труднодоступных горных районах около 400 лет. За это время племя Каян умножилось по сравнению с племенем Нукуз, и их потомков было много. Амады племени Каян назывались «Фиёт», а амады племени Нукус – «Нукус и Дурилган».
За эти 400 лет численность и богатство племён каян и нукус увеличились, и теперь они уже не могли уместиться в горном поясе. Поэтому они посовещались и пришли к следующему решению: «Наши предки жили за горами, наша земля здесь, где живут татары и другие народы. Теперь не будем сидеть сложа руки, найдём выход. Если кто-то притворится другом, мы будем сражаться; если кто-то притворится врагом, мы будем сражаться».
В поисках выхода они обратились за советом к кузнецу. Мастер сказал: «В этой горе есть железная жила. Если принести руду и выплавить её, откроется дорога, и появятся деньги». Они сделали, как сказал кузнец, и расплавили железо, в результате чего в горах появилась новая дорога.
По этому пути тюрко-монголы пришли на земли своих предков и стали жить среди татар и других народов. Хотя племена не были едины, они считали себя «своими наследниками» и нашли новое пристанище.
Происхождение и легенды племени кунград
Согласно преданиям о племени кунград, это племя существовало ещё до времён Чингисхана. В народных сказаниях народ племени кунград описывается как добрый, храбрый, мудрый, воинственный и богатырский.
В одной из легенд рассказывается о таком случае: на чёрном, тяжёлом коне ехал человек, которого некоторые считают Кунгирбаем, ехавшим из степи. По дороге один хан потерпел поражение в войне и испугался. В этот момент Кунгирбай сказал:
«Если я умру, то убью одного человека, а если умрёшь ты, всё государство рухнет».
Человек отдал своего коня хану. Хан сказал:
«Приходи ко мне попозже».
Человек отвечает:
«Меня никто не впустит». Хан говорит:
«Ты будешь кричать что спас хана».
Тогда Кунгирбай идёт во дворец:
Хан просит его:
«Проси что хочешь».
Затем Кунгирбай просит большое пастбище (Байсун Чули) и просит у хана разрешения жениться на его дочери.
После этого случая Кунгирбай основывает свой род и основывает племя кунграт.
По словам Маккамбоя Умарова, слово «кунграт» состоит из двух частей: «хун» и «кият». Эти слова означают «холмистая местность», человек из этой местности.
Племя кунградов делится на 5 основных племён:
1. Вахтамгали
2. Куштамгали
3. Конжигали
4. Ойинли
5. Тортувли
Общий знак племени кунградов
• Общий знак кунградов имеет форму буквы «П», как показали В. В. Востров и М. М. Муканов (1968).
• Сходство знака золотоордынских ханов со знаком кунградов указывает на их статус и значимость.
Знак кунградов и его сходства
1. Форма знака и места входа
◦ Общий знак кунградов имел форму буквы «П».
2. История и географическое распространение кунгиратов
◦ Кунгираты в древности обитали в долинах Дехконабада, Хамкана, Киршака-Бойсуна, Шерабада-Термеза и Гиссара, а также на берегах Сырдарьи и Аральского моря.
◦ Эти данные подтверждают центральную и широкую историю кунгиратов, их тюркские корни и племенные связи.
Перевод из книги Профессора Нурали Норбоева