Хочу я того или нет, но нужно признать, что жизнь в эмиграции выдерживают не все. Три - три с половиной года назад, огромное количество людей покинули места, в которых провели большую часть своей жизни. Речь идет не только о России, жители Беларуси, а уж тем более Украины тоже уезжали.
В течении пары первых месяцев с момента нашей репатриации, я познакомилась с сотнями таких же как и мы. Видимо в тот момент многие люди пережившие сильные изменения в жизни искали общения, цеплялись за привычное и понятное, искали информацию, делились страхами, переживанием, поддержкой. Я в большей степени интроверт, любые попытки посторонних вступить со мной в контакт, мной самой несанкционированный, раньше вызывали у меня острый приступ отрицания. Однако в том моменте, я была открыта к общению. Кстати, как ни странно, тот момент давно в прошлом, а привычка приобретенная тогда осталась со мной по сей день.
Когда человек открыт к чему либо, то все приходит само. Тогда я общалась не просто много, а очень много, и в силу определенных обстоятельств мой круг общения состоял в основном из свежеиспеченных эмигрантов, не только израильских. Многие мои друзья и бывшие коллеги так же как и я в 2022 уехали из России. Кто-то в Азию, кто-то в Европу, кто-то в Северную и Южную Америку. Короче разбросало народ по всему земному шару.
С тех пор прошло больше трех лет и вот примерно месяц назад, я обнаружила, что выдержали далеко не все. Понятное дело, что часть людей вернулись сразу, какая-то часть осталась зарубежом на несколько лет и возвращается только сейчас. Думаю, среди моих знакомых есть и те, кто хотел бы вернуться, но по какой-то причине не может этого сделать (по ощущениям от разговоров это в большей степени актуально для людей с белорусским паспортом).
Что касается отдельно взятой израильской тыквенной алии, то, опять же, по моим ощущениям, тут народ не парится. Летает туда сюда (благо проблем с рейсами нет, с пересадкой можно вообще довольно дешево туда сюда летать, конечно есть вероятность застрять в аэропорту одной из стран, потому что то тут ракета, то там дрон, но сами понимаете, время сейчас такое). Некоторые знакомые на лето отправляют детей в Россию/Беларусь к бабам-дедам, а к первому сентября забирают на учебный год обратно в Израиль, чтобы следующим летом снова отправить к бабушке.
Но все-таки, есть ощущение, что именно сейчас, запрос на возвращение стал более массовым что ли. У кого-то закончились контракты с зарубежным работодателем (актуально для европы), у кого-то верх взяла общая усталость, кто-то просто понял, что эмиграция это не его. При этом нужно понимать что возвращаются далеко не все желающие, и чаще всего людей останавливает не страх присесть на десяточку за репост в запрещенограмме. Ладно когда ты один, а когда семья с двумя-тремя детьми, часть из которых появилось уже в эмиграции, а старшие пошли в школу и на языке страны в которой живут, говорят лучше чем на том, на котором говорят родители. Да и мысли о стоимости билета, опять же (очень актуально для лат.америки, да и США), не способствуют потакать желаниям обнять березку.
Подытожу свое ощущение, никому его, кстати, не навязываю. Думаю из тех кто уехал в 2022, в конечном итоге вернулись процентов 30, еще процентов 10 живут на 2 страны, еще процентов 10 обдумывает возвращение. В Израиле процент возвращений в страну исхода ниже, поскольку тут у большинства выходцев из России/Беларуси/Украины нет проблем с легализацией, а следовательно с работой и всеми вытекающими неприятностями при отсутствии вышеперечисленного.
Пару дней назад, с мужем обсуждали будем ли заполнять анкету на лотерею грин-карт в этом году. Три года назад решили попробовать, точнее нет не так, я решила, а Артем особым желанием не горел. В октябре пройдет отбор на 2027 год и вроде бы можно и заполнить, а вдруг!!! Но…
Эмигрировать хорошо когда тебе 20-30 лет, когда есть силы получить местное образование и конкурировать с молодыми и амбициозными. В противном случае эмиграция превращается в адское адище и понимаешь ты это не в процессе адаптации. В процессе адаптации ты вообще ничего не понимаешь. для тебя любое взаимодействие с госструктурами, начиная от почты и заканчивая мвд превращается в квест. Ты готов идти пешком до российской границы 2300 км лишь бы не идти в банк делать какую-нибудь орат кеву. В какой-то момент тебе начинает казаться нормальным, что муж имея степень магистра в области металлообработки и машиностроения работает 6 дней в неделю по 12 часов за станком, а сама ты условно моешь полы, и вроде бы тебя с детства учили, что любой труд уважаем и “за деньги да, за деньги да”. Но жизнь-то тебя к этому не готовила (меня так точно). И вот в 40 лет тебе приходится быть гибкой, иначе сломаешься. Быть гибкой в 40 лет - это совсем не то, что быть гибкой в 20 лет. И когда к тебе в окно на 4 этаж, по стене влезает крыса, а из стока в душе летом ползут в квартиру черви, хочется не просто выть, а визжать. И ты сутки живешь в квартире с крысой, потому что эта тварь умная и не хочет попадаться в мышеловку. А ты, видимо, не такая умная как эта крыса, потому что в мышеловке сейчас именно ты. Потому что у тебя маленький ребенок, а значит в саду то забастовка, то каникулы, то война, то грипп с высокой температурой, то понос. А тебе не 20 и даже не 25, у тебя нет возможности вечером насладиться на пляже закатом и порассуждать о том, как болит душа за страну исхода. Тебе 40 и душа у тебя уже давно не болит, у тебя болят коленки и спина от физических нагрузок, потому что сначала ты мыла пол неудобной шваброй у одной подопечной, потом ездила в больницу к другой подопечной и когда она попросила тебя помочь ей подняться, ты не смогла отказать, потянула спину, а после опоздала на автобус и пришлось бежать 2,5 км по жаре, чтобы успеть в сад за ребенком.
И да, ты прекрасно понимаешь, почему не готова прямо сейчас все бросить и вернуться в Россию, те кто остался в России не понимают (искренне, кстати, не понимают), сначала ты конечно пыталась объяснить, но в конечном итоге плюнула, поскольку в эмиграции есть куда более важные дела.
Поэтому, задавая вопрос мужу, а будем ли мы заполнять анкету на лотерею грин карт 2027, ты уже знаешь ответ: НЕТ, низачто!!! Я не знаю как дальше сложится жизнь, может быть мне еще 100 раз придется эмигрировать, в силу внешних обстоятельств, однако делать это добровольно не на пенсии, я точно больше не буду.
В процессе адаптации тебе все кажется если не совсем нормальным, то по крайней мере терпимым.
Что-то можно не заметить, где-то сгладить острые углы, где-то найти позитив, а где-то просто сглотнуть и забыть. Однако, оборачиваясь назад, хочется сделать все, что бы не пришлось проходить через вот это вот все еще раз.
Этот опыт поменял все. Научил ценить свой труд, время и в первую очередь себя. Нет, не набивать себе цену, а именно конкурировать и продавать себя (как бы странно это не звучало).
Нас ждет еще много всяких непростых этапов. Несмотря на серьезный качественный прогресс, предстоит решить кучу проблем. Когда на вопрос о том, как у вас прошла адаптация в эмиграции, мне хочется ответить “да оно как-то само наладилось”, я одергиваю себя, вспоминая, как муж пахал по 12 часов 6 дней в неделю за 50 шекелей в час, а я все потная мыла очередные полы за минималку.
Вспоминается мем из тик-тока. “ В детстве, нам рассказывали о богатых родственниках из-за границы. Теперь это я и я знаю правду, нифига эти родственники не были богатыми”.
Кстати, скоро выпущу статью о том, как развиваюсь тут в качестве самозанятой, разбираюсь с бухгалтерией, страховкой, даю рекламу и нарабатываю клиентскую базу.
Спасибо что дочитали, поддерживайте статью лайком и подписывайтесь на канал про Израиль, глазами репатриантов.