Найти в Дзене

ЭВОЛЮЦИЯ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА

Андрей МУСАЛОВ Велосипед всё ещё не победил автомобиль, как предсказывали несколько десятилетий назад. Но всю необходимую одежду и экипировку можно купить уже сейчас. Велоспорт для дам и господ Официальная история велоспорта началась 31 мая 1868 года, когда состоялась первая велогонка. В ней победил англичанин Дж. Мур, разогнавшийся на два километра быстрее остальных участников. Год спустя был организован велопробег от Руана до Парижа на расстояние 120 км. А в 1896 году велосипедисты из пяти стран участвовали в первых Олимпийских играх. Программа состояла из пяти видов трековых гонок и одной шоссейной. Поскольку первые велосипеды были очень дороги, их владельцы одевались согласно своему социальному статусу. Как правило, это были твидовые пиджаки и фланелевые брюки со штрипками — как для конного спорта. Однако, с увеличением скорости, подобная одежда стала неудобна. В информационном листке для членов Московского общества велосипедистов – любителей (М.О.В.Л.), вышедшем в начале 1885 го

Андрей МУСАЛОВ

Велосипед всё ещё не победил автомобиль, как предсказывали несколько десятилетий назад. Но всю необходимую одежду и экипировку можно купить уже сейчас.

Велоспорт для дам и господ

Официальная история велоспорта началась 31 мая 1868 года, когда состоялась первая велогонка. В ней победил англичанин Дж. Мур, разогнавшийся на два километра быстрее остальных участников. Год спустя был организован велопробег от Руана до Парижа на расстояние 120 км. А в 1896 году велосипедисты из пяти стран участвовали в первых Олимпийских играх. Программа состояла из пяти видов трековых гонок и одной шоссейной.

-2

Поскольку первые велосипеды были очень дороги, их владельцы одевались согласно своему социальному статусу. Как правило, это были твидовые пиджаки и фланелевые брюки со штрипками — как для конного спорта. Однако, с увеличением скорости, подобная одежда стала неудобна. В информационном листке для членов Московского общества велосипедистов – любителей (М.О.В.Л.), вышедшем в начале 1885 года, можно было встреть объявление о пошиве специализированной одежды «у опытного портного г-на Арльта, Фасоны из иностранных велосипедных журналов, кои в достаточном количестве выписывались правлением М.О.В.Л.».

-3

Много информации о велосипедной одежде также печаталось в русских велосипедных журналах «Велосипедист» (Москва) и «Велосипед» (Санкт-Петербург). Авторы статей указывали, что наиболее подходящим материалом для велосипедного костюма является хлопчатобумажная ткань, которая «устраняет испарину» и быстро сохнет. К началу ХХ века облик велосипедного костюма сформировался окончательно — хлопчатобумажная рубашка с длинным рукавом, облегающие штаны со штрипками, туфли на плоской подошве, кепи с козырьком.

-4

А вот женский велосипедный костюм формировался достаточно непросто — по причине консервативного отношения общества. В 1850–е годы американка Амелия Блумер из Огайо предложила комплект одежды для велосипедной езды, состоявший из мешковатых шаровар — до щиколоток, и свободной туникой до колен. Особый интерес представляла конструкция брюк — их верх собирался у талии в складки и прикреплялся к поясу или кушаку, а низ стягивался резинкой или тесемочкой по ноге. Такие шаровары в США окрестили «блумерами», а Европе — Joupe-culotte (или дамские шаровары).

-5

Модный аксессуар дамы стал использовать не только для езды на велосипеде, но и для прогулок. Это вызвало открытую вражду у консерваторов, внимание карикатуристов и возмущение критиков. Дирекция ряда театров была вынуждена запрещать модницам, носившим такие шаровары, вход в зрительный зал, т. к. они отвлекали от сцены все внимание зрителей своим видом. Однако, несмотря ни на что, женщины продолжали носить подобную одежду, которая окончательно закрепилась в их гардеробе к началу ХХ века. Таким образом можно заключить, что появление моды на велосипеды способствовало кардинальным изменениям в области не только активного отдыха, но и костюма.

-6

Поскольку скорость спортсменов-велосипедистов всё время возрастала (а вместе с ней и травматизм), возникла необходимость в защите, прежде всего — головы. В 1900-е годы появились первые защитные шлемы. Изначально это была сетка из кожаных ремешков – Hairnet. К ним крепились цигейковые или войлочные вкладыши. Начиная с 1935 года английский исследователь Хью Кэрнс провёл ряд исследований с целью разработки защиты головы велосипедистов и мотоциклистов. Результатом стало появление различных защитных шлемов, которые, как правило, шились из кожи с шерстяным подкладом.

-7

После второй мировой войны появились велосипедные шлемы из фибергласса (армированного стекловолокна и эпоксидной смолы). Однако обязательным этот элемент велосипедной экипировки стал лишь в 1970-е годы. Тогда же различные синтетические ткани стали применяться при изготовлении одежды для велоспорта. Как правило, то были ткани, включавшие различные сочетания полиамида и лайкры, эластан, спандекс и прочие.

-8

Несмотря на появление новейших видов тканей, внешний облик велосипедистов менялся достаточно медленно. Во второй половине ХХ века появились так называемые велошорты или велосипедки (Cycling shorts) – короткие облегающие шорты до колена. Их конструкция не только уменьшала аэродинамическое сопротивление набегающему потоку воздуха, но и защищала кожу спортсмена от потёртостей. Со временем они стали производиться из «тянущихся» материалов, плотно облегающих бёдра и способствующих компрессионному сдавливанию мышц, что снижало утомляемость.

Всё, что нужно для катания

Современная экипировка для велоспорта отличается удобством и технологичностью. Хотя существует множество велодисциплин, включая экстремальные, экипировка профессиональных велосипедистов должна соответствовать нескольким основным параметрам. Прежде всего — хорошая вентиляция, поскольку при активных нагрузках важно обеспечить охлаждение тела. Влагоотдача — езда на велосипеде приводит к усиленному потоотделению, поэтому ткань одежды должна хорошо впитывать и испарять влагу. Комфортное облегание — правильно подобранная одежда не только обеспечивает удобство катания, но и помогает снизить усталость. Поскольку в велоспорте возможны падения, некоторые детали одежды могут иметь встроенные элементы для дополнительной защиты и предотвращения травм. Кроме того, во многих видах велоспорта предъявляются высокие требования к аэродинамическим свойствам экипировки.

-9

Основу комплекта спортсмена-велосипедиста составляют велосипедные майки — джерси. Ткани такой одежды должны быть эластичными, чтобы изделие плотно прилегало к телу и обеспечивало высокую аэродинамику, хорошо пропускало воздух и отводило влагу. Поскольку во время движения спортсмен наклоняется к рулю велосипед, конструкция джерси имеет удлиненный крой сзади — чтобы не оголялась спина.

-10

Велосипедные джерси выпускаются в различных вариантах: без рукава или с рукавом, разной длины, без застежки или застегивающиеся спереди на молнию. Есть варианты с высоким облегающим воротником — для защиты шеи от солнечных лучей.

-11

Велошорты одна из наиболее важны деталей одежды велосипедиста – они должны обеспечивать плотное облегание, а также способствовать усиленному отведению влаги, предотвращать натирание паховой области, смягчать трение и удары о седло. Для этого велосипедки оснащаются набивной вставкой в паховой области — памперсом.

-12

В последние годы компании – производители велосипедной экипировки, стали особое внимание уделять велосипедным штанам или удлиненным шортам. Известно, что для улучшения аэродинамики своего тела многие велосипедисты бреют ноги. Плотные штаны из нетканых материалов выполняют ту же функцию — обеспечивают максимально возможное аэродинамическое сопротивление. Некоторые велосипедисты предпочитают штанам комбинезоны, которые также обеспечивают снижение сопротивления всего тела. Как правило, подобные элементы одежды имеют специальные вентиляционные «карманы» и отстегивающиеся детали — для регулировки длины.

-13

Большое значение имеет велообувь. Она имеет жесткую подошву особой формы, обеспечивающей снижение нагрузки на стопу при езде. Ходить в такой обуви практически невозможно — она специально разработана для того, чтобы крутить педали, и часто снабжена специальными шипами для сцепления с контактными педалями. Примечательно, что для разных дисциплин используются различные виды крепления.

-14

Многие велосостязания проходят в плохую погоду. Поэтому в комплект спортсменов обычно входит целая гамма различных курток и жилетов для защиты от ветра, дождя и низких температур. Они изготавливаются из легких непромокаемых материалов с включением различных «дышащих» тканей – для нормального теплообмена.

При езде на дальние дистанции особое значение приобретает состояние составов рук и ног, которые подвергаются высоким нагрузкам, а при неблагоприятных погодных условиях нуждаются еще и в дополнительной защите от холода. Поэтому в арсенале профессиональные спортсменов-велосипедистов имеются разнообразные гетры и нарукавники. Некоторые обладают компрессионным эффектом воздействия на мышцы.

-15

В ряде экстремальных видов велоспорта из-за высокой степени риска получения травмы большое внимание уделяется защите. Прежде всего, речь идёт о шлемах. Существует несколько разновидностей велошлемов, разработанных с учетом конкретных требований определенного стиля катания. Они имеют различные уровни защиты, аэродинамики, вентиляции.

-16

Для скоростных заездов используются обтекаемые шлемы — вытянутой формы, легкие, с большими отверстиями для вентиляции. Для плотной посадки они оснащаются системами регулировки. Для трюковых дисциплин и агрессивного катания используются так называемые котелки. Они гораздо крепче, но, при этом, тяжелее универсального шлема. Их подбирают строго по размеру головы, чтобы обеспечить максимальное прилегание.

Маунтинбайк - по горам, по долам

Разумеется, не всем велосипедистам нравилось скучно кататься по нормальным велодорожкам. Представители маунтинбайка предпочитают им горы. Mountain bike в переводе с английского с английского и означает "горный велосипед". Этот вид спорта возник в 1970 – 80-е годы, как туристическое развлечение.

-17

Первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах состоялся 1990 году. В том же году Международный союз велосипедистов, официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. А в 1996 году горный велосипед был включен в программу Олимпийских игр в Атланте.

Маунтин байк включает в себя множество различных дисциплин. Рассмотрим основные.

Велотриал (по-английски – bike trials) — его суть заключается в преодолении серии препятствий на горном велосипеде. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться на них ногами, руками или другими частями тела.

-18

Даунхилл — максимально быстрый спуск с горы на горном велосипеде.

Дерт-джампинг — прыжки и трюки на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Слоупстайл (по-английски – slopestyle) — выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, уклонах, и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы.

-19

Кросс-кантри (по-английски – cross-country) — гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия.

Параллельный слалом — дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом четыре гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами и заниженный центр тяжести.

Фрирайд — свободный спуск с горы по пресечённой местности на максимально возможной скорости.

-20

Апхилл — скоростной подъем на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор — преодолении полосы препятствий: узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли».

Как видим, практически все дисциплины маунтинбайка связанны с риском получения травм, поэтому в данном виде спорта обязательна защитная экипировка, прежде всего — закрытый шлем (его сами спортсмены называют шлем-фулфейс). Он пришёл в маунтинбайк из мотокросса. От мотокроссового такой шлем отличается меньшей массивностью, легкостью и большим количеством вентиляционных отверстий. Он обеспечивает максимальную защиту всей головы, однако тяжел и неудобен. В последнее время появились облегченные шлемы, например, Fox Pro frame и шлемы с отстегивающейся нижней частью.

-21

Тело спортсмена закрывает пластиковый панцирь (черепаха). Панцири различаются по степени защиты от совсем лёгких до тяжелых, с защитой позвоночника. Последние чаще всего используются на скальных трассах, где есть риск падения на острые камни.

-22

Ноги защищают наколенники и щитки для защиты голени. Они необходимы не только на случай падения, но и при соскоке ноги с педали. Дело в том, что педали маунтинбайка имеют шипы, способные повредить мягкие ткани.

Также спортсмены используют защиту шеи («ошейник») и специальные перчатки, армированные пластиком в районе запястья — для предотвращения переломов. В качестве одежды используется веломайка, которая надевается поверх панциря, а также «велосипедки».

ВМХ - для тех кто верит в себя

Казалось бы, маунтинбайк - вершина экстрима. Но, разумеется, нашлись те, кому и этого было мало. Так возник BMX (Bicycle Moto eXtreme) — вид спорта, в котором спортсмены выполняют экстремальные трюки на специальных велосипедах.

-23

Это дальнейшее развитие маунтинбайка, в котором используется узкоспециализированный BMX-велосипед. Его отличает малый размер (диаметр колеса — всего лишь 20 дюймов), конструкция рамы (центр тяжести сильнее смещён к заднему колесу) и низкая посадка седла.

Предположительно, история BMX берет начало в 1960 годы, в США. Долгое время он представлял собой развлечение подростков из различных городских субкультур. В апреле 1981 года была основана Международная федерация ВМХ (The International Bicycle Motocross Federation — IBMXF). Спустя год под её эгидой был проведен первый чемпионат, где победителем стал американский спортсмен Грег Хилл.

Грег Хилл
Грег Хилл

В январе 1993 года федерация ВМХ была включена в Международный союз велосипедистов (UCI). На Олимпийских играх дисциплина BMX впервые была представлена в Пекине, в 2008 году. Среди мужчин первым олимпийским чемпионом стал Марис Штромбергс (Латвия), среди женщин — Анна-Каролина Шоссон (Франция).

-25

В целом экипировка спортсменов BMX схожа с той, что используется в маунтинбайке. Веломайка для BMX должна быть максимально свободной, поэтому спортсмены выбирают её на один – два размера больше. Брюки для BMX изготавливаются из материалов прочных на разрыв. Важно отметить, что использование комбинезонов в данном виде спорта запрещено. Так же, как и в маунтинбайке обязательным атрибутом является шлем-фулфейс, щитки, панцирь, «ошейник» и армированные перчатки.

Фото из сети интернет