Найти в Дзене
Hi-Tech Mail

Каждый лишний час видеоигр снижает мотивацию к учебе

   Видеоиграми увлекаются люди всех возрастов, но ученых особенно беспокоит их влияние на детей
Видеоиграми увлекаются люди всех возрастов, но ученых особенно беспокоит их влияние на детей

Психологи наблюдали за детьми из Квебека, выросшими в начале 2000‑х, которые ежедневно играли в видеоигры, и оценивали длительность игрового времени в возрасте с 7 до 10 лет. В выборке был 1631 ребенок, из них 785 мальчиков. Результаты оказались тревожными: каждый дополнительный час, проведенный семилетними мальчиками за видеоиграми, приводил к снижению учебной мотивации на 2% к восьми годам. Эта тенденция сохранялась вплоть до десятилетнего возраста. При этом мальчики в среднем играли по часу в день, в то время как девочки — всего полчаса.

«Мы не наблюдали таких эффектов у девочек, возможно, потому что мальчики в нашей выборке проводили за играми больше времени», — поясняет ведущий автор исследования, поведенческий психолог Габриэль Тирабоски. «Это говорит о том, что чрезмерное увлечение видеоиграми в первые годы обучения может привести к снижению академической успеваемости в дальнейшей жизни».

Ученые использовали передовые статистические методы, чтобы ответить на извечный вопрос о причинно-следственной связи: что первично — игры или низкая мотивация к учебе? Ответ оказался однозначным: именно видеоигры становятся причиной снижения интереса к обучению, а не наоборот. Кстати, ранее ученые связывали проблемы с учебой с как минимум тремя часами игр в день, и новые данные укладываются в существующую картину зависимости эффекта от количества времени, посвященного играм.

   Чрезмерное увлечение видеоиграми мсожет приводить к тому, что ребенок пготеряет интерес к учебе
Чрезмерное увлечение видеоиграми мсожет приводить к тому, что ребенок пготеряет интерес к учебе

Учитывая, что большинство школьников в развитых странах играют в видеоигры, полученные данные вызывают серьезную озабоченность у родителей и педагогов. Однако эксперты разошлись во мнениях относительно практических выводов из исследования.

Основательница ScreenStrong.com Мелани Хемпе, чей сын бросил колледж из-за игровой зависимости, категорична: «Лучший совет — сказать “нет” видеоиграм, особенно в средней школе и даже в старших классах. Вместо этого дайте детям реальные возможности для занятий спортом, хобби и семейного общения».

Научный сотрудник Американского института предпринимательства Дэниел Бак предостерегает от поспешных выводов о вреде всех игр без исключения. «Относится ли эта причинно-следственная связь только к вызывающим сильную зависимость многопользовательским играм, таким как Fortnite, или студенты могут без риска играть в однопользовательские сюжетные игры?» — задается вопросом эксперт.

   Лучшим решением ученые считают разумный баланс: игры должны быть лишь частью жизни ребенка, причем далеко не основной
Лучшим решением ученые считают разумный баланс: игры должны быть лишь частью жизни ребенка, причем далеко не основной

Скотт Коллинз, медицинский директор приложения Aura, которое помогает родителям контролировать цифровую активность детей, отмечает важное ограничение исследования: данные были собраны в 2005—2008 годах, до появления таких популярных многопользовательских игр, как Fortnite. «С тех пор многое изменилось в том, как дети взаимодействуют с играми, что делает выводы менее актуальными для современных семей», — считает клинический психолог.

Тем не менее, Коллинз подчеркивает важность родительского контроля: чрезмерно долгое экранное время, особенно в играх, связанным с глубоким погружением в сюжет или содержащих сцены насилия действительно может отразиться на сне, настроении и способности ребенка к эмпатии.

Ранее ученые выяснили, что видеоигры способны укреплять романтические отношения.