Найти в Дзене

06.26. Становясь всё сильнее

В этом курсе мы узнали, что счастье это многогранное понятие, которое начинается с нашей веры, семьи, общества и работы и расширяется до принципов и практик, приносящих нам смысл и удовлетворение. Наша работа в области позитивной психологии дала нам широкий взгляд на счастье, основанный на взаимодействии нейронауки и наших эмоций. Понимание значения и деталей таких концепций, как модель РERMA и шкала PANAS, даёт нам призму, сквозь которую мы можем видеть всю сложность нашей эмоциональной жизни. Знания из области нейронауки не только дали нам возможность понимать и управлять своим мышлением, но и подкрепили научными доказательствами самый фундаментальный когнитивный и эмоциональный компонент счастья: любовь. Любовь это больше, чем просто тёплые чувства; она способствует сохранению и защите нашего физического и эмоционального здоровья с возрастом. Всё это вместе даёт нам исчерпывающий набор инструментов, помогающий справляться со многими сложнейшими жизненными проблемами, такими как зави
Оглавление

В этом курсе мы узнали, что счастье это многогранное понятие, которое начинается с нашей веры, семьи, общества и работы и расширяется до принципов и практик, приносящих нам смысл и удовлетворение.

Наша работа в области позитивной психологии дала нам широкий взгляд на счастье, основанный на взаимодействии нейронауки и наших эмоций.

Понимание значения и деталей таких концепций, как модель РERMA и шкала PANAS, даёт нам призму, сквозь которую мы можем видеть всю сложность нашей эмоциональной жизни.

Знания из области нейронауки не только дали нам возможность понимать и управлять своим мышлением, но и подкрепили научными доказательствами самый фундаментальный когнитивный и эмоциональный компонент счастья: любовь.

Любовь это больше, чем просто тёплые чувства; она способствует сохранению и защите нашего физического и эмоционального здоровья с возрастом.

Всё это вместе даёт нам исчерпывающий набор инструментов, помогающий справляться со многими сложнейшими жизненными проблемами, такими как зависимость, утрата, жажда денег и власти, а также с переходными периодами и неудачами.

Ещё один важный момент: Эти инструменты становятся ещё эффективнее, когда вы делитесь ими, потому что, помогая другим обрести счастье, вы и сами становитесь счастливее.

Мы склонны думать о себе как об одиноких деревьях: когда мы здоровы и счастливы, мы большие, сильные и независимые.

Но это неверный взгляд и на себя, и на деревья!

Возьмём, к примеру, калифорнийские секвойи, Sequoiadendron giganteum, которые являются одними из крупнейших живых организмов на планете.

Секвойи могут достигать почти 300 футов в высоту и жить тысячи лет.

Их огромные размеры и поразительный доисторический возраст могут навести на мысль, что эти деревья самые выносливые и одинокие организмы в мире.

Секвойи
Секвойи

Их секрет в том, что они растут B густых рощах с неглубокими переплетающимися корневыми системами, которые срастаются и прорастают друг в друга.

Они начинают свой путь как маленькие отдельные саженцы, но по мере созревания и роста становятся единым целым с другими.

Истинный секрет их силы в силе окружающих деревьев.

Так же и с вами и вашим счастьем. Сила вашего счастья на протяжении всей жизни заключается в вашей способности взращивать счастье в других и становиться взаимосвязанными с ними узами любви и уважения.

Если из этого курса и стоит вынести один-единственный урок, то это слова, которыми Джордж Вэйллант подвёл итог Гарвардского исследования развития взрослых: «Счастье это любовь. Точка». Приложив немного усилий и много любви, мы можем идти по жизни, испытывая всё более сильное счастье, развивая его в себе и делясь им с другими.

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. В материале утверждается, что счастье является многогранной концепцией, охватывающей веру, семью, общество и работу. Оно рассматривается как результат взаимодействия нейробиологических процессов и эмоциональных состояний. Для его понимания предлагаются такие модели, как PERMA и шкала PANAS.
  2. Центральным элементом счастья объявляется любовь, что, по мнению автора, подтверждается научными данными. Любовь рассматривается как фактор, способствующий физическому и эмоциональному здоровью, особенно с возрастом.
  3. Представленные концепции позиционируются как набор инструментов для решения жизненных проблем, таких как зависимости, потери, жажда денег и власти, а также для преодоления трудностей переходных периодов и неудач.
  4. Особо подчёркивается идея о том, что счастье одного человека усиливается через помощь в обретении счастья другим. Эта взаимосвязь иллюстрируется метафорой секвой, которые, несмотря на кажущуюся независимость, черпают силу в переплетённой корневой системе, образуя единое целое.
  5. Главный вывод материала сводится к формуле «Счастье — это любовь». Конечная цель применения изложенных знаний — достижение «отдохновения души». Материал призывает читателя стать наставником, распространяющим эти идеи для построения более счастливого мира.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. В материале присутствует интуитивное понимание принципа всеобщей связи. Акцент на важности семьи, общества и помощи другим, а также метафора с переплетёнными корнями секвой, отражают стихийное приближение к диалектическому пониманию того, что ни один индивид не может рассматриваться в отрыве от общества. Идея о том, что счастье возрастает при содействии счастью других, является смутным отражением диалектического единства личного и общественного.
  2. Автор затрагивает категорию развития, утверждая, что человек может «становиться всё лучше и лучше с возрастом» и что счастье можно развивать. Это указывает на понимание счастья не как статичного, раз и навсегда данного состояния, а как процесса, что перекликается с диалектическим взглядом на все явления как на находящиеся в постоянном движении и изменении.
  3. Материал косвенно указывает на наличие противоречий в жизни, упоминая «сложнейшие жизненные проблемы», такие как утрата, неудачи и зависимости. Хотя эти противоречия не анализируются как источник развития, а лишь как проблемы, которые нужно преодолеть с помощью «инструментов», само их признание является шагом от метафизически-упрощённого взгляда на жизнь к более реалистичному.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм. В основе материала лежит идеалистический подход, отрывающий сознание от бытия. Счастье представляется как продукт веры, мыслей, эмоций и личного выбора («выбирать надежду»). Проблемы вроде «жажды денег» рассматриваются как пороки сознания, а не как следствие объективных материальных отношений. Первичность отдаётся сознанию, а не материальным условиям жизни, которые на самом деле определяют общественное и индивидуальное бытие. Цель определяется как «отдохновение души» — чисто идеалистическая категория, игнорирующая реальные материальные потребности человека.
  2. Метафизика. Явления рассматриваются вне развития и их внутренних противоречий. «Инструменты» для достижения счастья (любовь, помощь другим) преподносятся как универсальные и вечные рецепты, применимые в любых исторических и социальных условиях. Такой подход игнорирует конкретно-исторический характер человеческой психики и общественных отношений. Противоречия жизни (неудачи, зависимости) видятся как внешние препятствия, а не как внутренний источник самодвижения и развития личности и общества.
  3. Индивидуализм. Весь анализ сосредоточен на индивиде и его личном ощущении счастья. Даже социальный аспект (помощь другим) подаётся как средство для увеличения собственного счастья. Полностью игнорируется классовая структура общества. Счастье рабочего, эксплуатируемого капиталистом, и счастье самого капиталиста рассматриваются как явления одного порядка, достижимые одними и теми же психологическими техниками. Тем самым маскируется фундаментальное противоречие между классами, которое является главным источником несчастья для большинства людей в антагонистическом обществе.
  4. Психологизация. Социальные проблемы подменяются личными психологическими. Вместо анализа объективных причин социальных язвлений, таких как отчуждение, эксплуатация и конкуренция, предлагается сосредоточиться на изменении своего внутреннего мира. «Жажда денег и власти» — это не личная психологическая проблема, а неотъемлемое свойство капиталистической системы, основанной на частной собственности и погоне за прибылью. Подмена классовой борьбы индивидуальной психотерапией является характерной чертой буржуазной идеологии, уводящей от реального решения социальных проблем.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Необходимо перевести понятие счастья с идеалистической почвы на материалистическую. Счастье следует рассматривать не как абстрактное состояние души, а как психическое отражение объективных условий жизни человека, его практической деятельности в конкретно-исторических социальных условиях. Вместо поиска «внутренней гармонии» в отрыве от реальности, следует изучать, как полное и всестороннее развитие личности в гармоничном обществе порождает чувство удовлетворения жизнью.
  2. Идею взаимосвязи людей, выраженную в метафоре секвой, необходимо «снять», то есть сохранить и развить на более высоком, научном уровне. Эту взаимосвязь следует анализировать через призму общественных, и в первую очередь производственных, отношений. Подлинная сила человека заключается не в абстрактной «любви», а в коллективной солидарности и совместной практической деятельности по преобразованию мира, что особенно ярко проявляется в классовой борьбе пролетариата.
  3. Любовь как категорию следует очистить от буржуазного индивидуализма и сентиментальности. Необходимо изучать, как социально-экономические формации формируют и искажают человеческие отношения. Диалектическая психология должна ставить задачу не просто констатации важности любви, а анализа путей освобождения этого чувства от влияния товарно-денежных отношений, отчуждения и собственнических инстинктов.
  4. Психологические «инструменты» должны быть переориентированы с пассивной адаптации к действительности на её активное познание и преобразование. Вместо техник управления эмоциями, научная психология должна вооружать человека методами анализа социальных противоречий, помогая ему осознать связь личных проблем с устройством общества и увидеть путь к их разрешению через коллективную практическую деятельность.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма. Буржуазный подход, изложенный в материале, служит идеологическим орудием, примиряющим угнетённые классы с их положением. Он предлагает искать счастье внутри себя, игнорируя внешние условия эксплуатации. Диалектический подход, напротив, использует стремление человека к счастью как отправную точку для пробуждения классового сознания. Он показывает, что личное несчастье масс (стресс, бедность, отчуждение) является не результатом их психологических ошибок, а прямым следствием капиталистических производственных отношений. Метафора секвой здесь «снимается»: истинная сила и опора находятся не в абстрактном сообществе, а в организованной солидарности рабочего класса, ведущего борьбу за своё освобождение.
  2. В коммунистическом обществе. После ликвидации частной собственности и эксплуатации снимаются антагонистические противоречия, являющиеся основным источником социального несчастья. Психология перестаёт быть средством «утешения» и адаптации к бесчеловечным условиям. Возникающие неантагонистические противоречия (например, между личными интересами и общественными потребностями, между новым и старым) разрешаются не через классовую борьбу, а путём сознательного, планомерного коллективного усилия всего общества. Счастье перестаёт быть индивидуалистической целью и становится результатом и условием всестороннего и гармоничного развития каждой личности как части свободного коллектива.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал содержит рациональное зерно в виде интуитивного признания принципов всеобщей связи и развития, однако его теоретическая основа является глубоко идеалистической, метафизической и индивидуалистической.
  2. Предлагаемая концепция счастья выполняет идеологическую функцию, психологизируя социальные проблемы и маскируя классовые противоречия капиталистического общества. Она подменяет необходимость революционного преобразования мира призывами к индивидуальному духовному самоусовершенствованию.
  3. Диалектико-материалистический подход «снимает» идеи материала, вскрывая их ограниченность и перенося их на научную основу. Он связывает проблему счастья с объективными материальными условиями жизни и рассматривает её решение не как личную задачу, а как результат коллективной классовой борьбы за построение коммунистического общества, в котором только и возможно свободное и всестороннее развитие каждого человека.
Становясь всё сильнее
Становясь всё сильнее