В этом курсе мы узнали, что счастье это многогранное понятие, которое начинается с нашей веры, семьи, общества и работы и расширяется до принципов и практик, приносящих нам смысл и удовлетворение.
Наша работа в области позитивной психологии дала нам широкий взгляд на счастье, основанный на взаимодействии нейронауки и наших эмоций.
Понимание значения и деталей таких концепций, как модель РERMA и шкала PANAS, даёт нам призму, сквозь которую мы можем видеть всю сложность нашей эмоциональной жизни.
Знания из области нейронауки не только дали нам возможность понимать и управлять своим мышлением, но и подкрепили научными доказательствами самый фундаментальный когнитивный и эмоциональный компонент счастья: любовь.
Любовь это больше, чем просто тёплые чувства; она способствует сохранению и защите нашего физического и эмоционального здоровья с возрастом.
Всё это вместе даёт нам исчерпывающий набор инструментов, помогающий справляться со многими сложнейшими жизненными проблемами, такими как зависимость, утрата, жажда денег и власти, а также с переходными периодами и неудачами.
Ещё один важный момент: Эти инструменты становятся ещё эффективнее, когда вы делитесь ими, потому что, помогая другим обрести счастье, вы и сами становитесь счастливее.
Мы склонны думать о себе как об одиноких деревьях: когда мы здоровы и счастливы, мы большие, сильные и независимые.
Но это неверный взгляд и на себя, и на деревья!
Возьмём, к примеру, калифорнийские секвойи, Sequoiadendron giganteum, которые являются одними из крупнейших живых организмов на планете.
Секвойи могут достигать почти 300 футов в высоту и жить тысячи лет.
Их огромные размеры и поразительный доисторический возраст могут навести на мысль, что эти деревья самые выносливые и одинокие организмы в мире.
Их секрет в том, что они растут B густых рощах с неглубокими переплетающимися корневыми системами, которые срастаются и прорастают друг в друга.
Они начинают свой путь как маленькие отдельные саженцы, но по мере созревания и роста становятся единым целым с другими.
Истинный секрет их силы в силе окружающих деревьев.
Так же и с вами и вашим счастьем. Сила вашего счастья на протяжении всей жизни заключается в вашей способности взращивать счастье в других и становиться взаимосвязанными с ними узами любви и уважения.
Если из этого курса и стоит вынести один-единственный урок, то это слова, которыми Джордж Вэйллант подвёл итог Гарвардского исследования развития взрослых: «Счастье это любовь. Точка». Приложив немного усилий и много любви, мы можем идти по жизни, испытывая всё более сильное счастье, развивая его в себе и делясь им с другими.
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- В материале утверждается, что счастье является многогранной концепцией, охватывающей веру, семью, общество и работу. Оно рассматривается как результат взаимодействия нейробиологических процессов и эмоциональных состояний. Для его понимания предлагаются такие модели, как PERMA и шкала PANAS.
- Центральным элементом счастья объявляется любовь, что, по мнению автора, подтверждается научными данными. Любовь рассматривается как фактор, способствующий физическому и эмоциональному здоровью, особенно с возрастом.
- Представленные концепции позиционируются как набор инструментов для решения жизненных проблем, таких как зависимости, потери, жажда денег и власти, а также для преодоления трудностей переходных периодов и неудач.
- Особо подчёркивается идея о том, что счастье одного человека усиливается через помощь в обретении счастья другим. Эта взаимосвязь иллюстрируется метафорой секвой, которые, несмотря на кажущуюся независимость, черпают силу в переплетённой корневой системе, образуя единое целое.
- Главный вывод материала сводится к формуле «Счастье — это любовь». Конечная цель применения изложенных знаний — достижение «отдохновения души». Материал призывает читателя стать наставником, распространяющим эти идеи для построения более счастливого мира.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- В материале присутствует интуитивное понимание принципа всеобщей связи. Акцент на важности семьи, общества и помощи другим, а также метафора с переплетёнными корнями секвой, отражают стихийное приближение к диалектическому пониманию того, что ни один индивид не может рассматриваться в отрыве от общества. Идея о том, что счастье возрастает при содействии счастью других, является смутным отражением диалектического единства личного и общественного.
- Автор затрагивает категорию развития, утверждая, что человек может «становиться всё лучше и лучше с возрастом» и что счастье можно развивать. Это указывает на понимание счастья не как статичного, раз и навсегда данного состояния, а как процесса, что перекликается с диалектическим взглядом на все явления как на находящиеся в постоянном движении и изменении.
- Материал косвенно указывает на наличие противоречий в жизни, упоминая «сложнейшие жизненные проблемы», такие как утрата, неудачи и зависимости. Хотя эти противоречия не анализируются как источник развития, а лишь как проблемы, которые нужно преодолеть с помощью «инструментов», само их признание является шагом от метафизически-упрощённого взгляда на жизнь к более реалистичному.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм. В основе материала лежит идеалистический подход, отрывающий сознание от бытия. Счастье представляется как продукт веры, мыслей, эмоций и личного выбора («выбирать надежду»). Проблемы вроде «жажды денег» рассматриваются как пороки сознания, а не как следствие объективных материальных отношений. Первичность отдаётся сознанию, а не материальным условиям жизни, которые на самом деле определяют общественное и индивидуальное бытие. Цель определяется как «отдохновение души» — чисто идеалистическая категория, игнорирующая реальные материальные потребности человека.
- Метафизика. Явления рассматриваются вне развития и их внутренних противоречий. «Инструменты» для достижения счастья (любовь, помощь другим) преподносятся как универсальные и вечные рецепты, применимые в любых исторических и социальных условиях. Такой подход игнорирует конкретно-исторический характер человеческой психики и общественных отношений. Противоречия жизни (неудачи, зависимости) видятся как внешние препятствия, а не как внутренний источник самодвижения и развития личности и общества.
- Индивидуализм. Весь анализ сосредоточен на индивиде и его личном ощущении счастья. Даже социальный аспект (помощь другим) подаётся как средство для увеличения собственного счастья. Полностью игнорируется классовая структура общества. Счастье рабочего, эксплуатируемого капиталистом, и счастье самого капиталиста рассматриваются как явления одного порядка, достижимые одними и теми же психологическими техниками. Тем самым маскируется фундаментальное противоречие между классами, которое является главным источником несчастья для большинства людей в антагонистическом обществе.
- Психологизация. Социальные проблемы подменяются личными психологическими. Вместо анализа объективных причин социальных язвлений, таких как отчуждение, эксплуатация и конкуренция, предлагается сосредоточиться на изменении своего внутреннего мира. «Жажда денег и власти» — это не личная психологическая проблема, а неотъемлемое свойство капиталистической системы, основанной на частной собственности и погоне за прибылью. Подмена классовой борьбы индивидуальной психотерапией является характерной чертой буржуазной идеологии, уводящей от реального решения социальных проблем.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Необходимо перевести понятие счастья с идеалистической почвы на материалистическую. Счастье следует рассматривать не как абстрактное состояние души, а как психическое отражение объективных условий жизни человека, его практической деятельности в конкретно-исторических социальных условиях. Вместо поиска «внутренней гармонии» в отрыве от реальности, следует изучать, как полное и всестороннее развитие личности в гармоничном обществе порождает чувство удовлетворения жизнью.
- Идею взаимосвязи людей, выраженную в метафоре секвой, необходимо «снять», то есть сохранить и развить на более высоком, научном уровне. Эту взаимосвязь следует анализировать через призму общественных, и в первую очередь производственных, отношений. Подлинная сила человека заключается не в абстрактной «любви», а в коллективной солидарности и совместной практической деятельности по преобразованию мира, что особенно ярко проявляется в классовой борьбе пролетариата.
- Любовь как категорию следует очистить от буржуазного индивидуализма и сентиментальности. Необходимо изучать, как социально-экономические формации формируют и искажают человеческие отношения. Диалектическая психология должна ставить задачу не просто констатации важности любви, а анализа путей освобождения этого чувства от влияния товарно-денежных отношений, отчуждения и собственнических инстинктов.
- Психологические «инструменты» должны быть переориентированы с пассивной адаптации к действительности на её активное познание и преобразование. Вместо техник управления эмоциями, научная психология должна вооружать человека методами анализа социальных противоречий, помогая ему осознать связь личных проблем с устройством общества и увидеть путь к их разрешению через коллективную практическую деятельность.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма. Буржуазный подход, изложенный в материале, служит идеологическим орудием, примиряющим угнетённые классы с их положением. Он предлагает искать счастье внутри себя, игнорируя внешние условия эксплуатации. Диалектический подход, напротив, использует стремление человека к счастью как отправную точку для пробуждения классового сознания. Он показывает, что личное несчастье масс (стресс, бедность, отчуждение) является не результатом их психологических ошибок, а прямым следствием капиталистических производственных отношений. Метафора секвой здесь «снимается»: истинная сила и опора находятся не в абстрактном сообществе, а в организованной солидарности рабочего класса, ведущего борьбу за своё освобождение.
- В коммунистическом обществе. После ликвидации частной собственности и эксплуатации снимаются антагонистические противоречия, являющиеся основным источником социального несчастья. Психология перестаёт быть средством «утешения» и адаптации к бесчеловечным условиям. Возникающие неантагонистические противоречия (например, между личными интересами и общественными потребностями, между новым и старым) разрешаются не через классовую борьбу, а путём сознательного, планомерного коллективного усилия всего общества. Счастье перестаёт быть индивидуалистической целью и становится результатом и условием всестороннего и гармоничного развития каждой личности как части свободного коллектива.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал содержит рациональное зерно в виде интуитивного признания принципов всеобщей связи и развития, однако его теоретическая основа является глубоко идеалистической, метафизической и индивидуалистической.
- Предлагаемая концепция счастья выполняет идеологическую функцию, психологизируя социальные проблемы и маскируя классовые противоречия капиталистического общества. Она подменяет необходимость революционного преобразования мира призывами к индивидуальному духовному самоусовершенствованию.
- Диалектико-материалистический подход «снимает» идеи материала, вскрывая их ограниченность и перенося их на научную основу. Он связывает проблему счастья с объективными материальными условиями жизни и рассматривает её решение не как личную задачу, а как результат коллективной классовой борьбы за построение коммунистического общества, в котором только и возможно свободное и всестороннее развитие каждого человека.