Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Танцевальная карта Карелии: исследование региональных стилей

Традиционные карельские танцы – это кладезь народной мудрости, отражение быта, верований и самой души карельского народа. В каждом повороте, в каждом взмахе руки кроется тайна, которую веками хранила суровая и прекрасная карельская земля. Здравствуйте! Меня зовут Асапова Анна, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я расскажу Вам о региональных особенностях танца Карелии и об истории изучения этого искусства! Лекция создана на основе специальной литературы по рекомендации Анисимова Андрея Владимировичаь — руководителя фольклорно-этнографического ансамбля «Карьяла», исследователя и хранителя танцевальных традиций Карелии. А так же статей Семаковой Ирины Борисовны - Основоположника музыкальной этнографии и национальной музыкальной культуры Карелии. Карельский традиционный танец по праву можно считать одним из самых изученных, его изучению отдали предпочтение многие ученые, этнографы и музыкологи Финляндии и России. Собирание традиционных танцев карелов начал финляндский у
Оглавление

Традиционные карельские танцы – это кладезь народной мудрости, отражение быта, верований и самой души карельского народа. В каждом повороте, в каждом взмахе руки кроется тайна, которую веками хранила суровая и прекрасная карельская земля.

Здравствуйте! Меня зовут Асапова Анна, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я расскажу Вам о региональных особенностях танца Карелии и об истории изучения этого искусства!

Лекция создана на основе специальной литературы по рекомендации Анисимова Андрея Владимировичаь — руководителя фольклорно-этнографического ансамбля «Карьяла», исследователя и хранителя танцевальных традиций Карелии. А так же статей Семаковой Ирины Борисовны - Основоположника музыкальной этнографии и национальной музыкальной культуры Карелии.

-2

Изучение

Карельский традиционный танец по праву можно считать одним из самых изученных, его изучению отдали предпочтение многие ученые, этнографы и музыкологи Финляндии и России.

Собирание традиционных танцев карелов начал финляндский ученый-музыкант, доктор Агатон Рейнхолм во время экспедиций в Приладожскую Карелию и Ингерманландию в 1847-49 годах. В сборник ”Ylokas eli suomen kansan Ajonwettoja” («Игры и танцы финского народа») вошло 48 танцев. Планомерную работу в этом направлении с 1901 г. стало вести Общество друзей финского народного танца. Этой организацией систематически проводились курсы по знакомству с традиционными танцами, выделялись стипендии для ученых, издавались научные работы. Большой резонанс в Финляндии получил конкурс «На лучшего собирателя-любителя традиционных танцев». Второе место из 211 участников заняла учительница Сортавальской семинарии И.Куусосто. которая представила жюри около 35 традиционных танцев населения Приладожской Карелии. 

Среди ученых – собирателей танцевального фольклора важное место занимает А. Голлан, открывшая науке танцы населения облатсей Хяме и южного Саво, а также Милла Олликайнен, которая в годы второй мировой войны собрала и в 1947 году опубликовала большую коллекцию игр и танцев «Karjalaisia leikkija ja kansantanhuja» («Карельские игры и народные танцы»). 

Самой значительной работой по карельской традиционной хореографии является изданная Пиркко-Лииса Раусмаа книга «Tankuvakka. Suuri suomalainen kansantansskirja» («Мешок танцев. Большая финская книга народных транцев»). 

Сбором и записью карельских народных танцев занимались российские хореографы И.Смирнов, Л.Степанова, В.Мальми. 

Сейчас сохранением и популяризацией танцев, игр и песен коренных народов Карелии: карелов, вепсов, финнов-ингерманландцев занимается Андрей Анисимов — руководитель фольклорно-этнографического ансамбля Karjala («Карьяла») в Республике Карелия, исследователь и хранитель танцевальных традиций Карелии.

Традиционная танцевальная культура

Традиционная танцевальная культура карелов имеет этнолокальный характер. Принято выделять танцы северных, средних, южных, приладожских карелов. Сведений о танцевальной традиции тверских карел нет. В финляндской литературе не выделяются специально танцы финляндских карелов, их танцы публикуются как финские. 

-3

Традиционная танцевальная культура имеет три стилевых пласта.

  • Первый, архаичный пласт связан с сольной импровизационного характера пляской.

Мужская пляска имеет активный, наступательный характер. слово «танец» в Карелии появилось в начале XX века, а до этого все обозначалось словом «игра» — «киса», «кижа», «лейкки».

Интересен карельский импровизационный пляс. Раньше танцоры и присядки делали, и на попе и животе крутились, и кувырок через плечо делали — очень похоже на брейк-данс. Брейк-данс с Приладожским плясом прекрасно сочетаются. Наиболее популярны пляски «Трепачок», «Чижик» («Получижик»), «Русского», «Цыганочка». 

Женская пляска менее активна в сравнении с мужской. В лексике плясок большое значение имеют разнохарактерные дроби «прямой» ногой, повороты корпуса в стороны, кружение. Руки карельских плясуний, в отличие например от русских, поднимаются невысоко, ладони рук всегда полузакрыты. Специфически женской пляской является пляска девушек среди сложенных крестом лучинок – «Ristipärrä» («Ристипярря»). 

Вероятно, танцевальная импровизация ведёт происхождение из бесёд, когда молодой человек выходил на прогулку с разными девушками по очереди. 

Исполняются пляски в наши дни под пение частушек, игру на баяне или гармонике, балалайке. В первой половине ХХ века в Южной и Приладожской Карелии плясали под игру на кантеле , а в Северной Карелии – под игру на скрипке.

  • Второй стилевой хореографический пласт составляют танцы-игры, танцы-шествия, танцы-приглашения, круговые танцы (пиирилейкки), исполняемые на беседах и танцевальных вечерах молодежи. Эти танцы групповыве с возможным включением сольных плясок в танцы-игры, в танцы-приглашения. 

В этом пласте культуры карелов есть соответствия с культурой русских, европейской танцевальной культурой, сложившихся на основе различных форм хороводов.

Танцы-игры и приглашения исполнялись карельской молодежью под пение или игру на каком-либо музыкальном инструменте, или же могли вообще исполнятся без какого-либо музыкального сопровождения. 

Среди танцев-шествий этническим своеобразием выделяется крууг – наборный девичий танец (форм крууг достаточно много у карелов), направление движения в котором определяла возглавляющая колонну «по одному» девушка. Танец исполнялся под протяжную песню или песню-романс на русском языке.

В молодежной традиции северных карел распространение получили финские круговые многофигурные танцы-хороводы «Piiribikki» («пиирилейкки»), исполняемые под пение песен. 

Повсеместно в карельских деревнях получил распространение шведский многофигурный танец «Sotka» («Мы ткем»), где движения танцоров имитируют формы движения утка и основы в ткачестве. Исполняются под пение или инструментальное сопровождение. 

-4

  • Третий стилевой пласт карельской народной хореографии связан с модификациями проникающих в ХIХ веке в Карелию французской и английской кадрилей. Танцы этого пласта парные, рассчитаны на 2, 4, 6, 8, пар, многофигурные или многочастные.

В южной и средней Карелии получили распространение обе версии северных кадрилей – шести и семифигурная, со сквозным музыкальным сопровождением или с сопровождением каждой фигуры наигрышем. Для карельской традиции характерная тенденция к увеличению количества фигур и частей в танце. 

В карельских танцах этого направления часто встречаются сольные и парные пляски. 

Танцы имели массовый характер; по свидетельству очевидцев, в танце могли приничать участие до 40 пар, каждая из которых должна была исполнить сольную пляску. 

В ХХ веку широкое распространение получили парные танцы падеспань, краковяк, тустеп, фокстрот, вальс и т.д., сопровождаемые игрой на баяне. 

Итак, я предлагаю углубиться именно в региональные особенности танцев Карелии.

Юг

В танцевальных традициях южной Карелии (Олонецкий, Петровский районы) танцы более оживленные, подвижные. Очень распространен там веселый танец «Иван пойка»(Сын Ивана), а также различные кадрили и  ристи-контра.

Своеобразием отличаются танцы вепсов - одной из народностей, живущих в республике. К числу вепских танцев относятся: «Восьмерка», «Крууга». По характеру они близки танцам южных народов, характеризуются большой подвижностью, живостью, порой юмором.

Иван пойка

Характер танца весёлый, с простыми и переплетающимися шагами, лёгким бегом и лёгкими прыжками, галопом, спокойной полькой.

Корпус исполнителей в большей степени прямой, строго подтянут, а в танцевальных дуэтах прослеживается лирический характер.

-5

Кадриль

Распространёна в южной и центральной Карелии. В регионе получили распространение обе версии северных кадрилей — шести- и семифигурная, со сквозным музыкальным сопровождением или с сопровождением каждой фигуры своей или наигрышем.

Кадриль воспринималась как единый танец, несмотря на паузы, так как сам танец идёт по нарастающей. 

Интересно, что последнюю, пятую фигуру (обычно кульминацию) из-за продолжительности можно выделить в самостоятельный танец. 

И как я уже говорила, в танце могли принимать участие до 40 пар, каждая из которых должна была исполнить сольную пляску. 

-6

Ристи-контра

Был популярен в южной и центральной части Карелии. «Контра» означает контрданс. В карельских контрах, в отличие от салонных, было две части: сначала танцевали общие фигуры, потом — импровизационный пляс. 

Некоторые фигуры ристи-контры в итоге преобразовались в отдельные танцы, например: касарейка («большой котёл») (Пряжинский район), рииватта («бешеный») (Колатсельге).

-7

Средняя Карелия

Муезерский, Сегежский, Медвежьегорский, Суоярвский и Кондопожский районы.

В южной и средней части Карелии были популярны ристи-контра и кадриль.

Ристи-контра могла быть с импровизацией и иметь разнообразные фигуры.

Кадриль появилась в Карелии к концу XIX века. Без неё не обходился ни один праздник или бесёда.

Под воздействием игры появились танцы-игры, имеющие свои названия и определённые фигуры, строящиеся по кругу. Содержание песни иллюстрировалось жестами. 

Игры были с разными предметами, для одной пары или сразу нескольких. В них были приглашения, смотрины, прогулки и многое другое. Танцующие в парах были равны, и считалось естественным, когда девушка первая приглашала на танец или начинала игру.

Мужские пляски. Самые распространённые виды мужских плясок — «Чижик», «Цыганочка» и «Трепачок».

Женской пляске присущи повороты корпусом, дробь и вращения, руки держат не высоко. «Ристипярря» — классическая женская пляска в Карелии. Это танец среди сложенных крестом лучинок. Исполняется под пение частушек, игру на баяне или гармонике, балалайке.

Приладожье

Танцевальные традиции Карелии Приладожья включают архаичный пласт танцевальной культуры карел южной и приладожской Карелии, связанный с сольной пляской импровизационного характера. Также в регионе распространены групповые танцы-игры, танцы-шествия и танцы-приглашения.

Отличительные черты танцев придадожья — лёгкость и мягкость движений, строгость линий, лиричность. Основные движения — простые и переплетающиеся шаги, лёгкий бег и лёгкие прыжки, галоп, спокойная полька. 

Сольная пляска.

«Интересен карельский импровизационный пляс. Раньше танцоры и присядки делали, и на попе и животе крутились, и кувырок через плечо делали — очень похоже на брейк-данс. Брейк-данс с Приладожским плясом прекрасно сочетаются.» говорит Андрей Анисимов.

Уже известные нам Танцы-игры. Например, «Люхтюкиса», «Кясикиса»

Самостоятельные танцы. Например, «хумахус» или «шулилуйкка». Исполнялись под инструментальный аккомпанемент и под ритмичное пение.

Север

Северная Карелия состоит из Беломорского, Калевальского, Кемского и Лоухского районов.

В Северной Карелии распространены танцевальные традиции, связанные с влиянием соседней Финляндии. Хореография региона включает как мужские, так и женские танцы, а также танцы-игры.

Северные карелы танцевали более спокойно, без трюков, дробей и лишней прыти. Зато долгие северные зимы породили особый «ухтинский» шаг.

Ухтинский шаг

В условиях большого количества снега основным способом передвижения по лесу были лыжи, при этом в паре они были разными: одна длинная, подбитая мехом, — для скольжения, другая короткая — толчковая. Так стали ходить и в танце: правой ногой — длинный скользящий шаг, левой — короткий приставной.

В северных районах республики распространены танцы спокойного, строгого характера. Даже в танце «Пора нам веселиться», молодежь веселится сдержанно. Типичным образчиком танцевального хороводного танца считается «Молодица», в котором девушки ровно и спокойно «плывут» по кругу, в тоже время невозмутимо вяжут на спицах, а юноши следуют каждый за девушкой своей пары, стараясь привлечь ее внимание.

-8

Беломорские карелы

В традиционной культуре беломорских карелов распространены два танцакрууга и пиирилейкки

Крууга

Форма коллективных танцев-шествий цепочной или подобия колонны. Распространена преимущественно в Беломорской Карелии, хотя известна почти во всех регионах компактного проживания карелов.

Сложилась под влиянием шведских и финских «цепочных полосок», а также «утушных» русских хороводов.

Существует несколько местных версий крууг. Например, в Калевале танцоры выстраиваются полукругом, многократно проходят в «воротца», используют ложные ходы — «выворачивания» цепочки.

Крууги принято исполнять в сопровождении песен, позднее — и в сопровождении музыкальных инструментов.

Танец исполняется и на свадьбах, его распорядителем является свадебный чин — колдун патьвашка.

-9

Пиирилейкки

Музыкально-хореографическая форматрадиционной молодёжной культуры беломорских карелов. Сформировалась на основе старых танцев в кругу — rinkitanssi (финское), ringatans (шведское) и обособилась к середине XIX века.

Исполнялись под песни в перерывах между танцами, сопровождаемыми музыкантами-инструменталистами.

Приглашали на пиирилейкки и парней, и девушек. 

Основа движений — шаг, характерны прыжки в кругу, взявшись за руки или за концы носового платка.

Изначально пиирилейкки были формой досуга неженатой молодёжи для создания пары. Вошли и в свадебный ритуал.

Во второй половине ХХ века пиирилейкки начали выходить из естественного быта беломорских карелов и перестали являться формой досуга молодёжи добрачного возраста, сохранившись лишь в памяти людей пожилого возраста. 

-10

Несмотря на то, что карелы переняли многие свои танцы, они подстроили их под свои обычаи, привычки, манеры, и сделали их самобытными. Позаимствовав многие основы русской хореографической культуры, карелы не изменили свою уникальную размеренную и четкую манеру исполнения. Для рук есть несколько определенных движений в танце, а расправленные плечи и поднятая голова добавляют исполнению строгости и лаконичности. Скромность и достоинство девушки в ее уверенности и собранности, ее взгляд прямой, а в танце нет пустого жеманства. Честность, прямота и бескомпромиссность, присущие народу Карелии, проявляются и в их четких и отточенных танцевальных движениях. Карел никогда не станет использовать в танце новый шаг, если не уверен в нем, зато мастерски исполнит доведенное до автоматизма танцевальное движение. У соседней Финляндии северные карелы переняли хороводы и некоторые игры, которые все равно исполняли в своей уникальной манере, отчего танцы воспринимаются как оригинальные.

Благодарю Вас, что досмотрели это видео до конца!

Если Вам есть, чем с нами поделиться, оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв!

С Вами была Асапова Анна, я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и освещаю культурные особенности Республики Карелия!

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации!