В самом сердце северо-западной России, где природа величественна и сурова, а озера и леса хранят древние тайны, живет самобытная и удивительная культура – культура Карелии. И одним из самых ярких ее проявлений является традиционная музыка, сумевшая пронести сквозь века свои уникальные черты, мелодии и инструменты.
Здравствуйте! Меня зовут Асапова Анна, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я мы поговорим о музыкальной и песенной традиции Карелии.
Лекция создана на основе статей Семаковой Ирины Борисовны - Основоположника музыкальной этнографии и национальной музыкальной культуры Карелии.
Архаичные пласты культуры карелов, прежде всего руны, принято считать общим явлением культуры карелов и финнов.
Руны представляют собой типовой напев, в котором сочетаются тексты различных поэтических жанров: заговоры, колыбельные, свадебные, игровые песни, баллады, причитания.
Музыкальные традиции племени Корела, проживающего в начале второго тысячелетия н.э. на Карельском перешейке, легли в основу традиций племени Ижора. Карельские музыкальные традиции имеют параллели в традиционной музыке балтийских народов (литовцы, латыши), финно-угорских народов (эстонцы, вожане, ижорцы, вепсы, саамы, финны), культуре различных этнических групп русских (поморы, заонежане, пудожане, кенозеры, псковичи, новгородцы, тверичи).
Для начала предлагаю отбраниться к традиционным музыкальным инструментам Карелии, и начнём мы конечно же, с этно-бренда Республики Карелия- это Кантеле.
Кантеле
— струнный щипковый инструмент, родственный гуслям. Используется как в сольных выступлениях, так и в качестве аккомпанемента к вокальной музыке. Существует две разновидности кантеле — диатоническое и хроматическое.
По преданию, первое кантеле создал старик-волшебник Вяйнямёйнен (главный герой Карельского эпоса «Калевала»). В творческом процессе он использовал зубы и челюсти огромной щуки, а струны сделал из «волос коня у Хийси».
Старинные инструменты часто чёрного цвета. Дело не в древности предмета, а в способе консервации древесины: готовый короб мастера коптили в дыму (например, в бане по-чёрному).
Долгое время кантеле был инструментом диатоническим, то есть на нём можно было воспроизводить только диатонический звукоряд. Элиас Лённрот был первым, кто сумел создать хроматическое кантеле. На таком инструменте можно исполнять не только народную, но и академическую музыку.
Согласно карело-финским поверьям, кантеле является ритуальным предметом. Владеть им может только старейшина рода, и он же обязан передавать религиозную мудрость, сокрытую в рунах, своим многочисленным наследникам и последователям.
Йоухикко
— традиционный смычковый инструмент, корпус напоминает лодку или корытце, изготавливается из берёзы, дека с резонаторными отверстиями — из ели или сосны. В старину на йоухикко было 2–4 струны, волосяные или жильные, сейчас большинство инструментов имеют синтетические или металлические струны.
Известен факт использования исполняемой на йоухикко музыки для приманивания тюленей.
Исполнитель на йоухикко не имел высокого общественного статуса, часто их считали бездельниками, в отличие от кантелистов, у которых был статус хранителей древних традиций. Однако были случаи, когда виртуозное владение инструментом и артистические способности позволяли исполнителю зарабатывать.
Пастушья труба
Древний духовой инструмент. Изготавливался из коры деревьев или из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. В отличие от пастушьего рожка, свирели или дудочки, она более долговечна, а ее длина составляет около 150 сантиметров. Не имеет игровых отверстий, по этому выразительные возможности ограничены.
Пастушья труба была сигнальным инструментом, который использовался для выгона стада, сбора, переклички пастухов между собой. Кроме того, пастушьим инструментам приписывали магическую силу.
Флейта
Это одно из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, именуется флейтистом. Вначале изготовлялись прямые флейты (флажолеты, флейты с наконечниками, которые держали при игре прямо вниз). Косые или поперечные флейты, которые держат под прямым углом к вдуваемой струе воздуха, появились в Европе в средние века, но были усовершенствованы до возможности использования их в концертной практике лишь к концу XVII века.
Гармонь
В Карелии, гармонь распространяется с 70-х гг. ХIХ в., сопровождая танцы, пляски и массовые песни (в ХХ в.). Ее появление вытеснило традицию игры на кантеле. Местные стили игры на гармониках не отличаются виртуозностью, шармом инструментальных импровизаций и на протяжении десятилетий практически не изменились.
Ложки
Исполнители используют две деревянные, во второй половине ХХ в. и металлические (алюминиевые), зажимая их указательным, большим и средним пальцами правой руки. Звук возникает в результате соприкосновения выпуклых поверхностей ложек. Набор приемов игры скромен: удары по ладони левой руки, реже – ладони вытянутой руки, коленям, груди.
В сопровождении ложек и гармоники принято плясать, реже – танцевать, петь частушки и плясовые песни.
Но, эти инструменты мы знаем, даже если не в карельском варианте, то в культуре других народов много подобных аналогов, а вот что кто-то играет на травинке или на ниточке с грузчиком, вот это повод сделать вывод, что Карелы просто не могли жить без мелодии, оттого и изобретали простые инстументики.
Травинка
Натянутая и зажатая между больших пальцев рук исполнителя. Тонкая пленка бересты– ленточный язычок в натянутом виде служит рассекателем воздуха, выдуваемого через плотно сжатые растянутые губы исполнителя.
Вращающиеся
Инструмент с русским названием «палочка, щепочка» встречается в детской игровой практике вепсов. Карелы-ливвики таким образом могут вращать и другие предметы, например цепочки, ниточки с грузиком. Специальных названий инструмента нет.
Вихревые
Представлены пуговицей, через отверстия которой протянуто нитяное кольцо. Перед игрой нитку закручивают, затем при ее раскручивании руки исполнителя регулируют натяженние нити – силу и ритм звучания инструмента
Традиционный музыкальный инструментарий карелов систематически изучается со второго десятилетия ХХ века. Финляндские ученые А.О.Вяйсянен и Т.Лейсио обогатили науку исследованиями о кантеле карелов Приладожья и народных кантелистах, исполнителях на йоухикко (картеле и йоухикко или йоухикантеле являются хордофонами); наш современник профессор университета г.Тампере Т.Лейсио представил многочисленные афрофоны карелов. Среди российских исследователей инструментальная культура хордофонов карелов интересовала В.Гудкова (30-к годы ХХ в.) и А.Черепахину. А.Аблова ввела в научный оботрот сведения и лифтофонах (камнях)карелов как музыкальных инструментах.
Если мы обратимся к истории:
Собирание и изучение музыкальной культуры карелов началось в первой половине ХIХ века записями напевов рун, которые интересовали финляндских ученых О.А.Карлениуса. Э.Леннрота, Д.Е.Евпопеуса, а также других многочисленных собирателей. В конце ХIХ века на основе накопленного в Финляндии музыкального материала И.Крон разработал принципы катологизации народных напевов, систему, признанную мировой музыкальной научной практикой.
В песенной культуре карелов существуют три стилевые пласта: архаический (рунические песни и причитания), поздний, связанный с городской музыкой ХVIII-ХХ веков (пиирилейки, лирические песни) и пласт современного музыкального творчества.
Итак, мы начнем с первого, архаического пласта.
Архаический пласт
Наибольшее распространение рунические напевы получили в традициях беломорских, сегозерских и приладожских карел.
В карельской причетной культуре принято выделять региональные (по диалектам языка), локальные (по этнокультурным группам), местные – общинные и индивидуальные, уровни традиции. Причетная традиция карелов тесно связана с традицией рунических напевов. По приуроченности существует пограбальная, поминальная, свадебная причеть, причеть-благодарность, причесть-прощение, на случай. Характеру исполнения напева причитаний свойственна песенно-плачевая природа.
В стиле причитаний карелы исполняют колыбельные-импровизации, духовные стихи, баллады, а так же ёйги.
Ёйги
Жанр карельского народного творчества, сольная музыкально-поэтическая импровизация.
Места распространения ёйг — бывший Кестеньгский (ныне Лоухский) и Калевальский районы Карелии.
Отличительный признак — специфически повторяющееся выпевание отдельных слогов и гласных звуков (ооо, еёе, йoo, хee, хoo и других).
Традиционная тематика ёйг ограничена. Обычно их исполняли для жениха на свадьбе или на проводах в армию, с юмором изображая любовные похождения холостого мужчины.
Часто ёйги исполняли для развлечения на природе — на берегу озера или реки, где рефрен отдельных звуков или слогов мог свободно разноситься далеко вокруг.
Первые записи ёйг сделаны в 1836 году фольклорной экспедицией Элиаса Лённрота. В 1970–1990 годы сотрудники Института языка и литературы Карельского научного центра РАН записали около ста вариантов ёйг. В 1993 году осуществлена их первая полная публикация с нотным приложением.
В традиции ейканья принято выделять калевальскую и кестеньгскую ветви, различающиеся по внутренней структуре ейк.
Свадебные песни
Архаические свадебные песни карелов немногочисленны. Они сохранились в беломорской и сегозерской Карелии. Обычно это песни – наставления невесте, молодым, песни встречи двух родов. Свадебные песни могут исполняться с руническими и причетными напевами. Самые известные песни «Летел орел с востока» и «Мир ждал молодого месяца».
В системе жанров карельской музыкальной традиции своеобразием отличается «huhuhja» – призывы домашних животных. Сбором этого материала занимался в середине ХХ века финляндский исследователь Е.Ала-Кённи, записывая выкрики приладожских карелов и карелов Финляндии. Этот жанр имеет аналоги в эстонской женской пастушеской музыкальной традиции. Призывы исполняются только женщинами или девушками-пастушками. Текст импровизационный, функциональный, ритмика свободная, звукоряд выкриков неустойчивый.
Частушки
Широкое распространение в ХХ веке получила традиция частушек. Она сформировалась на основе карельских lühütpajot (коротких песенок) с медленным, протяжным напевом; русских частушек, рунических песен и песен городской традиции.
Городская музыка
Второй стилевой пласт карельской песенности связан с традициями европейской (скандинавской) и русской городской музыки. Среди многочисленных лирических песен гомофонно-гармонического склада выделяется слой пиирилейекк – круговых танцевальных песен, распространенных преимущественно в беломорской Карелии.
Колхозные хоры
Третий стилевой пласт музыкальной культуры стал складываться в связи с организацией и активной работой в 30-е годы колхозных хоров: Петровского (1963 г., п.Спасская Губа), Сегозерского (1935 г., п.Паданы), Ведлозерского (1938 г., п.Ведлозеро), Олонецкого (1935 г., п.Олонец) и деятельностью их руководителей: И.Левкина, Г.Савицкого, З.Аутио, А.Ефремовой-Колмык, а также хористами-активистами – А.Никифоровой, П.Ивановой, А.Климовой и другими. Песни, частушки, сочиненные в этих коллективах и этими людьми, в значительной своей части фольклоризовались.
Традиционная карельская музыка – это не просто историческое наследие, это живой организм, продолжающий дышать и развиваться. Благодаря усилиям музыкантов, исследователей и энтузиастов, старинные мелодии и инструменты не забываются, а получают новую жизнь в современных интерпретациях.
Благодарю, что досмотрели это видео до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв!
С Вами была Асапова Анна, я горжусь своей страной с удовольствием изучаю и рассказываю Вам об особенностях культуры Республики Карелия!
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации!