Найти в Дзене
Книжная башня

Абсурд и сатира войны, или "Уловка-22" Джозефа Хеллера

КНИГА В СПИСКАХ: Юмор и сатира – одни из самых мощных художественных приемов, если применяются умело и в нужном месте. Все это стократ актуально для (анти)военной прозы, которая не так однородна, как кажется с первого взгляда. Это раньше при упоминании о войне читатели вспоминали Хемингуэя, Ремарка, возможно какого-нибудь Эрнста Юнгера. Потом появились писатели вроде Ярослава Гашека или Карела Чапека, которые смогли рассказать о страшном через смешное или ироничное. Война страшна, это понятно. Но кроме драматического инструмента можно бить гадину смехом, и чем страшнее война, а Вторая мировая стала самой жуткой бойней, тем сильнее этот смех должен быть. Вообще, рискну заметить, что смех – последнее прибежище и последний аргумент, после которого не останется уже ничего. В США эту функцию высмеивания взяли на себя как минимум двое – Курт Воннегут и Джозеф Хеллер. И если первый щедро разбавлял свою прозу фантастическими и сюрреалистическими элементами, и будем честными, не столько смешил

КНИГА В СПИСКАХ:

200 лучших книг по версии BBC
Книжная башня4 января

Юмор и сатира – одни из самых мощных художественных приемов, если применяются умело и в нужном месте. Все это стократ актуально для (анти)военной прозы, которая не так однородна, как кажется с первого взгляда. Это раньше при упоминании о войне читатели вспоминали Хемингуэя, Ремарка, возможно какого-нибудь Эрнста Юнгера. Потом появились писатели вроде Ярослава Гашека или Карела Чапека, которые смогли рассказать о страшном через смешное или ироничное.

Война страшна, это понятно. Но кроме драматического инструмента можно бить гадину смехом, и чем страшнее война, а Вторая мировая стала самой жуткой бойней, тем сильнее этот смех должен быть. Вообще, рискну заметить, что смех – последнее прибежище и последний аргумент, после которого не останется уже ничего.

В США эту функцию высмеивания взяли на себя как минимум двое – Курт Воннегут и Джозеф Хеллер. И если первый щедро разбавлял свою прозу фантастическими и сюрреалистическими элементами, и будем честными, не столько смешил, сколько грустно иронизировал, то второй сосредоточился на сатире и абсурдистском юморе, который похлеще иной фантастики будет. «Уловка-22» - как раз такой случай.

В книге идет речь о взводе военных летчиков, которые совершают военные полеты над Европой и бомбят города. Главный герой попадает в больницу, но рано или поздно предстоит выписываться, и тогда он прикидывается психом. Но финт в том, что в отношении таких кадров действует т.н. Уловка-22, построенная на том, что, если ты не хочешь воевать, значит ты вменяемый… - и можешь воевать. Абсурд как есть.

Хеллер хорошо знал материал. Очень многое почерпнуто им в роман из реальности, а потому выглядит так органично.

Хеллер описывает множество типажей в военной части и то, как все эти люди справляются с нелегкими военными буднями. Один постоянно сидит в своем трейлере, другой занимается контрабандой, третий коррупцией, и так далее. Солдаты – как правило придурки, лейтенанты – непроходимые тупицы, а генералы – и вовсе идиоты. И попадают все они в соответствующие ситуации. Все это передается через главы-сценки, где происходит некая забавная ситуация с участием главного героя. Это армия, чему удивляться. Градус бреда и абсурда настолько зашкаливающий, что искать смысла в происходящем особо не стоит, и этот прием как бы указывает, что сама по себе война – один большой кровавый нелепый абсурд. Представьте, что вы попали в дурдом, раздвинутый до границ минимум континента. Как выжить? Прикидываться таким же психом, и не реагировать на провокации. Это порой трудно, ведь, как и всегда на войне, всюду смерть, кровь, ранения и прочие прелести.

Сцены и ситуации и правда смешны и забавны. Образы яркие и точные, диалоги искрометные, коллизии достойны высших похвал. Нет вообще никаких сомнений, что такое происходило и может происходить в реальности. Но поскольку сатира хороша и выполняет свою функцию блестяще, неизбежно посещают грустные мысли о том, как мы все вынуждены жить в этом е***м цирке. Смотришь нынешние новости и понимаешь, что декорации обновили, клоунов завезли новых, а по сути ничего принципиально не поменялось. И шутки стали не особо смешными. А все ждут, что будешь смеяться, и хлопать, потому что иначе тебя самого выгонят на сцену – на потеху таким же подневольным зрителям. Бим и Бом на сцене. Ваши аплодисменты.

Вот герой, которому не повезло оказаться на сцене, и кривляется как может. Не стоит искать в романе глубокого смысла, стоит расслабиться и получать удовольствие – насколько это можно в таких условиях. Смех позволяет сохранить рассудок.

-2