КНИГА В СПИСКАХ: Юмор и сатира – одни из самых мощных художественных приемов, если применяются умело и в нужном месте. Все это стократ актуально для (анти)военной прозы, которая не так однородна, как кажется с первого взгляда. Это раньше при упоминании о войне читатели вспоминали Хемингуэя, Ремарка, возможно какого-нибудь Эрнста Юнгера. Потом появились писатели вроде Ярослава Гашека или Карела Чапека, которые смогли рассказать о страшном через смешное или ироничное. Война страшна, это понятно. Но кроме драматического инструмента можно бить гадину смехом, и чем страшнее война, а Вторая мировая стала самой жуткой бойней, тем сильнее этот смех должен быть. Вообще, рискну заметить, что смех – последнее прибежище и последний аргумент, после которого не останется уже ничего. В США эту функцию высмеивания взяли на себя как минимум двое – Курт Воннегут и Джозеф Хеллер. И если первый щедро разбавлял свою прозу фантастическими и сюрреалистическими элементами, и будем честными, не столько смешил