Отношения между отцом и сыном, царем Петром I и царевичем Алексеем, с самого начала складывались не просто, а после смерти принцессы Шарлотты, супруги Алексея, стали еще хуже. Петр обвинил Алексея в «непотребном зле нрава» и грозился отправить в монастырь. И царевич Алексей решился бежать – за границу.
Бегство царевича
Воспользовавшись отъездом отца, в сентябре 1716 года Алексей тайно бежал сначала в Польшу, затем в Вену. Вместе с ним была его любовница, 16-летняя крепостная девка Ефросинья Федорова. В Вене царевич попросил покровительства императора Священной Римской империи Карл VI. Своим поступком царевич поставил императора в сложное положение. С одной стороны, он предоставил защиту родственнику, мужу сестры своей жены. С другой стороны, эта защита могла обернуться для него вооруженным конфликтом с Россией.
Тогда Алексея тайно перевезли в замок Эренберг в Тироле, а затем в Неаполь, где он тихо прожил год.
Никаких действий против отца или организации заговора он не предпринимал. Он просто ждал – когда умрет болевший в то время Петр, и он спокойно, на законных основаниях займет русский престол.
А Петр не ждал. На поиски сына-беглеца он отправил двух верных людей - тайного агента Александра Ивановича Румянцева и опытного дипломата Петра Андреевича Толстого. И действительно, в мае 1717 года они нашли царевича в Неаполе, и началась тонкая игра. Алексею они передали письмо от отца, в котором тот обещал ему прощение, если он вернется добровольно. С другой стороны, они убеждали австрийцев в том, что если они продолжат укрывать царевича, то это повлечет разрыв отношений между двумя дворами - Романовых и Габсбургов.
Алексей не верил посланникам отца и опасался, что Карл VIего все-таки выдаст. И тогда он обратился за помощью к врагу России – шведам. И действительно, шведский король Карл XII пообещал ему помощь и даже собирался предоставить армию, которая возведет царевича на престол. Но ответ шведов опоздал. Толстой и Румянцев сработали более оперативно, сумев привлечь на свою сторону Ефросинью.
Ефросинья путешествовала под видом пажа царевича, одетая в мужское платье. К тому времени она была беременна и скрывать беременность становилось все сложнее. Она опасалась за свое будущее - если с Алексеем что случится, то как она будет с ребенком жить там, за границей. Ефросинья и уговорила Алексея вернуться в Россию. Царевич согласился, правда, перед представителями отца поставил условие: ему разрешат жениться на Ефросинье и их отпустят жить в деревню. Конечно, ему пообещали все, что он просил.
Возвращение и отречение от престола
Алексей и Ефросинья ехали отдельно – ее, на последних сроках беременности, везли медленно. С дороги он писал любимой полные нежности и заботы письма, беспокоился, удобно ли ей в экипаже, тепло ли она одевается, посылал ей деньги.
В Москве, куда царевич вернулся 31 января 1718 года, его встретили подчеркнуто почетно. Через 2 дня он публично в Успенском соборе отрекся от своих прав на престол в пользу единокровного брата Петра Петровича. Подписывая отречение, Алексей тем самым признавал, что за «преступления и не хранения сыновней должности» он не достоин наследия. То есть, в своих ошибках он покаялся. Оставалось ждать, когда ему с Ефросиньей и новорожденным сыном разрешат отправиться в деревню.
Но все оказалось не так просто. Петр простил сына, но только за бегство и при условии, что Алексей признался во всех совершённых проступках. Но
«…ежели что утаено будет, то лишён будешь живота;… ежели что укроешь и потом явно будет, на меня не пеняй…».
Несмотря на данное прощение, отец сыну явно не доверял. Особенно Петра волновало, какие силы могут стоять за Алексеем и будут ли они в дальнейшем вредить или, тем более, выступать против него или его наследников. И уже на следующий день началось новое расследование. По указу Петра Iбыла создана специальная канцелярия, возглавил которую граф Петр Толстой. Алексей был арестован – его обвинили в государственной измене. И начались допросы.
Алексея арестовали и поместили в Шлиссельбургскую крепость. На допросах он подробно рассказывал о своем побеге и контактах с Венским двором, называл имена тех, кто его поддерживал, выдал несколько влиятельных церковных и светских деятелей. Но наличие заговора против власти Петра в его показаниях не просматривалось. Тем не менее, было арестовано около 60 человек. Одни из них были подвергнуты пыткам и высланы, несколько человек казнили. К самому Алексею пытки не применялись. Так как наличие заговора доказано не было, казалось, что опасность миновала.
Но тут приехала Ефросинья.
Предательство любовницы
Алексей с нетерпением ждал приезда Ефросиньи. Наконец, во второй половине апреля, ее привезли. Он уже отрекся от престола и ожидал, что они наконец-то сочетаются браком и поселятся в деревне. В одном из писем он писал ей:
«Батюшка взял меня к себе есть и поступает ко мне милостиво! Дай Боже, чтоб и впредь так же, и чтоб мне дождаться тебя в радости. Слава Богу, что от наследства отлучили, понеже останемся в покое с тобою. Дай Бог благополучно пожить с тобой в деревне, понеже мы с тобой ничего не желали только, чтобы жить в Рождественке; сама ты знаешь, что мне ничего не хочется, только бы с тобою до смерти жить».
Ефросинью привезли на допрос в середине мая 1718 года. Это было скорее для порядка, ничего нового услышать от нее не надеялись. Но вдруг Ефросинья начала буквально сдавать Алексея «с потрохами», хотя к ней пытки не применялись. Она рассказала, что царевич мечтал о том времени, когда отец умрет и он начнет править. Она утверждала, что Алексей собирался просить поддержки у Папы Римского. Она поведала, что Алексей собирался возглавить мятеж. Ее откровенные показания изобличали Алексея во лжи. Но главное, она выдала, что когда шла война между Россией и Швецией, царевич связывался со шведским королем Карлом XII, обсуждая с ним военную поддержку против отца:
«Писал царевич письма по-русски к архиреям и по-немецки в Вену, жалуясь на отца. Говорил царевич, что в русских войсках бунт и что это его весьма радует. Радовался всякий раз, когда слышал о смуте в России. Узнав, что младший царевич болен, благодарил Бога за милость сию к нему, Алексею. Говорил, что «старых» всех переведет и изберет «новых» по своей воле. Что когда будет государем, то жить станет в Москве, а Петербург оставит простым городом, кораблей держать не станет вовсе, а войско — только для обороны, ибо войны ни с кем не желает. Мечтал, что, может, отец его умрет, тогда будет смута великая, ибо одни станут за Алексея, а другие — за Петрушу-шишечку (царевич Петр Петрович), а мачеха глупа зело, чтобы со смутой справиться…»
Предательство женщины, которую Алексей любил и которой доверял, окончательно сломили его. На очной ставке с Ефросиньей он подтвердил ее слова. Скорее всего, в основном они были достоверны, так как уже позже в Вене было обнаружено письмо Алексея в Россию, в котором он обсуждал планы на свое правление. Правда, письмо это не было отправлено.
Начались новые допросы – в том числе, с применением пыток. Всплыли новые факты. В июне 1718 года состоялся суд. Алексей был признан изменником и приговорен к смертной казни. При этом утверждение приговора, а также выбор способа казни суд оставил за царём.
Смерть в каземате
Утверждения приговора, выбора способа казни и исполнение наказания ждать не пришлось. Через 2 дня, 26 июня (7 июля) 1718 года царевич Алексей Петрович умер в камере Петропавловской крепости. Официально – «от апоплексического удара». Якобы, когда ему зачитали приговор, он «впал в беспамятство», а потом и умер от удара. Правда, в официальном извещении говорилось, что Алексей Петрович, выслушав смертный приговор, пришёл в ужас. Он потребовал привести отца и просил у него прощения. Скончался царевич по-христиански, раскаявшись в содеянном.
Но уже в XIX веке были обнаружены документы, подтверждающие, что царевича пытали и после вынесения приговора, даже в день его смерти. Что еще хотели выяснить? И кто?
То, что случилось в Петропавловской крепости в действительности, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Царевич Алексей Петрович захоронен в соборе Петропавловской крепости. На похоронах присутствовал отец, царь Петр I. Реабилитация Алексея с изъятием осуждающих его манифестов и документов была проведена в период царствования его сына – Петра II Алексеевича.
Ефросинья Фролова
Около пяти лет Ефросинья Фролова (1700-1748) была не просто любовницей, а фактически гражданской женой царевича Алексея, родила от него ребенка. Алексей ее бесконечно любил и доверял, а она его предала. Что подтолкнуло ее к этому?
Версий, старающихся объяснить ее поступок, есть несколько.
- Ефросинью обманули. Ей пообещали, что если она все расскажет, то после суда их с царевичем и сыном отправят в изгнание, где они спокойно будут жить все вместе.
- Ефросинью запугали, пригрозив убить недавно родившегося их с Алексеем сына.
- Ефросинья была «тайным агентом», давно завербованным графом Петром Толстым.
- Ефросинью просто подкупили. Ей обещали не только жизнь, но и свободу, а также большое вознаграждение.
Ефросинья действительно была оправдана и получила свободу и вознаграждение – 3 000 руб. Вскоре она вышла замуж за офицера Петербургского гарнизона. Ее ребенок от царевича Алексея умер. Ефросинья скончалась в возрасте 48 лет.