Найти в Дзене

Ирония судьбы, или Путешествие в загробный мир

Ко Дню российского кино. Существует мнение, что фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» пользуется такой большой популярностью не только потому, что повествует о любви в новогоднюю пору, но и поскольку построен на многочисленных мифологических клише и по сути представляет собой типовой сказочный сюжет о путешествии героя в загробный мир. Давайте разбираться: 1. Летом этот фильм мы вряд ли бы стали смотреть, а зимой подключаемся к атмосфере кино замечательно. У наших предков славян зимнее время считалось порой общения живых с умершими, собственно, языческий праздник Масленица, дошедший до наших дней, был призван запечатывать это время до следующего года пиром с поминальной едой — блинами. 2. Начинается фильм в бане. А баня издревле считалась местом контакта с нечистой силой, с силами деструктивными, смертоносными. Баню никогда не защищали никакой охранительной резьбой, как дома крестьян, например. Рождение детей тоже происходило в бане. А женщины в период родов считались нечистыми, д

Ко Дню российского кино. Существует мнение, что фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» пользуется такой большой популярностью не только потому, что повествует о любви в новогоднюю пору, но и поскольку построен на многочисленных мифологических клише и по сути представляет собой типовой сказочный сюжет о путешествии героя в загробный мир.

Давайте разбираться:

1. Летом этот фильм мы вряд ли бы стали смотреть, а зимой подключаемся к атмосфере кино замечательно. У наших предков славян зимнее время считалось порой общения живых с умершими, собственно, языческий праздник Масленица, дошедший до наших дней, был призван запечатывать это время до следующего года пиром с поминальной едой — блинами.

2. Начинается фильм в бане. А баня издревле считалась местом контакта с нечистой силой, с силами деструктивными, смертоносными. Баню никогда не защищали никакой охранительной резьбой, как дома крестьян, например. Рождение детей тоже происходило в бане. А женщины в период родов считались нечистыми, да и сами роды часто приводили к гибели, соотносясь с действом часто трагическим.

3. Веник Лукашина, торчащий из сумки в самолете, можно сравнить с метлой бабы Яги, на которой он переправляется в потусторонний мир.

4. Герой прилетает в Ленинград и оказывается в зеркальном, схожем с привычным ему, миром. Согласно морфологии волшебной сказки Проппа, потусторонний мир может, как отличаться от мира живых, так и представлять точную копию его. Так типовое строительство советского времени работает на мифологическое клише.

5. Барбара Брыльска, одна из самых красивых женщин того времени, представляет собой типичную царицу мира загробного, русые, светлые волосы также свидетельствует об этом.

6. Согласно утвердившейся мифологии, только вкушение пищи мертвых позволяет герою войти в связь с богиней потустороннего мира. «Какая гадость, это ваша заливная рыба...» — сообщает герой и проходит испытание.

7. Есть в фильме и борьба со змеем. Образ Ипполита воплощает в себе его черты. Он соблазнитель — красивый, успешный. Он способен летать, что представлено в сцене с машиной. Змей в мифологии существо безногое. В фильме мы видим укрощение ног Ипполита через ботинки на тонкой подошве. Ну и душ героя в одежде относит его к миру холода, к которому он нечувствителен, как существо из мира потустороннего.

8. В типичном сказочном финале Лукашин добывает богиню из потустороннего мира.

Как считаете? Похоже на сказочное путешествие в мир загробный?

───────
Наша любимая русская хтонь в легендарных советских фильмах. Узнать больше о моем творчестве можно
на сайте книги «Черный хлеб доро́г».

-2