Найти в Дзене

Почему «28 лет спустя» – это не просто очередной фильм про зомби, а настоящий шедевр!

Вы же тоже собирались на премьеру «28 лет спустя» с опаской и трепетом? Но после 20 июня 2025 года, когда фильм вышел в свет, я поняла: это – легенда. «28 лет спустя» – продолжение легендарных «28 дней спустя» (2002) и «28 недель спустя» (2007), над которым снова соединились в творческом тандеме Дэнни Бойл и Алекс Гарленд. Имена грозные: Бойл – лауреат «Оскара» за «Миллионер из трущоб», Гарленд – известный футурист (сценарист «Андромеды» и «Из машины»). Первый вернулся за режиссуру, второй написал сценарий (как и для оригинала). Оригинальный оператор Энтони Дод Ман тоже включился – и визуал тут просто потрясающий. Фильмы о зомби обычно буксуют в одних и тех же шаблонах, а тут – неожиданные решения. Например, Бойл снял большую часть картины на iPhone 15 Pro Max! Да-да, чтобы получить мобильность и спрятать технику в полях Северной Англии. Кинематографисты использовали смартфоны, дроны и маленькие камеры вместо привычных тяжёлых установок – как и в «28 днях» 2002 года, когда снимали

Вы же тоже собирались на премьеру «28 лет спустя» с опаской и трепетом? Но после 20 июня 2025 года, когда фильм вышел в свет, я поняла: это – легенда.

«28 лет спустя» – продолжение легендарных «28 дней спустя» (2002) и «28 недель спустя» (2007), над которым снова соединились в творческом тандеме Дэнни Бойл и Алекс Гарленд. Имена грозные: Бойл – лауреат «Оскара» за «Миллионер из трущоб», Гарленд – известный футурист (сценарист «Андромеды» и «Из машины»). Первый вернулся за режиссуру, второй написал сценарий (как и для оригинала). Оригинальный оператор Энтони Дод Ман тоже включился – и визуал тут просто потрясающий.

Фильмы о зомби обычно буксуют в одних и тех же шаблонах, а тут – неожиданные решения. Например, Бойл снял большую часть картины на iPhone 15 Pro Max! Да-да, чтобы получить мобильность и спрятать технику в полях Северной Англии. Кинематографисты использовали смартфоны, дроны и маленькие камеры вместо привычных тяжёлых установок – как и в «28 днях» 2002 года, когда снимали на компактную камеру Canon XL-1. Это дало эффект погружения – кажется, что ужас творится прямо у тебя под ногами. И ещё – фильм снят в необычном формате 2.76:1 (аналог Ultra Panavision 70), чтобы зритель буквально «искал» опасность по всему экрану. Добавьте к этому замедленную съемку с помощью восьми iPhone-камер на специальном круговом риге – и вы получите визуальный эксперимент, от которого захватывает дух. Бойл объяснял, что iPhone-режим позволил не загрязнять природу и глубже погрузиться в лесные локации Северной Англии, чем в блестящем Лондоне 28 недель спустя.

-2

Но зачем впихивать в хоррор чёрно-белые кадры и стихи Киплинга? Сначала этот приём показался мне странным: в трейлере слышу давнее стихотворение 1915 года – «Boots» Редьярда Киплинга (русский перевод «Пыль»). Но потом стало ясно: это – ключ к пониманию фильма. Поэма звучит как гипнотическая мантра о бесконечной солдатской муштре (в подготовке армии США её использовали как психологическую «песенную ломку»). И она отражает ситуацию героев: нет конца этому маршу через пепел и кровь.

Полностью привожу русский перевод поэмы, который звучит в русском прокате «28 лет спустя» (перевод Ады Оношкович-Яцыны):

День-ночь-день-ночь – мы идём по Африке,
День-ночь-день-ночь – всё по той же Африке.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Отпуска нет на войне!
Восемь-шесть-двенадцать-пять – двадцать миль на этот раз,
Три-двенадцать-двадцать две – восемнадцать миль вчера.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Отпуска нет на войне!
Брось-брось-брось-брось – видеть то, что впереди.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Все-все-все-все – от неё сойдут с ума,
И отпуска нет на войне!
Ты-ты-ты-ты – пробуй думать о другом,
Бог-мой-дай-сил – обезуметь не совсем!
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
И отпуска нет на войне!
Счёт-счёт-счёт-счёт – пулям в кушаке веди,
Чуть-сон-взял-верх – задние тебя сомнут.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Отпуска нет на войне!
Для-нас-всё-вздор – голод, жажда, длинный путь,
Но-нет-нет-нет – хуже, чем всегда одно, –
Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог,
И отпуска нет на войне!
Днём-все-мы-тут – и не так уж тяжело,
Но-чуть-лег-мрак – снова только каблуки.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Отпуска нет на войне!
Я-шёл-сквозь-ад – шесть недель, и я клянусь,
Там-нет-ни-тьмы – ни жаровен, ни чертей,
Только-пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог,
И отпуска нет на войне!

Каждый «шаг» этих строк – как хрип зомби, погоня и бессмысленный круговорот. В контексте «28 лет спустя» поэма подкрепляет картинку. И старые военные хроники (как кадры Первой Мировой) в фильме обрамляют события как в пропасти истории – мы видим не просто зомби, а отражение вечной борьбы человечества за выживание.

-3

И вот мы подошли к героям. Главные актёры – это ведь тоже часть притягательности. Джоди Комер  – звезда BBC: роль ассасинки Вилланель в «Убивая Еву» принесла ей «Эмми» и BAFTA. Она не боится хардкора – сразу поняла, что участвует в «большом кино». Её «Игра престолов» и «Госпожа Бовари» уже вошли в карму изящного таланта. 

Аарон Тейлор-Джонсон («Пипец», «Мстители: Эра Альтрона», «Пуля») — «Nocturnal Animals» – в этой роли он получил «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана. Для него «28 лет спустя» – шанс проявить драму, а не только экшен. 

-4

Джек О’Коннелл («Скинс», «Несломленный» – за него он получил премию BAFTA Rising Star). Он сыграл «господина Джимми Кристала», лидера культистов. Кстати, Джимми – ключевая фигура: в начале фильма в лесу бежит мальчик Джимми (его играет Рокко Хейнс), отец протягивает ему крестик . Спустя 28 лет взрослый Джимми (Джек О’Коннелл) руководит странной сектой «Джимми», и у него на груди тот же крест – только верх ногами. Смотришь и думаешь: неужели этот ребенок – теперь лидер нового мира? Так переплетаются начало и конец: отец отпустил сына к «судному дню», а сам, наверное, предчувствовал что-то страшное. В финале крест Джимми перевёрнут – знак культа и новой веры.

-5

Что же ещё такого особенного в этом зомби-фильме? Отзывы критиков говорят сами за себя. На агрегаторе Rotten Tomatoes у «28 лет спустя» на момент старта – 88% «свежести» (к тому же и зрительский рейтинг тоже солиден – 64%). Для сравнения: у оригинала «28 дней спустя» – 87% критиковых отзывов, 85% зрительских; у «28 недель» – всего 73% критиков и 66% публики.

Кассовые сборы: первые две части вместе собрали в мире около $140 млн (75 млн у «28 дней», 65 млн у «28 недель»). А новый фильм уже преодолел $150 млн (при бюджете всего $60 млн) – сразу рекорд для франшизы.

-6

Но цифры – лишь фон. Важно, что «28 лет спустя» ловит не просто гонит кровищу, а поднимает непростые темы. В центре оказывается доктор Келсон (Ральф Файнс), который не просто врач, а чуть ли не жрец: он собирает кости убитых и устраивает из них костяной храм. Зачем? «Это меме́нто мо́ри», – объясняет он, – «вспоминай смерть, чтобы помнить, как нужно любить».

-7

Этот «храм из костей» Келсона символичен: каждое череп, каждый скелет – напоминание о том, сколько всего ушло в загробный мир. В конце доктор отдаёт мальчику череп мамы, чтобы тот поставил его на вершину пирамиды – «чтобы она тоже была в этой истории памяти». Этот сакральный ход – не просто спецэффект, а ритуал, просящий зрителя подумать о жизни, любви и смерти в эпоху апокалипсиса.

-8

Что дальше?

Один из очевидных ответов — режиссёр Ниа Дакоста, продолжающая трилогию (её фильм выйдет через год). Именно она снимет заключительную часть «28 Years Later: The Bone Temple» (в оригинале «Костяной храм»), который уже отснят одновременно с первой частью и намечен на январь 2026.

-9

Кстати: ещё в марте 2024-го Гарленд подтвердил, что пишет целую трилогию, а Бойл и Киллиан Мёрфи (будущий исполнительный продюсер) объявили, что «сценарий готов». Так что продолжение будет: нам обещают полную концовку истории.

Но участие Киллиана Мёрфи (означенного «Джимми» 2002 года) в качестве актёра, увы, исключено. Судя по всему, его роли ограничились «зарегистрировать эту легенду», а ближе к экрану подведут других героев.

Как вам фильм? Что понравилось, а что не понравилось?