Найти в Дзене
Книжная башня

Путешествие к истокам, или "Фосс" Патрика Уайта

КНИГА В СПИСКАХ: Патрик Уайт – австралийский писатель 20 века и нобелевский лауреат по литературе. Он написал приличное количество прозы, самым известным из которой является его выдающийся роман «Фосс». По сюжету романа, в середине 19 века в Австралии затевается экспедиция вглубь континента с целью составить его первую полную карту. За дело берется амбициозный и странноватый немец Иоганн Фосс, специально приехавший для этого в Австралию. В Сиднее он знакомится с Лорой Тревельян, дочерью местного коммерсанта, и влюбляется в нее. Собрав команду из семерых человек, включая себя, Фосс отправляется в трудное и опасное путешествие. Роман небольшой по объему, фабула на первый взгляд проста, а сюжетная линия несложная. Но все это на поверхности. В глубине спрятано кое-что другое. Для начала стоит отметить, что Уайт изящно и красиво выплетает нить текста. Повествование нарочито простое, то есть прикидывается обычной историей путешествия. В произведении описывается подготовка к экспедиции, отнош

КНИГА В СПИСКАХ:

Патрик Уайт – австралийский писатель 20 века и нобелевский лауреат по литературе. Он написал приличное количество прозы, самым известным из которой является его выдающийся роман «Фосс».

По сюжету романа, в середине 19 века в Австралии затевается экспедиция вглубь континента с целью составить его первую полную карту. За дело берется амбициозный и странноватый немец Иоганн Фосс, специально приехавший для этого в Австралию. В Сиднее он знакомится с Лорой Тревельян, дочерью местного коммерсанта, и влюбляется в нее. Собрав команду из семерых человек, включая себя, Фосс отправляется в трудное и опасное путешествие. Роман небольшой по объему, фабула на первый взгляд проста, а сюжетная линия несложная.

Но все это на поверхности. В глубине спрятано кое-что другое.

Для начала стоит отметить, что Уайт изящно и красиво выплетает нить текста. Повествование нарочито простое, то есть прикидывается обычной историей путешествия. В произведении описывается подготовка к экспедиции, отношения двух вроде бы несовместимых людей (Фосс и Лора), сам ход экспедиции, за которым очень интересно следить. Кажется, что это история в духе Джека Лондона про сильных духом людей, покорителей природы, отважных исследователей, вечно пребывающих в борьбе с обстоятельствами и обществом. Безусловно, Фосс и его компаньоны столкнется с массой препятствий, чрезвычайных происшествий, проблемами и смертельной опасностью. И будут их преодолевать.

Однако постепенно, то тут, то там, по мере развития сюжета в тексте разбросаны разнообразные маркеры, которые подсвечивают иной смысл. Это может быть внутренний монолог, воспоминание, яркая и точная метафора, не нужное вроде бы действие или описание элемента внешнего мира. И по мере накопления таких «хлебных крошек» сквозь каркас приключенческого сюжета перед нами начинает проступать что-то целостное, но мерцающее, как мираж в полуденный зной в пустыне.

По стилю роман очень поход на прозу Джозефа Конрада, особенно на его известную повесть «Сердце тьмы». Здесь точно так же, как и в ней, приключение и путешествие является лишь формой, оболочкой, в которую упакована философская притча о природе человеческого. И это – ключ к пониманию «Фосса». Есть писатели, которые раскрывают человека через взаимодействие с обществом, есть те, кто делает это через природу, есть писатели-визионеры и эскаписты. Уайт берет немного из двух последних опций. С одной стороны, важную роль у него играет путешествие, дикая природа и опасные аборигены, они важны, но это декорация, на фоне которой строится основное действие, и оно лежит не столько вовне, сколько между и внутри. Все события – лишь триггер для понимания внутреннего мира героя и его возлюбленной.

Само же путешествие – метафора внутреннего просветления. Фосс уходит от общества и цивилизации, чтобы проверить свою силу и понять, божество ли он. Его харизма, его мотивация и влияние личности настолько мощны, что влекут за собой других, но рано или поздно он должен пройти испытание истиной. Выдержит ли его Фосс? Ради чего он идет по пустыне, терпит лишения, голод и болезни? Какова его истинная цель? Понятно, что это никакая не карта континента, за ней стоит нечто иное, персональное богоборчество, желание выйти за предел. Белый человек приходит в дикий мир и хочет он того или нет, но становится его частью, а значит, должен занять в нем определенное место. Но кто будет определять это место, кто совершит выбор? Пустыня внутри сливается с пустыней снаружи.

Насыщенный метафорами, изобилующий сюрреалистическими сценами, этот роман-путешествие вглубь австралийского континента является одновременно притчей о поиске человеком себя, обретении своего истинного предназначения, поиске конечного места, принятии судьбы, выборе и предопределении.

Вероятно, Фосс все знал и понимал с самого начала. Слабый по отношению к обществу, он уходит туда, где его истинное место, какой бы ни была конечная участь. Но парадокс состоит в том, что сила Фосса – то, что придало ему энергию – была бы невозможна без высокого чувства к той, которая тоже оказывается достаточно сильна, чтобы уметь ждать. Со временем такие люди становятся легендами.