Труды Роско Паунда неизвестны российскому читателю, не владеющему английским языком. Вооружившись интернет-переводчиком, предоставим читателю возможность познакомиться с пересказами отрывков из его произведений.
Термин “закон” (право) может использоваться для обозначения всех трех вышеперечисленных понятий, а именно: системы всех действующих правовых предписаний (1); всей правовой системы (2); правопорядка в целом (3). В большинстве случаев при обсуждении “закона и морали” рассуждают об отношении морали или нравственности, или того и другого, к правовому порядку или к органу власти, говорят о материалах (пособиях и лекциях) для руководства судебными и административными действиями, или для судебного процесса, или для всех трех видов деятельности. Аналогичным образом, когда мы говорим о “науке права”, пишет Роско Паунд, мы можем говорить об организованную совокупности знаний об авторитетных материалах судебного и административного характера, как это делали юристы-аналитики в XIX веке. Однако в последнее время мы, скорее всего, имеем в виду совокупность знаний или исследований, в которых правовой порядок, авторитетные материалы для руководства судьями и должностными лицами, а также судебные и административные процессы — все это каким-то образом рассматривается как составляющее единый предмет - материалы и процессы государственного управления. систематическое упорядочение человеческих отношений политически организованным обществом.
ЧТО ТАКОЕ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ?
Могут ли эти три идеи - правовой порядок, совокупность авторитетных оснований для принятия решений и предсказаний, а также судебные и административные процессы - быть объединены таким образом, чтобы стать предметом одной науки? Возможно, их объединяет идея социального контроля. Роско Паунд пишет, что не использует термин "закон" (право) в том смысле, в каком его используют некоторые экономисты, а именно для обозначения сознательно планируемого руководства экономическими процессами теми, кто обладает силой политически организованного общества.
Роско Паунд использует термин "закон" в более широком смысле, в котором этот термин впервые был введен в обиход профессором Россом, с которым Роско Паунду посчастливилось работать в качестве коллеги в Небраске и которому Роско Паунд обязан своим настоящим началом в науке об обществе. В этом смысле "закон" (право) означает контроль над каждым из нас посредством давления со стороны его собратьев, будь то бессознательный и непроизвольный или прямой и целенаправленный.
Именно это давление, становящееся все более организованным и направленным, установило и поддерживает нашу власть над человеческой природой. Любой социальный контроль не является законом в юридическом смысле и не достигается с помощью закона. Религия, этические обычаи, дисциплина родственных групп, религиозные организации и разного рода добровольные объединения также являются органами социального контроля. Сфера юриспруденции - это социальный контроль посредством систематического применения силы политически организованного общества. Это порождает правовой порядок, для этого требуется совокупность авторитетных материалов, в которых трибуналы должны находить основания для вынесения решений, а в развитом правовом порядке это требует судебного и административного процесса, допускающего разумное предсказание.
Следовательно, под термином “наука права” мы понимаем организованную и критически контролируемую совокупность знаний как о правовых институтах и правовых предписаниях, так и о правовом порядке, то есть о правовом устройстве общества. Мы должны изучить как саму задачу, социальный контроль посредством правового регулирования человеческих отношений в обществе, так и средства, правовые институты, право в смысле свода законов, а также судебные и административные процессы. Ибо невозможно разделить цель и средства в любом исследовании, которое позволит овладеть и тем, и другим. Концепция процесса как предмета юриспруденции появилась недавно. В прошлом веке юристы думали о науке, изучающей законы. Сегодня существует тенденция думать о науке достижения социального контроля с помощью законов.
В этом смысле мы можем говорить о науке регулирования человеческих отношений посредством государственного отправления правосудия, или, более конкретно, о науке обеспечения интересов в цивилизованном обществе посредством упорядоченного судебного и административного регулирования отношений.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Развитую правовую систему — а мы рассматриваем неразвитые системы только потому и в той мере, в какой они позволяют нам понимать развитые системы и относиться к ним с научной точки зрения, — можно рассматривать с четырех точек зрения.
Аналитический. Этот метод заключается в изучении структуры, предмета и предписаний правовой системы, чтобы путем анализа прийти к принципам, теориям и концепциям, которые она логически предполагает, и систематизировать авторитетные материалы судебных и административных решений на этой логической основе. Она постулирует или принимает за идеал совокупность логически взаимосвязанных предписаний.
Это всего лишь постулат или, возможно, идеал. Никогда не существовало такой полностью взаимозависимой совокупности предписаний. Но этот постулат полезен для того, чтобы сделать свод законов доступным для изучения и разъяснения, а его предписания - разумными. Это старейший метод научной интерпретации конкретного свода законов.
После сравнения прецедентов и, следовательно, правил в конкретной системе следующим шагом является сравнение правил различных систем путем анализа и формулирование общих принципов права, т.е. авторитетных исходных положений, то есть авторитетных отправных точек для рассуждений. Когда это сделано, мы получаем науку о праве. Нечто подобное можно увидеть в римском праве поздних лет республики.
Историческое. Этот метод заключается в исследовании исторического происхождения и развития правовой системы и ее институтов, доктрин и предписаний, обращении к прошлому права для раскрытия принципов современного права и попытке систематизировать авторитетные материалы судебных и административных действий на основе это исторически сложившиеся материалы. Она постулирует непрерывность развития, кульминацией которого являются авторитетные юридические материалы того времени и того места.
Сравнительный метод - это последний из трех методов, признанных в прошлом столетии (то есть аналитический, исторический и философский), который развивался как метод научной обработки конкретной системы. Как метод общей юридической науки, он появился после философского метода и в отличие от него. В классическом римском праве существует только предположение об этом методе. Пионером этого метода является Куяций (он же Жак Кюжа) (1522-1590) в XVI веке.
Философский. Этот метод заключается в изучении философских основ институтов и доктрин правовой системы и ее идеального элемента. Он направлен на достижение философских предпосылок правовой системы, а также на понимание и организацию ее идеального элемента с помощью философии. В нем постулируются идеалы закона, или цели правового порядка, в соответствии с которыми институты, доктрины и предписания могут оцениваться и подвергаться критике.
В историческом плане это второй метод, разработанный при научном рассмотрении конкретных систем. Сочетание этого метода с аналитическим, благодаря контакту греческих философов и римских юристов в поздние годы Римской республики и в классический период римского права (от Августа до Александра Севера с первого по третий век), положило начало общей науке права. Следовательно, философский метод является старейшим и наиболее продолжительным методом юриспруденции. Он доминировал в юридической науке Рима со времен Цицерона и преобладал в юридической науке современного мира с семнадцатого по девятнадцатый век.
Обратите внимание, что эти три метода, применявшиеся в XIX веке, полагают правом (законом) естественное право XVIII века (т.е. идеальную совокупность предписаний, более или менее несовершенным определением которых является закон времени и места), либо либо исходят из метафизическую теории права как реализации некой идеи. Естественный закон должен быть отыскан, или идея и ее следствия должны быть достигнуты одним из этих трех методов.
Социологический Этот метод заключается в изучении правовой системы функционально, как социального инструмента, как части социального контроля, и изучении ее институтов, доктрин и предписаний в отношении социальных целей, которым они должны служить. Предполагается, что право является специализированным органом социального контроля.
Этот метод только начал разрабатываться и применяться. Пионером является покойный Ойген Эрлих, проводивший семинар по живому праву в Черновцах. Недавно он начал применяться в Америке. Применительно к изучению правовых систем в целом эти четыре метода являются методами юриспруденции.
Многие также называют все названные методы сравнительным методом, хотя термин "сравнительное правоведение" уже не так популярен, как раньше. Его стали использовать как отдельный метод.
Продолжение следует