Найти в Дзене
Гедеонова Сансара

День российского кино

#ДеньРоссийскогоКино, #Кинообзор, #БогВКино, #МистическоеКино, #Дозоры, #НебесныйСуд, #МонахИБес, #Досталь, #Арабов Ко дню российского кино публикую кое-что из своего лонгрида о российском религиозном и мистическом кино, так и не опубликованном полностью из-за зловредности и капризности редакционной политики некоторых чрезмерно амбициозных до неприличия и опухших от гюбриса СМИ. Пожалуй, нельзя начинать эту тему, не упомянув самое громкое кинособытие начала нового века – дилогию «Дозоров». С момента выхода «Ночного дозора» прошло уже двадцать лет. Фильм был весьма успешен у зрителей, собрав кассу, более чем в 10 раз превысившую стоимость съёмок и поставил рекорд для своего времени. Успех дилогии можно объяснить сочетанием нескольких факторов, в первую очередь талантом Сергея Лукьяненко как отменного фантаста и режиссёрским даром Тимура Бекмамбетова, звёздным актёрским составом и фактически революционной новизной сюжета и жанра, стоимостью проекта и профессионализмом постановки. «Ночн

#ДеньРоссийскогоКино, #Кинообзор, #БогВКино, #МистическоеКино, #Дозоры, #НебесныйСуд, #МонахИБес, #Досталь, #Арабов

Ко дню российского кино публикую кое-что из своего лонгрида о российском религиозном и мистическом кино, так и не опубликованном полностью из-за зловредности и капризности редакционной политики некоторых чрезмерно амбициозных до неприличия и опухших от гюбриса СМИ.

Пожалуй, нельзя начинать эту тему, не упомянув самое громкое кинособытие начала нового века – дилогию «Дозоров». С момента выхода «Ночного дозора» прошло уже двадцать лет. Фильм был весьма успешен у зрителей, собрав кассу, более чем в 10 раз превысившую стоимость съёмок и поставил рекорд для своего времени. Успех дилогии можно объяснить сочетанием нескольких факторов, в первую очередь талантом Сергея Лукьяненко как отменного фантаста и режиссёрским даром Тимура Бекмамбетова, звёздным актёрским составом и фактически революционной новизной сюжета и жанра, стоимостью проекта и профессионализмом постановки.

-2

«Ночной Дозор» во многом определил или предвосхитил развитие жанра фантастическо-мистического кино. Суть сюжета, основанного на первом из серии романов популярного фантаста Сергея Лукьяненко о Дозорах – существование параллельного обычному мира, или дополнительного измерения реальности, невидимой простым людям. В нём живут и действуют Иные – своего рода сверхлюди со сверхспособностями, которые делятся на Тёмных и Светлых. Первые, обобщённо говоря, эгоисты, ратующие за индивидуалистические выгоды и свободу воли, вторые – альтруисты, приоритетом для которых является защита простых смертных и очищение мира от зла. Оба типа Иных энергетически подкармливаются за счёт обычных людей, но Светлые – за счёт положительных эмоций, а Тёмные - отрицательных. В стародавние времена для сохранения мира от полного разрушения между Темными и Светлыми было заключено перемирие, и Ночной и Дневной Дозоры блюдут его соблюдение. Мораль проста – в мире не просто существует добро и зло, их олицетворяют и в некотором смысле несут в себе и даже воплощают конкретные личности. Среди множества обычных людей встречаются особенные, сверхлюди, маги – привет от «вселенной Дозоров» Поттериане с её магглами и магами. Помимо своих уникальных сверхспособностей, эти особенные ответственны в том числе и за мир в обычном мире.

 

-3

Весьма любопытным был мини-сериал «Небесный суд», выдержавший два сезона (2012-2014), и по мотивам первого был даже выпущен полнометражный фильм.

«Небесный суд» формально – это ироническая комедия о жизни после смерти, а точнее о посмертном суде, который здесь совсем не страшный, а забавный, с одной стороны, и в то же время заставляющий задуматься. Задуматься нас, ещё живых. На самом деле сюжет «Суда» весьма глубок для развлекательного кино.

Ведь на этом суде и в дальнейшем посмертии очень специфическая логистика и онтология. Сам суд устроен по прообразу суда земного, с судьёй, прокурором, адвокатом и присяжными. Усопший по итогам судебных прений отправляется в «сектор покоя» вместо рая или в «сектор раздумий», альтернативный аду. А решающее значение имеет последний поступок человека, символическим образом отражающий и подытоживающий всю его предыдущую жизнь. Да, и все прочие поступки человека подобны «расходящимся кругам на воде, каждый из которых может стать последним», говорит новопреставленному судебная «хостесс».

-4

Рассмотрение дела новопреставленного должно быть произведено в период от его смерти до похорон.

Последние поступки бывают очень разными, а их толкование своеобразным – например, один старик перед смертью отравил кошку, а к тому же не верил в существование души – то есть согласно (анти)христианскому пониманию, считал кошку равной себе.

Или это могут быть и вовсе не деяния тела, но речи – например, ложь. Пытаясь обвинить нового несостоявшегося мужа своей новой жены, прокурор акцентирует внимание именно на том, что перед смертью он солгал, пусть и по мелочи.

Там придаётся большое значение снам – сны всех умерших, как и жизнь в яви, записаны по старинке на плёнку и их можно при желании посмотреть, а живущих родственников можно навестить во сне, или даже призвать спящего на суд в качестве свидетеля.

В тоже время сотрудники судебной инстанции могут при необходимости отправляться в мир живых, используя временные тела – «скафандры».

Живым усопший может также послать птичку в качестве прощального привета, хотя «это не приветствуется».

Перед нами далеко не христианская идеологема, а без пяти минут буддийская, ведь и там «ад» и «рай» лишь переживания сознания, а какое из них нам суждено после смерти, действительно зависит от состояния сознания умирающего. Которое, в свою очередь, есть результирующий итог всех мыслей и устремлений человека на протяжении всей жизни…

Кошки с буддийской точки зрения хоть точно так же и НЕ обладают душой, как и человек, но являются живыми и чувствующими существами, посему убийство кошки тоже совсем не благой поступок. Сон в буддизме считается одним из основных состояний сознания, наряду с бодрствованием и посмертным бытием.

-5

Все сотрудники Небесного суда – такие же усопшие, по каким-то причинам или соображениям назначенные на эти должности. Так, один из главных героев – прокурор Андрей в исполнении Константина Хабенского при жизни был успешным юристом. И так уж забавно вышло, что с адвокатом Вениамином они дружат – например, пьют пиво в местном баре после судебного заседания. Пиво, правда, «фейковое», бутафорское, как и виски, и кефир, как и всё в этом посмертии – и это вновь отсылающая зрителя к буддийской концепции иллюзорности пасхалка. И тоскующие по «реальным» земным ощущениям усопшие заказывают их у контрабандистов с этого света.

Например, у мафиозной семейки Аморе, помимо междусветного контрафакта известной и амурным промыслом – они, как мифологические Амуры, подстреливали будущих жертв любви, только из раритетных пистолетов.

Некоторых усопших даже возвращают обратно в мир живых для исправления прижизненных ошибок!

А усопших сотрудников иногда отправляют на курсы профилактики гордыни – «излюбленного» в христианстве греха.

Все участники судебного процесса постоянно сосут конфеты и угощают ими друг друга – видимо, чтобы подсластить горечь о утраченном земном «рае», также, как частенько заедают сладким печали и горести при жизни.

«Монах и бес», 2016

«Мона́х и бес» — российский трагикомедийный фильм-притча, поставленный режиссёром Николаем Досталем по сценарию своего завсегдашнего соработника Юрия Арабова, почившего недавно вслед за своим бессменным напарником - это его последняя картина. Премьера состоялась в июне 2016 года на Московском международном кинофестивале. В прокат фильм вышел 8 сентября 2016 года.

Фильм снят на стыке жанров: это религиозно-фантастическая трагикомедия с элементами мистики в духе произведений Гоголя и Лескова.

-6

События разворачиваются в России в царствование Николая I. В мужском монастыре появляется новый подозрительный насельник Иван, Семёнов сын, совершающий чудеса. Настоятель монастыря с трудом сдерживает Ивана, сомневаясь в божественной природе его способностей. На чудесного монаха приезжает посмотреть сам император.

По ходу повествования зритель узнаёт, что Ивана искушает бес по имени Легион — это он на самом деле творит чудеса. Иван притворяется, что готов «поклониться» Легиону и отдать ему свою душу, если тот доставит его на Святую Землю. Легион неохотно на это соглашается (по его словам, бесам находиться в Святом городе не положено и с трудом переносимо) и по воздуху переносит Ивана в Иерусалим.

-7

Иван видит, что на городском рынке активно «торгуют Христом» — сувенирами, выдаваемыми за настоящие реликвии: там продают гвозди и доски «с Креста Господня», терновые венцы и другие подделки. Иван в бешенной ярости переворачивает прилавки, пытаясь «изгнать торговцев», как когда-то сделал Спаситель. Однако его жестоко избивают, и только чёрная магия Легиона исцеляет его и спасает ему жизнь.

Иван отправляется поклониться Гробу Господню и насильно увлекает за собой Легиона. После этого бес очеловечивается, теряет свою магическую силу и едва не погибает. Вдвоём они по морю и суше возвращаются в Россию. Дома их принимают за бродяг, жестоко секут плетьми и бросают в тюрьму, где Иван умирает от ран. Его душа возносится на небеса.

Легион, окончательно уверовав и став человеком, приходит в тот самый монастырь, где началась история, чтобы стать очередным послушником. Игумен принимает его, и новый монах занимает место Ивана.

-8

Продолжение воспоследует...