Найти в Дзене
Qlever Solutions

Глубокая аналитика цен для торговой сети. Как BI-приложение помогло сократить штрафы за несовпадение ценников с ценами на кассах

Рассказываем, как специалисты Qlever Solutions разработали для крупной торговой сети BI-приложение для глубокой аналитики акционных цен отслеживания ошибок при смене ценников в залах. Российский франчайзи крупнейшей в мире сети розничной торговли из порядка 15 000 магазинов, расположенных в 48 странах. В супермаркетах представлены продукты питания, напитки, хозяйственные товары, продукция собственного производства. Чтобы удержать клиентов в условиях высококонкурентного рынка торговая сеть прибегает к стимулирующему ценообразованию. Категорийные менеджеры сети регулярно запускают промоакции, распродажи, скидки и бонусные программы для всего ассортимента товаров в разных магазинах.
Порой рынок меняется так стремительно, что принимать решение о запуске новой акции необходимо здесь и сейчас. 
Для всех промо-активностей менеджеры формируют в 1С документы-регистраторы предложений на акции, согласно которым цены обновляются в зале и в кассах. Регистратор 1С – это таблица с информацией и о
Оглавление

Рассказываем, как специалисты Qlever Solutions разработали для крупной торговой сети BI-приложение для глубокой аналитики акционных цен отслеживания ошибок при смене ценников в залах.

Клиент

Российский франчайзи крупнейшей в мире сети розничной торговли из порядка 15 000 магазинов, расположенных в 48 странах. В супермаркетах представлены продукты питания, напитки, хозяйственные товары, продукция собственного производства.

Ситуация

Чтобы удержать клиентов в условиях высококонкурентного рынка торговая сеть прибегает к стимулирующему ценообразованию. Категорийные менеджеры сети регулярно запускают промоакции, распродажи, скидки и бонусные программы для всего ассортимента товаров в разных магазинах.

Порой рынок меняется так стремительно, что принимать решение о запуске новой акции необходимо здесь и сейчас. 

Для всех промо-активностей менеджеры формируют в 1С документы-регистраторы предложений на акции, согласно которым цены обновляются в зале и в кассах. Регистратор 1С – это таблица с информацией и описанием разрезов, в которых она хранится. 

Возможности системы 1С недостаточно широки для того, чтобы автоматизировать ценообразование и синхронизировать изменения цен в зале и в кассовой системе.
К тому же, у менеджеров нет возможности свести все данные в единый формат и анализировать цены из регистраторов в виде сводных отчетов.

Это приводит к ошибкам при смене ценников и потерям денег для торговой сети.

  • Акции запускают невовремя

Для того, чтобы запланировать новые акции и проанализировать динамику цен в будущем, менеджерам приходится вручную просматривать регистраторы 1С по каждой активности. Ручной труд отнимает у сотрудников ценное время и тормозит запуск новых акций. Компания теряет покупателей, которые успевают купить товар по выгодной цене у конкурента.

  • Акционная цена оказывается выше регулярной

Категорийные менеджеры вынуждены внимательно сверять фактические и акционные цены на тысячи номенклатур товаров.
Человеческий фактор и предыдущие ошибки, допущенные при вводе цен в 1С, приводит к тому, что менеджер случайно выставляет акционную цену выше, чем обычная цена на товар.

  • Цены в кассе не соответствуют ценникам

Еще одним следствием обилия документов становится путаница в ценах на кассе и в торговом зале. 
Иногда коммерческий отдел принимает решение срочно изменить условия акции. Например, прекратить месячную акцию на неделю раньше, так как в новых условиях спроса это принесет больший экономический эффект. 

Менеджер вносит информацию о завершении акции в 1С, и технически в системе формируется два документа на один и тот же товар, в одном и том же магазине, на одну и ту же дату, но с разной ценой. 
На кассу поступает обновленная цена на товар, а в торговом зале остается старый акционный ценник. Покупатель рассчитывает приобрести товар со скидкой, на кассе слышит более высокую сумму, и ситуация заканчивается, в лучшем случае, испорченным настроением и потерянной продажей. 

Бывают и более неприятные исходы таких ошибок.

 Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс признают ценник публичной офертой, то есть договором сотрудничества, который должен быть соблюден.
В противном случае, покупатель может подать на ритейлера в суд, и предприятие розничной торговли оплатит до 50 000 руб. штрафа за продажу товара по цене выше, чем указанно в ценнике. 

Торговые сети ежедневно реализуют миллионы товаров, и штрафы за ценники могут исчисляться сотнями тысяч.

  • Сотрудники зала получают невыполнимые задачи

Кажется, что проблему штрафов можно решить своевременной заменой ценников, но порой ошибки в акциях и слишком частая смена цен в системе приводят к невыполнимым задачам для мерчандайзеров.

Например, согласно задвоившимся документам выходит, что мерчандайзерам нужно поменять 5000 ценников в разных магазинах сети за один день или 1700 раз изменить цену на один товар за месяц.

Это невозможно физически, а значит, категорийный менеджер совершил ошибку, когда вносил данные о промо-активности в 1С. 

*** 
 Из-за возникающих ошибок, категорийным менеджерам сети стало сложно проводить ценовые эксперименты и эффективно управлять ассортиментом товаров.

Руководство сети приняло решение о разработке аналитического приложения, которое позволило бы:

  • Получить детальную аналитику по ценовой политике компании
  • Отслеживать фактические цены и цены на кассе
  • Анализировать количество допущенных за период ошибок в ценах в зависимости от торговой точки или товара
  • Своевременно передавать информацию об изменениях в филиалы сети

Проект был реализован компанией Qlever Solutions на базе существующей в сети BI-системы.

Решение

Источником данных для приложения стали БД 1С.
Преобразование данных для приложения происходит поэтапно (Extract, Transform, PreCalc).

Аналитическое приложение, разработанное специалистами Qlever, наглядно демонстрирует сводную информацию о допущенных ошибках в акционных ценах, а также более детализированную информацию о фактических, регулярных, акционных ценах, ценах на кассе для каждого товара.

1. Первый лист Приложения представляет собой информационную панель с визуализациями основных показателей:

  • Общее количество изменений регулярной и акционной цены
  • Количество ошибок в акциях, при которых акционная цена на товар оказалась выше регулярной
  • Динамика изменения акционных и регулярных цен по периодам в виде графиков
  • Круговая диаграмма общего количества изменений цен с разбивкой по категориям товаров
  • Таблица Изменение цен по магазинам, где максимальное количество изменений по каждому магазину подсвечивается ярко-красным цветом
  • Столбчатая диаграмма с накоплением с разбивкой по типам ошибок для каждой торговой точки
  • Таблица Количество ошибок по номенклатурам с детализацией изменений цены и ошибок по каждому товару сети

-2

2. Второй лист Приложения представляет собой конструктор с возможностью фильтрации

-3

Глубокая детализация в таблице позволяет исследовать цены по разным выборкам:

  • Сеть магазинов
  • № Магазина
  • Населенный пункт
  • Торговая площадь
  • Тип магазина
  • Класс магазина
  • Поставщик
  • Вид ассортимента
  • Группа магазинов
  • Тип акции
  • Дата
  • Год
  • Месяц
  • Неделя
  • Категория
  • Подкатегория
  • Группа
  • Подгруппа
  • Товар
  • Код товара

Особенностью приложения является отображение данных в календаре не только за прошлый период и текущий день, но и согласно плану акций за будущий период в 3 месяца.

Полученные результаты

В результате работы команды Qlever Solutions, заказчик получил инструмент для глубокой аналитики акционных цен всех магазинов сети. 

Приложение позволяет отслеживать динамику цен в разных разрезах и эффективно планировать дальнейшие акции для каждой конкретной торговой точки и товара. 

Визуализация количества разных типов ошибок и анализ в разрезах конкретных товаров и подразделений демонстрирует, в какой торговой точке чаще всего меняли цены и ошибались в назначении акционных цен.

На основе аналитики руководители могут обратить внимание на конкретный магазин и оптимизировать эффективность работы как ответственных категорийных менеджеров, так и мерчандайзеров на местах.

Оперативное отслеживание, сверка и отправка актуальных данных директорам магазинов и в кассовые системы помогли сократить количество ошибок с несовпадением цен на кассе и в ценнике в 1,87 раза, а значит, минимизировать риски штрафов за неверно указанные цены. 

Дальнейшим шагом в управлении качеством данных для компании станет внедрение DWH (КХД)– корпоративного хранилища данных. 
КХД предоставит единый доступ к данным о продажах и запасах на складах по всей сети и повысит конкурентные преимущества компании на рынке.

Источники и стек технологий

BI (Qlik), 1C

Функциональные области

Категорийный менеджмент, Управление продажами, Управление торговлей

Детальная аналитика ценообразования

Поможем вам извлечь максимальную ценность из данных