8 февраля 1980 года вышел фильм "Американский жиголо", прославивший Ричарда Гира и Джорджио Армани, и навсегда изменивший мужскую моду. Фильм рассказывает историю Джулиана Кея, занимающего высокое положение в сфере эскорт-услуг Лос-Анджелеса. В конечном итоге он оказывается втянутым в расследование убийства. Но фильм гораздо больше запомнился не историей главного героя, а его гардеробом.
В то время имя Джорджио Армани еще не было известным. Бывший продавец обуви, начинавший как дизайнер в компании Nino Cerruti, в середине 1970-х основал собственный бренд и искал возможности для продвижения своей одежды. Такой возможностью для него стало создание костюмов для Джона Траволты в фильме "Американский жиголо. Траволта покинул проект за две недели для начала съемок, и его место занял Ричард Гир. Вместо того, чтобы перешивать костюмы заново, их просто подогнали под фигуру Гира.
Вряд ли кто-то мог подумать, что эта кинокартина положит начало настоящей революции. Стильные образы Джулиана Кея ознаменовали собой переход от свободных воротничков и расклешенных брюк эпохи диско, к "второй коже" - новому облегающему стилю 80-х, при котором одежда близко прилегала к телу, но при этом была свободной.
Сам Армани говорил следующее:
Я оказался в положении революционера. Революционера, который всегда отстаивал право быть нормальным, быть на пике утонченности, быть в точке, где важны прежде всего детали. Таким образом, действуя методом исключения, методом удаления, используя обычные элементы, я, как говорят, перевернул само понятие элегантности. Моя революция не всегда была очевидна для всех, возможно, потому, что она была не такой драматичной, как большинство революций, какими они себя представляют, но со временем она оказалась гораздо более радикальной.
Армани привнес в мужскую одежду идею плавности и легкости движений. Он добился более свободного силуэта, а также облегчил костюм, заменив твид и фланель более мягкими тканями, такими как шерстяной креп. Льняные и шелковые костюмы стали частью и мужского гардероба. Армани создал эстетику роскошной, мягкой, сдержанной элегантности.
На протяжении всего фильма герой Гира носит самую разнообразную одежду: от формальной и вечерней, до домашней и повседневной. Хотя не вся одежда в фильме от Armani, большинство предметов гардероба Кея именно от этого бренда.
В сцене, когда Джулиан раскладывает свои костюмы на кровати, примеряя разные сочетания галстуков и рубашек, а затем любуется собой в зеркале, делая выбор, очевидно, что Джулиан любит свою одежду и что для него важен внешний вид. Это один из фильмов, в котором одежда играет важную роль, что во многом обеспечило успех Армани.
В своей книге Джорджио Армани писал:
Почти фетишистская сцена, в которой Ричард в роли Джулиана Кея выбирает, что надеть, в шкафу, полном моих творений, была более проникновенной и эффективной, чем целая серия рекламных роликов. Она создала легенду об Armani на международном уровне, потому что кино оставляет глубокий след в воображении зрителей, пробуждая их потаенные мысли.
Кроме того, это был один из первых случаев, когда мужская одежда в кино не была показана исключительно как функциональная. Джулиан полагается на свою одежду в плане создания образа, и это очевидно не только из того, как он относится к своей одежде в упомянутой выше сцене, но и из того, как он двигается. Он демонстрирует свою одежду всем, кто смотрит.
Одним из самых примечательных предметов одежды в фильме стал серый однобортный пиджак на одной пуговице. Это прекрасный пример того самого приталенного, но в тоже время свободного силуэта, которого Армани удалось добиться за счет отказа от подкладки и набивки своих костюмов, которые сковывали движения. Также Армани изменил способ вшивания рукава. На его костюмах была заметна разница в высоте между линией плеча и рукавом, благодаря чему не нужно было использовать подплечники.
У пиджака были узкие и короткие лацканы, пуговица расположена ближе к линии пояса. Итальянское влияние прослеживается в форме карманов. На каждой манжете было по три пуговицы. При ближайшем рассмотрении костюма можно увидеть микроклетку, которая создается за счет переплетения нитей.
Рубашка Джулиана к серому пиджаку также была серого, но более светлого оттенка из льна и шелка. Передняя планка пришита близко к краям, что отличается от традиционной английской планки. На груди у рубашки два накладных кармана без пуговиц, широкие манжеты плотно застегнуты на одну пуговицу. И Джулиан не носит майку.
Важную роль в гардеробе героя Гира играли и аксессуары. Шелковый зеленый галстук в крапинку, который был на несколько сантиметров длиннее, чем нужно, узкий серый кожаный ремень, серые кожаные лоферы, которые он носит с черными носками, часы, большие солнцезащитные очки в оправе под черепаховый панцирь и градиентными коричневыми линзами.
В хороших фильмах костюмы также играют роль в повествовании. В начале фильма герой Гира одет с иголочки, но по мере развития сюжета его одежда становится мятой и начинает смотреться более поношенной, отражая изменения, которые претерпевает его персонаж.
Гардероб Армани в "Американском жиголо" оказал огромное влияние на моду. Понимал это и сам маэстро. Он отмечал:
Начиная с "Американского жигало", мужчины и женщины обращались ко мне с интуитивным пониманием того, что естественная, неотъемлемая элегантность моих стилей поможет им сохранить статус звезд, и при этом все не превратится в какой-то цирк, как это обычно случалось. И я говорю это, не осуждая старый Голливуд, чьим могущественным воображаемым миром я всегда восхищался и чья сила соблазна околдовывала и удивляла меня в молодости. Но времена меняются.
Сегодня костюмы Джулиана Кея не кажутся чем-то революционным, они воспринимаются скорее более привычно, что говорит лишь о том, что Джорджио Армани удалось создать классику, которая всегда вне времени. Он стал Диором и Шанель в мире мужской моды.
А Ричард Гир позже вновь сиял в костюмах от Armani в другом, не менее знаменитом фильме из своей фильмографии "Красотка".