Каждый год 27 августа в нашей стране отмечается День российского кино. Дата выбрана не случайно: именно 27 августа 1919 года вышел декрет о национализации российской кинематографии, фактически ставший днём рождения отечественного кино. В этот праздничный день хочется вспомнить фильмы, которые греют душу и передают дух своей эпохи. Лично для меня такой самой тёплой эпохой стали ранние 2000-е годы – время, когда российский кинематограф переживал новое рождение и дарил нам особенные картины.
Я выросла на классических советских комедиях – смеялась над забавной Надеждой Румянцевой, все новогодние праздники смотрела фильмы Эльдара Рязанова, напевала песни мушкетёров и переживала из-за любовных страданий гардемаринов. Эти ленты навсегда останутся в моём сердце. Но в более сознательном возрасте именно «нулевые» (2000–е) стали тем периодом, о котором вспоминаю с особым теплом. Это время, когда наше кино вновь заговорило громко, на весь мир, а на экранах появились новые герои – близкие, современные и понятные. Хочется рассказать о фильмах-срезах той эпохи, которые непременно стоит показать вашим детям, чтобы объяснить им контекст этих лет. И, конечно, поделиться праздничным настроением – ведь сегодня наш общий кинодень!
Хоттабыч (2006) – старая сказка в современном исполнении
В 2006 году на экраны вышел «Хоттабыч» – озорная комедия, объединившая старую сказку о джинне с реалиями цифрового века. Сюжет знакомый с детства: могучий джинн Хоттабыч, выбравшись из древнего кувшина, готов исполнить любые три желания. Но на дворе XXI век, и хозяин джинна – не бедный мальчик, а продвинутый айтишник, московский хакер Генка. Вместе им предстоит разобраться с бандитами, спецслужбами и даже современной «любовью». Фильм стал своеобразным мостом между советской сказкой и новой интернет-эпохой. Критики отмечали, что создатели ленты ориентируются прежде всего на молодёжь, завлекая яркими компьютерными спецэффектами и «интернет-шутками», но при этом не изолируют героев в виртуальной резервации – находят способы показать и остальную российскую действительность, не всегда такую красочную, как экран монитора.
В результате получилась добродушная молодёжная комедия с изрядной долей самоиронии. Многие зрители моих лет вспоминают «Хоттабыча» с улыбкой: это ламповый привет из нулевых, когда кнопочные телефоны только входили в моду, а интернет казался чем-то почти волшебным. Владимир Толоконников в роли Джинна потрясающе смешной и трогательный – будто дедушка из прошлого, оказавшийся в мире компьютеров и онлайн-чатов. Да, кто-то может сказать, что фильм получился на один раз – «очень позитивный, хоть и одноразовый». Пусть так. Но свою задачу он выполнил: подарил нам веру в то, что чудо возможно даже в эпоху Wi-Fi, нужно лишь немного улыбки в душе.
Питер FM (2006) – романтика большого города и голоса из радиоприёмника
Ещё один тёплый фильм моего поколения – «Питер FM». Эта романтическая драма с Евгением Цыгановым и Екатериной Федуловой режиссёра Оксаны Бычковой вышла в том же 2006 году и сразу полюбилась зрителям своей атмосферой. Фильм буквально пропитан духом Санкт-Петербурга: летний дождь, крыши старых домов, прогулки по набережным, музыка питерских радиостанций. Критики не зря называли его «упоительным кино о молодости, жизни, любви и, конечно же, городе на Неве». Две параллельные истории – радиоведущая Маша и молодой архитектор Максим – переплетаются благодаря потерянному мобильному телефону. Герои ходят по одним и тем же улицам Питера, слышат голоса друг друга в радиоэфире, но никак не могут встретиться.
«Питер FM» – это фильм-настроение, очень легкий и светлый. Он родом из той эпохи, когда сотовые телефоны только начали объединять людей – и одновременно разъединять их, ведь вместо личной встречи можно позвонить или написать СМС. Картина показывает, как велик город и как тесно в нём переплетаются судьбы. Покажите этот фильм своим взрослеющим детям, чтобы они почувствовали, каким был мир до тотального распространения соцсетей: когда признание в любви можно было услышать в прямом радиоэфире, а случайный звонок менял жизни. При всей внешней простоте, в истории Маши и Максима есть глубокий подтекст. Это кино не только о юности и романтике — оно о растерянности перед будущим и неуверенности в себе, которые знакомы каждому поколению. Возможно, поэтому лента смотрится свежо даже сегодня. Она дарит надежду, что судьба найдёт способ свести вас с тем, кто действительно нужен, стоит лишь вовремя оглянуться по сторонам. И, конечно, вызывает нежность к прекрасному Питеру – городу, который в этом фильме не просто декорация, а полноценный герой и лукавый Купидон в одном лице.
Ночной дозор (2004) – первый блокбастер новой России
Начало нулевых подарило нам настоящее киноявление – фильм Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Его премьера в июле 2004 года стала поворотным моментом: впервые за долгое время отечественный фильм побил все рекорды популярности. Критики тогда назвали «Ночной дозор» первым российским блокбастером и вообще первым успешным проектом нового отечественного кино, с которого началось возрождение интереса зрителей к родным фильмам. И правда – картина совершила маленькое чудо, вернув зрителю веру в российское кино. Представьте: зал, набитый молодежью, которая раньше бегала только на голливудские хиты, вдруг аплодирует фильму по роману нашего писателя (и члена Общественной палаты РФ) Сергея Лукьяненко. Я отлично помню эту волну восторга и гордости!
«Ночной дозор» – мистика, фантастика, экшен, всё сразу. Ночная Москва, где на страже баланса Света и Тьмы стоят современные «магические патрули» – сюжет смелый и необычайно близкий российскому менталитету. Главный герой Антон Городецкий (Константин Хабенский) – самый что ни на есть наш герой: немного измученный, сомневающийся интеллигент, который не прочь при случае выпить, но готов драться с вампирами, чтобы защитить добро. Не мудрено, что зрители полюбили его всем сердцем. Картина собрала в российских кинотеатрах более $16 миллионов, обогнав в нашем прокате таких западных гигантов, как «Властелин колец» и «Троя». «Мы, зрители и киноделы, после «Ночного дозора» уже никогда не будем прежними», – как метко заметил один обозреватель тех лет. Фильм показал, что наш кинематограф может быть зрелищным, стильным и успешным, не теряя при этом своей «русской души». Недаром даже за океаном лентой восхищались – ей аплодировали Квентин Тарантино и Джеймс Ганн, а студия Fox вскоре взяла Бекмамбетова на заметку. Для моего поколения «Ночной дозор» – символ того, как наши мечты о большом кино стали реальностью.
Дневной дозор (2005) – продолжение легенды эпохи
Успех «Ночного дозора» открыл двери продолжению – уже через полтора года мы все ринулись в кино на «Дневной дозор» (2005). И если первая часть была выстрелом, то вторая стала праздничным фейерверком. Бюджет вырос, масштаб сцен расширился до невиданных высот: тут вам и запоминающийся проезд по отвесной стене гостиницы «Космос», и обрушение Останкинской башни, и магический «Мел судьбы», меняющий реальность, но хранящийся в самом неожиданном месте. Фильм побил кассовые рекорды: всего за 15 дней проката он заработал 26 миллионов долларов, что по тем временам было абсолютным рекордом сборов российского кино. Более 6 миллионов зрителей поспешили увидеть долгожданный сиквел на большом экране.
Конечно, «Дневной дозор» получился ещё более сумбурным и эклектичным, чем первая часть. Как очень верно подмечает в самом фильме мудрая ведьма Дарья, «вот такой вот вышел винегрет» – причудливая смесь всего и вся. Но, согласитесь, это именно тот «винегрет», который в нашем кинематографе пробуешь нечасто – и потому он особенно ценен. Картина осталась верна духу эпохи: максимум драйва, смелости, самоиронии. Здесь нашлось место и эпичной битве Светлых и Тёмных, и тонким лирическим моментам (линия любви Антона и Светланы), и фирменному юмору Бекмамбетова. Герои «Дозоров» окончательно стали народными любимцами – их образы цитировали, пародировали, с ними ассоциировали себя молодые зрители. А для российского кино индустриальный успех «Дневного дозора» был ещё одним доказательством: мы можем снимать кино, способное соревноваться с мировым.
Мне бы хотелось, чтобы наши дети увидели не только фантастические сюжеты, но и понимали контекст наших нулевых. В «Дозорах» – это контраст между новой, стремительной Москвой и вечным моральным выбором между добром и злом, который близок любому русскому сердцу. В «Питере FM» – романтика старого Петербурга на пороге мобильной эпохи, где один звонок менял судьбы. В «Хоттабыче» – столкновение вековой мудрости сказки с дерзостью молодого «цифрового» поколения. Эти фильмы – как капсула времени. Они рассказывают о том, чем жила наша страна около двадцати лет назад: во что мы верили, о чём мечтали, над чем смеялись.
Заключение: ностальгия со взглядом в будущее
Сегодня, в День российского кино, я от всей души поздравляю всех, кто любит наши фильмы, кто вырос на них, как выросла я, и кто знакомит с ними своих детей. Российский кинематограф прошёл долгий путь – от первых чёрно-белых лент начала XX века через выдающиеся достижения советского кинематографа до современного цифрового кино. В каждых десятилетиях есть свои жемчужины. Но для меня лично нулевые годы останутся самым тёплым временем, когда на экране чудесным образом уживались джинн в «советской» квартире, архитектор на питерской крыше и ночной патруль в московских дворах. Эти фильмы учат добру, дружбе, смелости быть собой – ценностям, которые вне времени и задает те нравственно-эстетические и духовные образцы, которым следует поучиться молодому поколению кинематографистов.
Так поднимем же сегодня виртуальный тост за наше кино! Пусть новые поколения зрителей тоже находят в отечественных фильмах отражение своей жизни и получают от этого радость. С праздником, друзья, с Днём российского кино! Давайте вместе пересмотрим любимые старые фильмы и будем ждать новые, такие же душевные и яркие. Ведь главное – кино нас объединяет, сквозь годы и эпохи. С праздником!