Я люблю классические игры прошлого. Регулярно запускаю и ностальгирую по ушедшей эпохе. Сейчас тоже выходит много качественных проектов, но их сильно упростили и заточили под массового игрока. Примитивность и яркость картинки пришли на смену механикам и погружению. Есть исключения, но они редки и недолговечны. У легендарных шедевров прошлого есть изъян — они создавались под маленькие экраны и морально устаревшие технологии. В голове регулярно возникает мысль взять старую игру с обновлённой картинкой.
Пару месяцев назад рассматривал вариант адаптации под современные реалии для любимой игры, но у идеи есть существенный минус: это не универсальное решение для широкого круга, а специфический вариант для конкретного тайтла.
Подобную практику трудно масштабировать. Пара игр — и начинай искать новый рецепт с нуля. Но есть выход, простой и понятный.
Эпоха ремастеров и переизданий
Буквально вчера в релиз вышли Gears of War и Metal Gear Solid Delta. Несколькими неделями ранее мы познакомились с Warhammer 40000: Space Marine и Dawn of War. До этого Bethesda порадовала аудиторию The Elder Scrolls IV: Oblivion. Пока одни кричат, что классические игры им не нужны, другие причмокивают за обе щёки и просят добавки. За последние 30 лет были созданы тысячи игр, забытых через пару недель после релиза. В погоне за новинками геймеры пропускали сотни достойных проектов. Но есть нюанс.
Издатели чувствуют потребность огромных масс в хороших продуктах, но не готовы вкладываться в них. Понятие «и так скушают» относится не только к свежим проектам, но и к шедеврам прошлого. Настолько наплевательского отношения к потребителям нет ни в одной другой индустрии. Когда выходит бесплатное обновление графики, ещё можно понять «как смогли, так и сделали», но брать за это деньги — кощунство.
Heroes III HD Edition
В 2015 году Ubisoft переиздала классику былых времён. Игра получила массу критики, и французы забили болт на серию. Между тем была проделана колоссальная работа по ручной перерисовке всего контента. Не апскейл, а именно перерисовка. Тут нужно уточнение, которое многие не понимают: игра изначально создавалась под ЭЛТ-мониторы, где не было понятия «пиксель», а переиздание делалось под ЖК с чёткой градацией цвета. Полутона, переходы, сглаживание, лесенки и апскейл существенно отличаются в разных технологиях — и им удалось перенести «душу» в новое поколение. Но это не оценили…
Трилогия Grand Theft Auto 3 Remaster
Не играл ни в одну часть «автоугонщика», но взял релиз для наглядности. Тот случай, когда игру не перерисовывали, а занимались автоматическим растягиванием текстур с прикручиванием современных фишек. Провернули грязное дело и выпустили в платный релиз. И это не единичный вариант. Подобное происходит массово.
Если поставить рядом GTA 3 и Heroes 3 — в первом случае это чисто коммерческий проект, а во втором команда выжала максимум возможного.
Визуальный апгрейд игр Sony PlayStation
Ещё одна показательная практика. «Они и так хорошо выглядели» — любимая фраза людей, которые в игры не играют. Правда, не ясно, зачем они покупают RTX 5090 после RTX 4090. Стоит упомянуть три тайтла:
- Days Gone Remastered — слегка халтурный проект. Основное отличие — оптимизация под SSD и новый процессор. У детища Bend Studio была проблема с обсчётом «орд зомби». Работа с обраткой не меняла логику ИИ и другие оптимизации для «процессоры Jaguar».
- Horizon Zero Dawn — обновление с большой буквы. Игра выглядела хорошо? Теперь она выглядит отлично. Это тот случай, когда я не пожалел ни копейки за обновление.
- Uncharted 4 Remastered — главная халтура японских «разработчиков». Отличия двух версий приходится искать с лупой, разглядывая каждый куст под четырёхкратным увеличением. Но есть нюанс. Самый странный релиз в истории: апгрейд с PS4 на PS5 переводит игру из обычной Uncharted 4: A Thief’s End в UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection. За 10 долларов вы получаете не только новую графику, но и спин-офф UNCHARTED: The Lost Legacy в комплекте.
Деньги за обновлённые игры
Долгие годы пользователи ПК смеялись над геймерами с консолей и упоминали бесплатные обновления графики. Но практика хороших издателей осталась в прошлом. Современные игроделы больше не хотят раздавать бесплатные плюшки. Им нужно получать деньги, ничего не делая.
Здесь надо провести тонкую грань между бесплатными и платными обновлениями. Вспомните The Witcher 3 от поляков. Игра получила несколько графических дополнений. Кривых, косых, с кучей багов — но бесплатно. «Дайте два». А вот за деньги их бы разорвали на британский флаг.
Мододелы и бесплатный труд энтузиастов
В 2023 году Nintendo прикрыла эмулятор Yuzu. Многие не вникали в суть вопроса, но первопричиной стало желание авторов заработать на проекте. То есть они не просто создали программу воспроизведения пиратского контента, но и монетизировали её. Как альтернатива — уже десять лет живёт полностью бесплатный эмулятор Cemu, к которому нет видимых претензий.
Этот абзац написан для демонстрации того, что не всё так однозначно в сообществе энтузиастов. Активность разработчиков распространяется только на популярные и привлекательные проекты. Найти обновлённые текстуры для малоизвестного тайтла — почти невозможно. Напомню о серии Yakuza, о которой мир узнал лишь пару лет назад. Японской франшизе в этом году стукнуло 20 лет.
Бесплатный ремастер классических игр
Большинству современных геймеров, живущих мыслями о прошлом, нужно немного. Растянуть картинку, добавить сглаживание, разблокировать частоту кадров, включить анизотропную фильтрацию, улучшить тени. Банальный список, но его достаточно, чтобы наслаждаться былым величием.
Первая проблема — современные ПК и драйверы плохо работают со старыми API. Им незнакомы DX10 или 11. А если используется что-то особенное, они разбегаются в панике. «Улучшайзеров» много, но они работают только с современными продуктами. Энтузиасты закрывают лишь маленькую толику проектов.
SpellForce Platinum Edition и патч 1.61
Для игры 2003 года издатель выпустил обновление в 2021-м. Редкий случай, когда можно прикоснуться к проекту без «танцев с бубном». Вокруг тайтла нет большого сообщества, а последние моды от энтузиастов вышли 15 лет назад. А сколько игр просто затерялось? Хороших, качественных, с глубокой проработкой. Существует целый пласт индустрии, до которого никому нет дела.
Мультиплатформа в эпоху PlayStation 3 и Xbox 360
Всегда считал — и считаю до сих пор — это «серебряный век» видеоигр, когда индустрия достигла пика. Большинство механик достигли совершенства, а сейчас лишь деградируют. Не было упора в «сюрприз-механику» или продажу товара по частям. Игра была законченной и проходимой от начала до конца.
Издатели делали одну игру сразу на три платформы. Отличия касались только «дополнительных эффектов». Базовая часть, особенно анимации и текстуры, была унифицирована. Это очень важный момент в контексте сегодняшнего повествования.
RPCS3 и другие эмуляторы консолей
RPCS3 — самый продвинутый инструмент воспроизведения игр седьмого поколения. Можно упомянуть Xenia для Xbox и Cemu для Wii U, но у первой слабая поддержка, а вторая затачивается под эксклюзивы. Существуют проигрыватели для PS2 и PS1 с продвинутыми функциями реставрации, но это отдельная тема.
У консолей есть особенность — они стандартизируют механизмы воспроизведения, всё подчинено единому низкоуровневому API. Принципы обработки графики одинаковы, различия минимальны.
Визуальное обновление игр через эмуляторы консолей
Здесь начинается магия. Во всех продвинутых эмуляторах встроены функции улучшения изображения на уровне самой программы. Утилита автоматически определяет параметры и вносит нужные изменения.
Главное — это работает во всех играх, а не в паре проектов, что оптимизировали энтузиасты. Тысячи проектов получают улучшенную картинку всего парой кликов. Даже самые редкие и малоизвестные игры могут получить «ленивый ремастер» бесплатно. Такие функции есть во всех эмуляторах. Где-то больше, где-то меньше, но без ограничений.
Вспоминая, что базовые элементы всех игр одинаковые, консольные сборки получают колоссальный рывок в визуальной части.
Продвинутые настройки игры в эмуляторах
Всё вышеописанное — базовый функционал. А еще есть создатели модов. Они выпускают патчи для популярных проектов. Обычные возможности, знакомые пользователям ПК, только без ограничений операционных систем. Мод, созданный в эпоху Windows Vista, будет работать и в Windows 11.
Помимо модификаций игры есть патчи для графики. Они небольшие, но заметно меняют картинку, включая опции, отключённые разработчиками.
То есть действуют сразу три направления улучшения игрового опыта:
- создатели эмулятора через API добавляют расширенные возможности;
- мододелы оптимизируют свои наработки;
- энтузиасты активируют скрытые функции;
Сегодня ни одна другая платформа не способна дать такой набор возможностей для широкого круга игр. Для отдельно взятой и самой популярной - бесспорно, но в диапазоне сотен и тысяч проектов - единственный и безальтернативный вариант.
Послесловие
Пока издатели занимаются переизданием «ради галочки» и прикручивают ценник, эмуляторы делают то же самое — только качественнее и бесплатно. Современная ирония заключается в том, что небольшая группа энтузиастов без бюджетов и пафоса справляются с вопросами сохранения классических игр лучше огромных корпораций с миллиардами. Парадокс: чтобы по настоящему вспомнить классику в актуальном свете, не нужно ждать подачки от менеджеров в деловых костюмах, достаточно запустить и один раз настроить эмулятор PlayStation 3.