Найти в Дзене

Эммануэль Беннер: мастер изящества и тихой аллегории XIX века

Доисторическое озёрное жилище. Художественный музей Мюлуза
Доисторическое озёрное жилище. Художественный музей Мюлуза

Аллегория Всемирной выставки в Париже в 1878 году.
Аллегория Всемирной выставки в Париже в 1878 году.

Эммануэль Беннер (28 марта 1836, Мюлуз — 23 сентября 1896, Нант) — французский академический художник и рисовальщик, чья тонкая эстетика и филигранная техника сделали его заметной фигурой парижской художественной жизни второй половины XIX века. Родом из творческой семьи — сын художника Жана Беннера‑Фриса, брат‑близнец Жана Беннера и дядя Эммануэля Мишеля Беннера — он вырос в атмосфере мастерства и художественных дискуссий, которая предопределила его профессиональный путь.

«У кромки воды» (1887, частная коллекция)
«У кромки воды» (1887, частная коллекция)
-4

Образование и становление

Эммануэль обучался у отца и у Жан‑Жака Эка в Школе промышленного дизайна в Мюлузе, затем продолжил образование в Париже у Фр.-А. Хеннера и Леона Бонна. Такое академическое формирование сочетало внимание к технике рисунка, нюансу цвета и композиционной ясности — качества, которые станут фирменными для его творчества.

«Семья в каменном веке» (1892, музей Унтерлинден)
«Семья в каменном веке» (1892, музей Унтерлинден)
Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна

Творческая карьера и признание

Беннер начал выставляться в Парижском Салоне с 1867 года и делал это неуклонно до самой смерти. После окончания Франко‑прусской войны, когда родной Мюлуз перешёл под власть Германии, братья Беннеры выбрали остаться в Париже — центре художественной жизни того времени. Эммануэль получил широкое признание: его картина «Покой» была отмечена золотой медалью на Салоне 1879 года, а в 1896 году он стал кавалером ордена Почётного легиона за вклад в живопись.

«Мария Магдалина в пустыне» (1886, Страсбургский музей современного искусства)
«Мария Магдалина в пустыне» (1886, Страсбургский музей современного искусства)
 «Леда и лебедь»
«Леда и лебедь»

Темы и стиль

Эммануэль Беннер был разносторонним художником:

Аллегории и жанровые сцены — с тонким символизмом и эстетической выдержкой.

Портреты — проницательные и утончённые по манере.

Пейзажи и натюрморты — внимательные к свету и фактуре.


«Обнажённые в лесу» (без даты, частная коллекция)
«Обнажённые в лесу» (без даты, частная коллекция)
«Летний вечер» Эммануэля Беннера.
«Летний вечер» Эммануэля Беннера.

Обнажённая женская натура — один из любимых мотивов, исполненный чувственности и классической грации. Он также создавал множество акварелей и рисунков, часто оставляя почти графическую точность линии, подчёркнутую мягкостью пастели или акварели.

«Потеря Эльзаса и Лотарингии» (1895, частная коллекция)
«Потеря Эльзаса и Лотарингии» (1895, частная коллекция)
Обнажённая женщина
Обнажённая женщина

Научно‑исторические сюжеты

Особое место в репутации Беннера занимают картины на неолитические мотивы — работа художника отражала интересы XIX века к археологии и реконструкциям далёкого прошлого. Эти полотна демонстрируют умение сочетать академический натурализм с воображаемой исторической сценой, делая их одновременно документальными и декоративными.

«Обнажённая у реки» (1884, частная коллекция)
«Обнажённая у реки» (1884, частная коллекция)
-14

Коллаборации и семейные связи

Братья Беннер часто сотрудничали и даже совместно работали над произведениями, например над «Аллегорией» для Всемирной выставки 1878 года. Они тесно взаимодействовали с другими эльзасскими мастерами: керамистом Теодором Деком и художником Жаном‑Жаком Эннером, который неоднократно изображал близнецов в своих работах.

Доисторические охотники, 1879, музей Петье, Лимож
Доисторические охотники, 1879, музей Петье, Лимож
Эммануэль Беннер — старинная эльзасская ферма
Эммануэль Беннер — старинная эльзасская ферма

Наследие и коллекции

Работы Эммануэля Беннера хранятся в ряде крупных музеев Европы и мира: Музей Виктории и Альберта, Музей изящных искусств Мюлуза, Художественный музей Уолтерса, Страсбургский музей современного искусства, Музей Унтерлинден, Музей Орсе и др. Он похоронен вместе с братом и племянником в семейной усыпальнице на кладбище Пер‑Лашез — месте, где покоятся многие деятели французской культуры.

-17
-18

Почему он важен сегодня

Эммануэль Беннер — пример художника, который умело балансировал между академическими традициями и модными в его время темами: археологическими реконструкциями, символикой и эстетизированным изображением женственности. Его работы полезны для изучения художественных вкусов позднего XIX века, пересечения академизма и ранних проявлений исторического интереса в искусстве, а также семейных творческих династий, формировавших культурную карту Франции.