Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня утром я опубликовал на своем канале статью, вызвавшую большой интерес с вашей стороны
Сейчас, как и обещал предлагаю вашему вниманию рассказ о замечательных людях, родившихся в разные годы в этот день.
Раневская Фаина Георгиевна (1896–1984)
Великая русская и советская актриса театра и кино, лауреат трёх Сталинских премий, народная артистка СССР.
Родилась 15 (27) августа в Таганроге в богатой еврейской семье. Имя при рождении Фанни Гиршевна Фельдман.
К моменту рождения дочери её отец Гирш Хаимович Фельдман, купец 1 гильдии, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.
Девочка получила хорошее образование, но в 14 лет «заболела театром» и в 1915 году фактически сбежала из дома в Москву, где не сумела поступить ни в одно учебное театральное заведение «в связи с полным отсутствием способностей».
Однако осенью того же года юная Фанни подписала на актёрской бирже контракт с некоей мадам Лавровской, владелицей керченской частной театральной труппы «на роли героинь-кокет с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».
Большого успеха работа не принесла и начались постоянные мыканья по провинциальным театрам.
В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону, где познакомилась со знаменитой актрисой Павлой Вульф, которая на долгие годы стала для Фаины учителем и верным другом.
Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году, когда знаменитый режиссер Камерного театра Александр Таиров пригласил её на роль проститутки Зинки в свой спектакль «Патетическая соната».
Успех был просто ошеломляющим. Известно, что над кассой Камерного театра Таирова висел плакат, отпечатанный типографским способом:
«Все билеты проданы, до конца пятилетки!!!».
К сожалению, длительного сотрудничества, у Раневской и Таирова не получилось.
Как известно в любом театре может быть только одна прима, а в театре Таирова это место давно и заслуженно занимала Алиса Коонен – многолетняя жена и муза режиссера.
Тем ни менее Фаина Георгиевна, до конца жизни была благодарна и Таирову и Коонен, за то, что они дали ей шанс, по-настоящему проявить себя ярчайшей театральной актрисой
В 1935 году Раневская переходит в Театр Красной армии.
Во время Великой Отечественной войны Фаина Георгиевна была эвакуирована в Ташкент, где близко сдружилась с Анной Ахматовой.
Вернувшись из эвакуации, Раневская работала в Московском театре драмы, а в самом начале 50-х перешла в Театр им. Моссовета, в котором с небольшим перерывом служила до конца жизни.
Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.
Вся театральная Москва валом валила в театр имени Моссовета, чтобы увидеть Раневскую в маленькой роли, из которой она сделала настоящий шедевр.
В итоге если в начале спектакля в зале был аншлаг, после сцены с Раневской зрители потихоньку начинали расходиться, а после антракта доигрывать приходилось в полупустом зале. Вполне естественно, что Завадскому и актерам труппы это не нравилось и сцену из спектакля просто убрали.
Однако, как бы там ни было, именно на сцене Театра имени Моссовета Раневская сыграла свои лучшие театральные роли в спектаклях:
Последней ролью Фаины Георгиевны Раневской на театральной сцене стала Филицата в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Островского в постановке Сергея Юрского.
В кино Фаина Георгиевна дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка»..
Наиболее запомнившиеся зрителям фильмы и роли:
Народная артистка СССР, лауреат трех Сталинских премий, кавалер ордена Ленина и многих других наград, которые она называла «похоронными принадлежностями», Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года.
По её завещанию была похоронена рядом с сестрой на 4-м участке Нового Донского кладбища.
На надгробии актрисы и её сестры установлена маленькая бронзовая фигурка собачки, своеобразный кенотаф её любимому псу Мальчику, пережившему хозяйку на 4 года.
Термен Лев Сергеевич (1896–1993)
Гениальный не побоюсь этого слова советский ученый и изобретатель, имя которого сегодня, к сожалению, практически забыто в нашей стране, но во всем мире он считается «отцом электронной музыки».
Почти вековая жизнь этого человека полна самых неожиданных поворотов, напоминающих приключенческий роман, и поэтому я хочу предложить вашему вниманию отдельную статью о нем, которая была написана мною лет пять назад.
Ну а сейчас я хочу лишь кратко упомянуть, что Лев Сергеевич Термен изобрел первую в мире систему сигнализации, срабатывающую при приближении к охраняемому объекту, первый в мире электронный музыкальный инструмент ТЕРМЕНВОКС
и первую в мире систему видеонаблюдения.
В течение 10 лет Термен был нелегалом советской разведки в Европе и США, а вернувшись в СССР арестован и осужден на 8 лет заключения. Срок отбывал в так называемых «шарашках». Именно Лев Сергеевич разработал уникальный «жучок», без элементов питания и электроники, работавший на основе высокочастотного резонанса, который был вмонтирован в деревянное панно изготовленное из ценных пород дерево и изображавшее Большую печать США.
В 1945 году это замечательное панно с начинкой было подарено послу США Авереллу Гарриману, советскими пионерами в Артеке».
Семь лет этот «троянский конь» украшал кабинет посла, позволяя сотрудникам советских спец служб слушать все разговоры, которые в нем велись.
В 1947 году Лев Сергеевич Термен был освобожден и полностью реабилитирован.
До 1964 года он работал в одном из закрытых НИИ, после чего вышел на пенсию, но продолжал трудиться в лаборатории электронной музыки при Московской консерватории.
В марте 1991 года в возрасте 95 лет вступил в КПСС. На вопрос, зачем ему это нужно отвечал: «Я обещал Ленину».
Скончался великий ученый 3 ноября 1993 года в возрасте 97 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Сац Наталия Ильинична (1903–1993)
Выдающийся советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, публицист, драматург, педагог. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, премии Ленинского комсомола, премии Совета Министров СССР.
Основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей.
Родилась 14 (27) августа 1903 года в творческой семье. Её отец Илья Александрович Сац (1875–1912) первый в России профессиональный театральный композитор сотрудничал с величайшими корифеями русского театра начала 20-го века К. Станиславским, Вс. Мейерхольдом, Н. Евреиновым, Вл. Немировичем-Данченко и многими другими.
Самым его знаменитым произведением стала музыка к спектаклю "Синяя птица" по пьесе Мориса Метерлинка.
Наталья Сац с детства была связана с драматическим и музыкальным театром, а когда в октябре 1917 в стране произошла социалистическая революция с головой кинулась в реалии новой жизни.
В 1918 году, в возрасте 15 лет она заведовала детским сектором театрально-музыкальной секции Моссовета. По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (начал работу в ноябре 1918 года).
С 1921 по 1937 год Наталья Ильинична была директором и художественным руководителем Московского театра для детей, переименованного в 1936 году в Центральный детский театр.
В 1937 году после ареста и расстрела мужа Вейцера Израиля Яковлевича была арестована и осуждена, как «член семьи изменника Родины».
После освобождения в 1942 году из печально знаменитого «АЛЖИРа» (Акмолинский лагерь жен изменников родины) Наталия Ильинична Сац жила в Алма-Ате, где организовала местный Театр юного зрителя, которым руководила до 1958 года.
В 1958 году вернулась в Москву. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр, который ныне носит её имя.
Скончалась в 1993 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с отцом.
В 2003 году к столетию Н. И. Сац перед зданием театра ей установлен памятник.
Андреев Владимир Алексеевич (1930–2020)
Замечательный советский и российский актер театра и кино, режиссер, театральный педагог. Народный артист СССР.
Родился 27 августа 1930 года в Москве. В 1952 году окончил ГИТИС и был принят в труппу Московского театра имени Ермоловой, с которым была связанна почти вся его дальнейшая творческая жизнь.
В 1952—1970 годах — актёр, в 1970—1985 — главный режиссёр, в 1990—2012 — художественный руководитель, с 2012 до конца жизни — президент Ермоловского театра.
В 1985—1988 годах — главный режиссёр Малого театра.
С1972 года преподавал в родном ГИТИСе. Учениками профессора Андреева были многие ныне известные театральные актеры.
В кино дебютировал в 1954 году сыграв совсем небольшой эпизод в замечательном фильме «Верные друзья».
В связи с большой загруженностью в театре в кино снимался не очень много, но наверняка мои уважаемые читатели вспомните такие замечательные фильмы с его участием как:
Несомненно, самым известным фильмом с Владимиром Андреевым в главной роли стала замечательная киносказка Александра Птушко «Сказка о царе Салтане», где его партнершей была замечательная Лариса Голубкина.
В 1968 году на съемках одного из первых советских сказочных мюзиклов «Калиф-Аист» у Владимира Андреева завязался роман с актрисой Натальей Селезневой.
Вскоре они поженились и прожили в любви и согласии более 50 лет.
Народный артист СССР Владимир Алексеевич Андреев скончался 29 августа 2020 года, буквально через день после своего девяностолетия. Похоронен на 1 участке Троекуровского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.