Найти в Дзене

Когда на карте ищут Армению, удивляются, что такая маленькая страна может позволить себе подобное биеннале

Мешки с мусором, ненужная бытовая техника, вплоть до холодильников и стиральных машин, выброшенные с верхних этажей на крышу соседнего постмодернистского здания, стихийная стоянка частных водителей, следующих в Эчмиадзин, прямо на тротуаре, у главного входа – уличная торговля. Речь идет об iconic-постройке архитекторов Джима Торосяна и Геворга Арамяна на перекрестке проспекта Маштоца и улицы Сарьяна – здании, которое с первых лет независимости оказалось, мягко говоря, заброшенным и постепенно утратило и архитектурное лицо, и содержание из-за самовольных пристроек и вышеописанных обстоятельств.

«

Бочки» и их печальная судьба
Бочки» и их печальная судьба

Постройка по адресу Маштоца 7а, которую в народе прозвали «бочками», была задумана как новый корпус Центра современного искусства, основанного в 1972 году усилиями Генрика Игитяна и известных художников. Это была первая попытка советской архитектуры создать музей современного искусства в духе модернизма.

Точной даты открытия корпуса нет – называют либо 1985, либо 1986 год. Но как филиал музея он просуществовал всего несколько лет. У здания с самого начала возникали технические проблемы. Согласно проекту, открытые секции должны были быть заполнены водой – работать как бассейн, но система циркуляции оказалась просчитана неверно и проработала недолго. Стеклянную крышу заменили некачественным железом, которое со временем стало настоящим бедствием: дождевая вода проникала внутрь, стены покрывались плесенью.

В качестве выставочного пространства здание почти не использовалось. В 1990-х его часть отдали под магазин, потом здесь работал экзотариум, позже – выставка-ярмарка индийских товаров.

В 1996 году Генрик Игитян передал здание мэрии с условием построить новый корпус для музея. Спустя год мэрия основала здесь культурный центр «HayArt», целью которого было укрепление связей с диаспорой. Даже Гарзоу внес свою лепту, подарив центру графические работы. Несмотря на минимальное госфинансирование, «HayArt» организовывал экспериментальные проекты, в том числе с зарубежными галереями. В 2004-м мэрия решила закрыть центр, но здание удалось отстоять благодаря протесту художников.

В 2013 году одну из «бочек» без ограничения по срокам передали выставочному залу народного художника СССР Эдуарда Исабекяна.

Холодильники и стиральные машины на крыше культурного центра

– Год назад, когда я была назначена исполняющей обязанности директора «HayArt», – рассказывает Сона Арутюнян, – я поняла, что простого ремонта крыши недостаточно. Мы обратились в мэрию Еревана и Минкультуры и получили поддержку. Было принято решение о капитальной реконструкции. Первое, что сделали, – открыли главный вход со стороны проспекта Маштоца, закрытый много лет. Теперь снова можно войти по парадной лестнице в первый зал.

Постепенно мы приводим все в порядок: открываем застекленный сегмент под цилиндрами, который по замыслу должен был быть общественным пространством, доступным прохожим. Прилегающий тротуар долгие годы служил стихийной стоянкой для водителей на Эчмиадзин. Сейчас благодаря мэрии и дорожной полиции машины убрали во двор напротив, но сами водители все равно продолжают собираться у выхода – порой кажется, что там митинг. Надеемся, решим и этот вопрос.

Еще одна проблема – местные жители. Для них здание много лет было не музеем, а удобной свалкой. Мы ежедневно собираем мусор по три раза. Представьте: жильцы верхних этажей выбрасывали на крышу сломанные холодильники, стиральные машины, матрасы и даже личные гигиенические предметы. Здесь нужно подключать и мэрию, и полицию, чтобы привлечь виновных к ответственности.

Сейчас мы также решаем вопросы освещения. Туристы из-за границы удивляются, что в центре города стоит такое здание, ведь в их странах подобные объекты в сердце столицы обычно не располагают.

Мы сотрудничаем с архитекторами Ашотом и Армине Снхчянами, основателями «Snkh architectural studio». Они представили на Венецианском биеннале концепцию реконструкции и модернизации «HayArt», тем самым придали проекту международное звучание. Согласно их замыслу, незаконные стены будут демонтированы, восстановят летнее кафе, рабочие кабинеты создадут так, чтобы не нарушить логику колонн. Комплекс состоит из пяти цилиндров, а также нижнего пространства и внутреннего двора, который должен стать зеленой зоной.

Мы передали в мэрию большой пакет с концепцией развития центра, стратегией и предложением о переименовании. В фонде у нас более 3000 произведений искусства, что позволяет сделать центр не только культурной площадкой, но и постоянным выставочным музеем. Что касается названия – оно должно быть понятным для международных партнеров и статусным.

От печати к пикселю: искусство, искусственный интеллект и индустрия

Параллельно со строительными работами мы готовим юбилейное Пятое международное биеннале художественной печати «Ереван 2025», которое пройдет 5 сентября. Организаторы – «Диалог культур» и оргкомитет ереванского биеннале художественной печати при содействии «HayArt» и поддержке мэрии Еревана. Для изобразительного искусства это событие сопоставимо с «Золотым абрикосом» в мире кино.

В этом году у нас весьма авторитетное жюри. Специальный гость – госпожа Труде Гомнес Угельстад из Норвегии, директор престижной ежегодной премии королевы Сони в области художественной печати и одна из ведущих фигур современного искусства. Она же возглавит жюри биеннале.

Заявки подали 544 художника из 63 стран, отобрано 213 участников из 48 стран, среди которых Польша, Россия, США, Франция, Индия и, конечно, Армения. Из 1718 представленных гравюр в конкурсную программу вошли 423 работы.

Помимо основной экспозиции пройдет Второй международный симпозиум «От печати к пикселю: искусство, искусственный интеллект и индустрия». Двухдневная встреча объединит художников, исследователей, технологов, юристов и культурных деятелей из Армении и других стран для обсуждения того, как новые технологии и ИИ меняют будущее искусства.

Когда говорят «биеннале», все сразу думают о Венеции – это бренд мирового масштаба. Там все держится на серьезных финансовых вложениях города и министерства культуры. Для Венеции биеннале – это праздник, событие, которое привлекает сотни тысяч туристов.

Без лишней скромности скажу: сам формат биеннале в Армении разработали мы. Небольшой командой сделали огромную работу, на которую в других странах уходит большой штат сотрудников. Если бы у нас была серьезная финансовая поддержка, представьте, чего можно было бы достичь.

Сегодня художники и зрители ищут новые площадки помимо Европы, и, узнав о нашем биеннале, они с удивлением находят на карте Армению и поражаются, что такая маленькая страна может проводить столь масштабное событие. Биеннале делает Армению узнаваемой и открывает ее миру.

В 2017 году мы провели первую биеннале без гонораров и почти «вчетвером», но к 2025-му так работать невозможно – идеи одними энтузиастами не потянешь. Очень жаль будет, если из-за отсутствия финансирования мы не сможем продолжить. Самое трудное – создать событие и добиться признания, этот путь мы уже прошли. Теперь для развития нужны серьезные средства. К сожалению, в Армении пока нет традиции меценатства. Бизнесмены охотнее поддерживают проекты, которые уже получили государственное признание. Поэтому государственная поддержка для нас жизненно важна.

Источник публикации: https://style.news.am/rus/news/109689/kogda-na-karte-ishchut-armeniyu-udivlyayutsya-chto-takaya-malenkaya-strana-mozhet-pozvolit-sebe-podobnoe-biennale.html