Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Сомов о творчестве Петрова-Водкина

В творчестве Кузьмы Петрова-Водкина традиции русской иконописи соединилась с художественными поисками искусства начала XX века. Художник стремился к символическому и духовному содержанию образов, уделяя особое внимание цвету и форме. В стиле Петрова-Водкина прослеживаются монументальность и философская глубина, которые выделяют его среди других мастеров этого периода. Однако именно эти особенности сдали его одной из самых противоречивых фигур мира искусства. Работы Петрова-Водкина неоднозначно воспринимались как у зрителей, так и у его товарищей по ремеслу. Многие отзывались негативно о работах коллеги. К таким людям относится русский живописец Константин Сомов. Сомов был одной из центральных фигур объединения «Мир искусства». Именно поэтому его творчество отражает основные принципы «мирискусснической» эстетики, которая включает стремление к театральности, декоративности, стилизации, изяществу и утонченности формы. В случае Сомова это выражалось в ретроспективных фантазиях о XVIII век
Оглавление

В творчестве Кузьмы Петрова-Водкина традиции русской иконописи соединилась с художественными поисками искусства начала XX века. Художник стремился к символическому и духовному содержанию образов, уделяя особое внимание цвету и форме.

В стиле Петрова-Водкина прослеживаются монументальность и философская глубина, которые выделяют его среди других мастеров этого периода. Однако именно эти особенности сдали его одной из самых противоречивых фигур мира искусства.

Работы Петрова-Водкина неоднозначно воспринимались как у зрителей, так и у его товарищей по ремеслу. Многие отзывались негативно о работах коллеги. К таким людям относится русский живописец Константин Сомов.

Сомов был одной из центральных фигур объединения «Мир искусства». Именно поэтому его творчество отражает основные принципы «мирискусснической» эстетики, которая включает стремление к театральности, декоративности, стилизации, изяществу и утонченности формы. В случае Сомова это выражалось в ретроспективных фантазиях о XVIII веке, изящных портретах и гротескно-эротических мечтаниях.

Сомов о Петрове-Водкине

Сомов и его работы
Сомов и его работы

Невольно возникает вопрос, что же мог думать Сомов о таком противоположном ему мастере как Петров-Водкин? Ответ можно найти в дневниках утонченного мирискуссника. Прочитаем некоторые его высказывания о символисте:

26 февраля 1916 год

«Утром ходил на Марсово поле на устраиваемую нашу выставку. Принимали и отвергали некоторые из вещей экспонентов. […] Очень слабый Петров-Водкин».

4 марта 1916 год

«Вечером был у Добужинского, было у него большое собрание, я сидел за чаем с Рене Ивановной Нотграфт, потом говорил много с Петровым-Водкиным, он пригласил меня смотреть его новую картину и высказать мое о ней мнение».

8 марта 1916 год

«К 4 часам пошел через Неву в 18 линию к Петрову-Водкину. Смотрел его большую картину из военной жизни — «Атаку». Говорил с ним часа полтора, высказал ему свое откровенное мнение, беспощадную правду. Он слушал, оправдывался, отчасти соглашался, был, как мне кажется, потрясен».

10 марта 1916 год

«Лиза [Званцева] и Елена Ивановна [Кармин], обидевшиеся побоищем у Петрова-Водкина, сказали мне, что он был сильно потрясен моими словами, не спал ночь, сказал: «теперь мне уж лучше застрелиться или повеситься». Лизе понравилась его большая картина “Атака”. Она нашла ее красивой».

13 января 1917 год

«Рисовал у Званцевой первый раз после нового года [...] Был Петров-Водкин, я слушал, как оп профессорствовал. Поправлял рисунок (не мне). Потом спор со мной после окончания и ухода учениц…»

Через небольшие, но довольно колкие замечания Сомова в адрес Петрова-Водкина, прослеживается неприязнь к творчеству художника. Особенно ярко это видно по следующей записи от 25 января 1918 года:

Петров-Водкин все тот же скучный, тупой, претенциозный дурак. Все то же несносное сочетание неприятных чистых голубого, зеленого, красного и кирпичного тона

Из этого можно сделать вывод, что столь жестокая критика в адрес Петрова-Водкина, объяснима множеством различий между мастерами: разные художественные языки, контраст темпераментов и подходов к искусству. Кроме того, Сомов был тем, кто стремился сохранить «утонченную» эстетику искусства в то время, как новаторский подход Петрова-Водкина преследовал совсем иные цели.

Петров-Водкин о Сомове

Петров-Водкин и его работы
Петров-Водкин и его работы

Стоит отметить, что сам Петров-Водкин отзывался о Сомове довольно сдержанно. И даже если проскальзывали нотки критики, они были высказаны довольно мягко, отмечая его мастерство и усердие в работе. В своих воспоминаниях «Мир искусства» он писал:

Работал Сомов много и упорно. Что касается техники темперы, он ее поднял на высоту французских мастеров XVIII века. Работа "по-сырому", требующая иконописной точности красочного расплыва, Сомовым доведена до совершенства. Сомов же создал тип рисунков-портретов, слегка расцвеченных на незакрашенном фоне. Робко, как ученик, приступал он всякий раз к натуре. "На каждом рисунке мне приходится заново учиться", – говорил Сомов. И действительно, процесс работы его был сложный и мучительный – и эта печать, к сожалению, оставалась и в законченных его работах, проявляясь и в излишней затушеванности его работ, и в изломах самого сюжета

Кроме того, там же он пишет следующее предложение:

Бывало, приходили к "Миру искусства" некие личности с "трагедиями исканий", но их надрывный голос, жесты для них же самих вдруг оказывались столь шутовскими, что они стыдно смолкали, и случалось это от сдержанной улыбки Кости Сомова, нетерпимого ко всему, что вне круга его друзей и близких

Возможно, что последняя фраза не только описывает Сомова как человека, но и подчеркивает, почему Сомов так отзывался о творчестве Петрова-Водкина.

Читайте также: