Продолжая "экскурсию" по Минскому музею авиации в Липках закончим "Аллею МиГов", которые есть в музее практически все, кроме линейного МиГ-23, именно поэтому добавим самую его первую модификацию и МиГ-29 из ЦМВС в Москве и линейные МиГ-23 из недалеких от Минска Смоленска и музея Линии Сталина.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
МиГ-23С (23-21, 23-11С, изд.22) (зав.н. 220001012, сн 10-12/Московский машиностроительный завод "Знамя Труда"). 1970. ЦМВС (Центральный музей Вооружённых сил), ул. Советской Армии, дом № 2, Москва, 129110. Площадка ЦМВС в основном формировалась в конце 60-х - первой половине 70-х в основном из самолетов, привлекавшихся к испытаниям в Жуковском. Поэтому есть несколько редких самолетов. Так МиГ-23С - единственный сейчас доступный самолет первой серийной модификации МиГ-23. Модификация появилась "по советски", самолет уже был готов к серии, но то, ради чего его и строили - РЛС РП-23 "Сапфир-23" и теплопеленгатор ТП-23 не были готовы. В итоге МиГ-23 оснастили РП-22 от МиГ-21 и выпустити с 1969. Хотя с другой стороны выпуск "недосамолетов" позволил отладить выпуск на заводе. Было выпущено 6 серий по 10 машин, всего 60 штук, №№ от 0511 до 1020, один самолет потерян в аварии в 1970 году, итого, был зачтен выпуск 59 машин. Музейный самолет был вторым в последней серии и был была передан ОКБ для проведения испытаний. Интересным примером оснащения на правой консоли антенна станции "Дельта" наведения радиокомандных УР Х-23.
МиГ-23М (23-11М, изд. 2М). 1972-1976. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Открытая площадка. ул. Дзержинского, 4А, Смоленск. Россия. Модификация МиГ-23М стала самой массовой и выпускалась в 1972-76, самолет имел крыло с "клыком", четвертый фюзеляжный топливный бак, двигатель Р-29-300 консоли были оборудованы отклоняемым носком, приводимым в действие синхронно с закрылком. Музейный самолет вооружён ПУ УБ-32М на 30 НАР С-5. Точную историю музейного многоцелевой сверхзвуковой истребитель с изменяемой геометрией крыла найти не удалось, но возможно самолет из 401 иап ПВО, базировавшемся на аэродроме Смоленск-Северный
МиГ-23МЛД (23-18, изд. 3/Московское авиационное производственное объединение (МАПО)). 1979. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Дорога Р28, 31 км Лошанский с/с, Минская обл. Беларусь. Выпуск последней модификации МиГ-23МЛД начался, в 1978, самолёт с характерными аэродинамическими "клыками" в местах стыковки крыла и центроплана и новой РЛС «Аметист» («Сапфир-23МЛА») с возможностью применения УР Р-24 и Р-73 стал последним аккордом истории советских легких реактивных истребителей. Музейный экспонат с заводским номером 0390312950 и серийным 121-16 прослужил в сначала в 201 иап ПВО на аэродроме
Мачулищи до его расформирования в 1994. Все время истребитель отлетал с одним бортовым номером - "14" белый контур без заполнения, хотя уже в музее камуфляж из трехцветного перекрашивался в двухцветный.
МиГ-23УБ (23-51, изд.23У, изд.2У, «95 красный», з/н 0904015,сер.н 040-15/Иркутский авиационный завод им. 60-летия СССР (ИАЗ)) 1980. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Липковская ул., 12А, Минск, Беларусь. В коллекции музея в Липках нет чистого истребительного варианта МиГ-23, зато есть две спарки и два ударных МиГ-27К. МиГ-23УБ («95 красный») попал в коллекцию минского авиамузея в 2005 году с 558-й АРЗ в Барановичах, но перед этим самолет летал в 911-м апиб на аэродроме Лиды, где и сейчас работает старейший активный аэродром на территории бывшего СССР. В июне 1989 года самолет вместе с полком передислоцировавшись в Германию на аэродром Бранд, вошел в состав 105 адиб 16 ВА Группы советских войск в Германии, но уже в июле 1992 года вернулся на родной аэродром в Лиду. От этого вояжа в Лиде остался второй жилой район построенный немцами для офицеров полка, первый был построен еще в конце 40-х пленными. Через пару месяцев самолет перелетел в Барановичи на 558 АРЗ для разделки, но что то в 1992 пошло "так", самолет сохранился, и в 2005 боевая машина оказалась в Музее. От истребительного варианта поздняя спарка отличалась отсутствием БРЛС, что в итоге ограничивало возможности по обучению использованию современного ракетного вооружения. В отличие от базового самолета при изменении планера которого менялись буквы в названии - "УБ" всегда оставался "УБ" даже с самым совершенным крылом третьей генерации, которое имеет музейный самолет. Практически каждый шестой самолет серии МиГ-23 был спаркой, ведь на этом сложном самолёте нужно было сначала научиться летать, перед тем как пересесть в кабину боевой машины, хотя и в своей учебно-боевой реинкарнации МиГ-23УБ вполне применялся против аэростатов и против партизан в конфликтах малой интенсивности.
МиГ-23УБ (23-51, изд.23У, изд.2У, «71 белый»/Иркутский авиационный завод им. 60-летия СССР (ИАЗ)). 1972-1980. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Липковская ул., 12А, Минск, Беларусь. Музейный самолет попал в экспозицию в 2018 из «Военной академии Республики Беларусь», где служил учебным пособием. Самолет из академии отдали прямо в Липки и это редкий экземпляр, который не был на Боровой, а сразу пошёл для пополнения экспозиции авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ. В октябре 2019 был перекрашен в трехцветный камуфляж (коричневый, песочный и зеленый цвета), низ - голубого цвета. В июле 2020 года на самолет нанесли бортовой номер «71» белого цвета и опознавательные знаки авиации ВВС СССР. В итоге два близко стоящие МиГ-23УБ "71 белый" и «95 красный» стали очень похожи. Другой информации об этой машине пока нет, но скорее всего - это что-то раннее с крылом 2-й редакции, так как насыщение училищ учебными пособиями обычно шло с началом эксплуатации машин в полках и не пополнялось при дальнейшем производстве.
МиГ-27К (32-26, «Кайра» («изделие 23БК»), "05 красный" з/н 76802650075, сер.н 030-хх/Иркутский авиационный завод им. 60-летия СССР (ИАЗ)). 1982. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Липковская ул., 12А, Минск, Беларусь. Переезд на новую площадку в Липки сработал для коллекции минского авиамузея удвоителем - удвоились МиГ-23УБ и МиГ-27К. На момент своего создания в 1976 МиГ-27К это был один из лучших истребителей-бомбардировщиков в мире. Прицельно-навигационным комплекс ПрНК-23К, разработанный в ЦКБ "Геофизика" с ЦЭВМ «Орбита-20-23 К» и лазерно-телевизионная прицельной системой «Кайра-23», от которой самолет и получил свой индекс и ник, позволял обеспечить телевизионное слежения за целью с лазерным каналом целеуказания и дальнометрирования с автоматическим удержанием метки на танке на расстоянии до 5 км в программно-корректируемом режиме ПКС и применять КАБ-500 и X-25 и X-29. Машина получилась дорогая и сложная и скорее правильно говорить, что не МиГ-27 оснастили "Кайрой", а для неё создали новый самолет. Было всего изготовлено на ИАЗ 197 машин с 1976 по 1982. Музейный МиГ-27К с заводским номером 76802650075 и бортовым номером 06 красного цвета с белой окантовкой, выпущенный 23 апреля 1982 на ИАЗ, поступил на вооружение 1-ой эскадрильи 911-го апиб, базировавшейся в Лиде, с 1989 по 1992 дислоцировался на аэродроме Бранд в составе 105 адиб 16 ВА ГСВГ вместе с ещё одним экспонатом музея МиГ-23УБ "95 красный" , откуда снова вернулся в Лиду. Через год вместе с остальными самолетами ликвидированной части отправлен на утилизацию, но был выкуплен в начале 1994 ОАО «Агро-Заречье» Каменецкого района Брестской области (в то время КСО «Колос») и должен был быть установлен как памятник на месте бывшего военного полевого аэродрома у деревни Шестаково. Но денег не хватило и в итоге самолёт долго стоял, работая фактически "сторожем" или как говорят по английски - "gate-guard", здания правления, после банкротства ОАО «Агро-Заречье» за долги был отобран налоговой инспекцией и установлен в городском парке, откуда в 2009 уже попал в музей в Боровой, а сейчас в Липке. Несмотря на сложный путь машине повезло.
МиГ-27К (32-26, «Кайра» («изделие 23БК»), "17 красный" з/н 76802643383, сер.н 025-хх/Иркутский авиационный завод им. 60-летия СССР (ИАЗ)). 1981. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Липковская ул., 12А, Минск, Беларусь. МиГ-27К - лучший и фактически единственный реально способный принести пользу на современном в 90-е годы прошлого века поле боя, был выпущен всего в количестве 214 машин, из них 197 на ИАЗ. Стоимость и сложность лазерно-телевизионная прицельной системой «Кайра-23» не позволила сделать это ударный самолёт массовым, а отсутствие защиты делало бы его использование полетом в один конец. Музейный самолет был построен в июне 1981 на Иркутском авиационном заводе и поступил на вооружение 2-ой эскадрильи 911-го апиб, базировавшегося в Лиде, как и второй МиГ-23К "05 красный", один из МиГ-23УБ и Су-25. Вместе с "товарищами" самолет на 3 года слетал в зарубежную командировку на аэродром Бранд в составе 105 адиб 16 ВА ГСВГ и вернувшись в Лиду был расформирован. Весь парк самолётов были разобран на 558 АРЗ в Барановичах и затем утилизирован на 975 базе ликвидации ракет "Лесная". Всего сохранилось только три МиГ-27К - два из них сейчас в Липках, а третий в оздоровительном лагере около поселка Малое Уланово Шкловского района Могилевской области отвратительном состоянии. Музейный МиГ-27К "17 красный" в апреле 1994 был передан в Минский авиационный колледж - сейчас Белорусская государственная академия авиации в качестве учебного пособия. Не очень понятно чему там можно было учиться - только общим принципам конструкции самолета. В Липки самолет отправили в апреле 2020 года, пополнив коллекцию вторым этого типа. Для большинства музеев иметь и один такой самолет большая роскошь, а тут сразу два. В экспозицию авиационной техники аэроклуба МиГ-27К перекрашен в трехцветный зелено-коричнево-желтый камуфляж.
МиГ-29 (9-13, заводской 2960715542, с.н. 30-17/Московское авиационное производственное объединение). 1987. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Липковская ул., 12А, Минск, Беларусь. МиГ-23 в сине-синем камуфляже в музее имеет неудачную судьбу, даже сейчас его камуфляж откровенно неудачен и кажется, что покрашен кисточкой. А начиналось всё в 1988, когда самолет поступил на вооружение 61 иаб (аэродром Барановичи). и летал с бортовым номером «10» красного цвета с белой окантовкой. В 1992-м во время учебных стрельб в стволе пушки разорвался снаряд, вследствие чего повело силовой набор планера и самолёт списали, передав в итоге в 1994 в Военную академию Республики Беларусь, как учебное пособие по планеру. Затем планер был передан в Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». В 2009 году Миг-29 обменяли на Ан-2, обмен выглядит конечно странно и неравнозначно - но тем не менее планер МиГ-29 доставили в музей авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ без двигателей. Осенью 2009 самолет послужил отечеству, была совершена уникальная операция по использованию музейного фонда в реальных целях, в 927 иап в Березе с подъёмника сорвался боевой МиГ-29 с повреждением носовой части фюзеляжа. Донором для ремонта стал фюзеляж музейного МиГ-29. В конце октября 2009 с Боровой увезли фюзеляж, но вернули его с "прибылью" - в апреле 2010 самолет с с помятым «носом» и старым фюзеляжем, но уже с двигателями снова стал частью музея. 19 октября 2023 МиГ-29 перевезли на аэродром Липки, хотя учитывая бурную жизнь быть может это не последнее его путешествие.
МиГ-29УБ (с.н. 06-хх, заводской номер 50903007394, Горьковский Авиационный завод №21 им. Орджоникидзе МАП). 1985-1991. "Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". Липковская ул., 12А, Минск, Беларусь. Одно из последних поступлений в авиационный музей в Липках - учебная спарка МиГ-29УБ, который был перевезен сразу в Липки из Баранович 15 ноября 2022 года. Несмотря на то, что известен заводской номер спарки, её история скрыта за завесой "современности". Скорее всего этот МиГ-29УБ поступил на вооружении 61 иаб аэродром Барановичи вместе с линейными самолетами во второй половине 80-х, где и отлетал ресурс. ММЗ им. А.И.Микояна в 1976 разработал двухместный учебно-боевой вариант МиГ-29. Чтобы разместить вторую кабину инструктора было демонтировано все оборудование РЛПК, включая бортовую РЛС, но для отработки задач прицеливания и применения оружия на спарке сохранили в полном составе оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс. Из состава вооружения МиГ-29УБ исключили управляемые ракеты Р-27Р, оставив всё остальное вооружение. Кабина инструктора размещена за кабиной обучаемого. Как то получилось, что ни оригинальный МиГ-29, ни МиГ-29УБ в музее не смотрятся, выглядят уставшими и небрежно покрашенными. Может их стоит переставить и покрасить в нормальный камо, ведь в реальности это вполне симпатичные машины
МиГ-29Э (9.21)(зав.№2960515125/сер.№15-14/ МАПО (Московское авиационное производственное объединение). 1985. ЦМВС (Центральный музей Вооружённых сил), ул. Советской Армии, дом № 2, Москва, 129110. Уникальный МиГ-29 хранится на задней наиболее плохо обустроенной площадке музея, он поступил из ММЗ "Зенит" им. Микояна, где модернизированный МиГ-29 №211 (изд. «9-21», бортовой №11) из серийного 9-12 в рамках научно-исследовательской работы по созданию интегрированного комплекса бортового оборудования истребителя МиГ-29 на основе цифровой вычислительной техники и мультиплексных каналов информационного обмена в середине 80-х. Облет доработанной машины был выполнен 1 августа 1986. На МиГ-29Э проводились испытания элементов бортового цифрового комплекса БЦК-29, нового информационного комплекса высотно-скоростных параметров с автономными приемниками воздушного давления, радиотехнической системы дальней навигации «Сатурн», каналов информационного обмена на основе волоконно-оптических линий связи. К концу декабря 1988 г. МиГ-29 №211 совершил более 50 испытательных полетов. После окончания НИР был "разоружен" и отправлен в музей.
На этом агрегате закончим пятую часть рассказа об экспонатах Минского авиамузея. В шестой части перейдем к боевым "Як"ам и "Су"хим, среди которых есть очень интересные машины. Встретимся через неделю. Оставайтесь с нами, будет познавательно...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Предыдущие часть обзора музея в Минске здесь:
Минский авиационный музей. Часть 1. От космоса до учебных реактивов.
Минский авиационный музей. Часть 2. Вертолёты Миля
Минский авиационный музей. Часть 3. Вертолёты, планеры и разное...
Минский авиационный музей. Часть 4. МиГи от -17 до -25 и не только в Минске