Найти в Дзене

Чем дальше от родителей, тем лучше: всегда ли это работает?

Скульптор Томас Леруа метафорично напоминает: самый тяжёлый груз, который мы несём — это наши собственные мысли. Его напоминание особенно точно описывает незавершённую сепарацию: где бы человек ни находился физически, например, рядом с родителями, в соседнем от них квартале или вовсе на другом континенте — его внутренний «багаж» в виде накопленных обид, списка претензий, чувства вины и ожиданий родительской похвалы всё равно «путешествует» вместе с ним. Неосмысленные обиды не только отягощают внутреннее состояние, но и влияют на другие сферы жизни: человек может бессознательно проецировать незавершённые отношения из детства (ожидания, требования) на партнёра, друзей или даже коллег, безуспешно пытаясь получить от них то, что недополучил когда-то. Соответственно, ключевой шаг к лёгкости заключается не во внешней, а во внутренней работе: глубокое осмысление и принятие родителей такими, какие они есть. Психологи (например, Вероника Хлебова) описывают этот непростой, но необходимый процесс

Скульптор Томас Леруа метафорично напоминает: самый тяжёлый груз, который мы несём — это наши собственные мысли. Его напоминание особенно точно описывает незавершённую сепарацию: где бы человек ни находился физически, например, рядом с родителями, в соседнем от них квартале или вовсе на другом континенте — его внутренний «багаж» в виде накопленных обид, списка претензий, чувства вины и ожиданий родительской похвалы всё равно «путешествует» вместе с ним.

Арт-объект, повторяющий стиль Томаса Леруа. Россия, Горячий Ключ
Арт-объект, повторяющий стиль Томаса Леруа. Россия, Горячий Ключ

Неосмысленные обиды не только отягощают внутреннее состояние, но и влияют на другие сферы жизни: человек может бессознательно проецировать незавершённые отношения из детства (ожидания, требования) на партнёра, друзей или даже коллег, безуспешно пытаясь получить от них то, что недополучил когда-то.

Соответственно, ключевой шаг к лёгкости заключается не во внешней, а во внутренней работе: глубокое осмысление и принятие родителей такими, какие они есть. Психологи (например, Вероника Хлебова) описывают этот непростой, но необходимый процесс так. Это когда детское восприятие родителей как идеализированных и всемогущих фигур сменяется взглядом как на реальных, обычных людей со своими травмами, ограничениями и уникальной историей.

Принятие этих фактов помогает снизить накал ожиданий, что они изменятся, или претензий, что они вас так и не поняли. Линдси Гибсон рекомендует практиковать позицию нейтрального наблюдателя (молча, мысленно описывать значимого близкого: его мимику, голос, реакции так, будто вы исследователь). Со временем разовьются объективный взгляд «независимого взрослого», самосознание, уверенность в себе и важнейшее умение — дать себе самому ту поддержку, заботу и любовь, которой когда-то не хватало, что открывает путь к смелой самореализации.

Таким образом, утверждение «Чем дальше от родителей, тем лучше» верно лишь отчасти. Мы можем жить отдельно и быть финансово независимыми, но если внутри остаёмся «невыросшими», мы так и будем таскать с собой старый багаж, повторяя знакомые сценарии, мешающие развиваться. Как видите, разобранный в статье стереотип не может считаться универсальным средством решения всех психологических сложностей в отношениях с родителями.